Добровольная безработица

Пигу и Кейнс выделяют также добровольную безработицу. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. Добровольная безработица возникает, во-первых, когда человек не хочет работать за низкую заработную плату.
Во-вторых, в любом обществе есть определенный процент людей, которые вообще не хотят работать (на Западе по расчетам экономистов их 15%).

24 Концептуальные основы рынка труда. Кадровая работа

КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА исхо­дит из того, что полная занятость есть норма рыночной эко­номики и поэтому государство не должно вмешиваться в проблемы рынка труда. Эта концепция основана на постула­тах классической политической экономии. Сторонники дан­ного подхода (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл, А. Пигу и др.) полагают, что общее перепроизводство невозможно, ибо предложение порождает спрос. В качестве регулятора рынка труда могут успешно использоваться цена и заработ­ная плата, которые, инициируя сокращение расходов, пре­дотвратят уменьшение реального объема выпуска, занято­сти и доходов. Приверженцы этой концепции считают, что конкуренция на рынке труда исключает вынужденную без­работицу, а изменения процентной ставки, эластичность соотношения цен и заработной платы обеспечивают полную занятость трудоспособного населения в народном хозяйстве. Согласно взглядам классиков, государственное вме­шательство в экономику и в проблемы рынка труда не только не нужно, но и вредно.

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА объясняет функционирование рынка труда несколько ина­че, чем классики. В соответствии с неоклассической кон­цепцией рынок труда действует на основе ценового равнове­сия, а главным регулятором рынка труда выступает цена рабочей силы.

Сторонники этой концепции (Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) утверждают, что безработица является добро­вольной, а причину безработицы усматривают в отказе ра­ботников трудиться за меньшую заработную плату. При­верженцы этого похода считают, что спрос и предложение ресурсов труда обеспечиваются посредством регулирования цены труда, позволяющего достигать равновесного состоя­ния спроса и предложения, что цена труда гибко реагирует на спрос рынка рабочей силы. Неоклассики отрицательно относятся к установлению государством минимальной за­работной платы, к профсоюзам, они трактуют это как «несо­вершенство» рынка.

КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА исхо­дит из того, что решение проблем рынка труда нужно искать не на стороне предложения, а на стороне эффективного спро­са. Проблема занятости была исходным пунктом макроэко­номического анализа. По Кейнсу, уровень занятости опре­деляется динамикой эффективного спроса, который, в свою очередь, складывается из ожидаемых расходов на потребле­ние и предполагаемых инвестиций.

Согласно концепции рынка труда Кейнса, суть государ­ственного регулирования заключается в том, чтобы переме­стить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7 % общей численности рабочей силы). Решающим фактором увеличения занятости, по Кейнсу, яв­ляется повышение нормы накопления. Следовательно, госу­дарство выступает основным стимулятором роста занятости населения.

Кейнсианская концепция рынка труда утверждает, что рынок труда находится в состоянии перманентного нерав­новесия, поэтому, согласно этому подходу, не существуетмеханизма, который бы обеспечивал полную занятость. При­чем, как полагают сторонники этой концепции (Дж. Кейнс, Р. Гордон и др.), полная занятость является случайной,но не закономерной. Сторонники этого концептуального подхода выступают за государственное регулирование рынка труда посредством увеличения либо уменьшения совокупного спроса, что предотвратит неравновесное состояние рынка труда. Приверженцы этой концепции отрицают возможность влияния на рынок труда посредством изменения процент­ной ставки и эластичности соотношения цен и заработной платы. Согласно взглядам кейнсианцев, цена рабочей силы — жестко фиксированная величина и в сущности не изменяет­ся, в частности в сторону понижения, а цена труда не вы­ступает регулятором рынка труда. По их мнению, спрос на рабочую силу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупным спросом либо объемом выпуска продукции.

МОНЕТАРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЫНКА ТРУДА ис­ходит из того, что рыночная экономика характеризуется устойчивостью и способна к саморегулированию. Наличие определенных диспропорций монетаристы определяют при­чинами внешнего вмешательства. Эта концепция отрицает государственное вмешательство в экономику, поскольку, как утверждают они, оно нарушает экономическое развитие.

Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления рав­новесия на рынке труда монетаристы предлагают использо­вать учетную ставку Центрального банка, размеры обязатель­ных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка.

Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, Д. Майзелман, К. Бруннер, А. Мельтцер и др. Они выступают против установления государством минимальной заработной пла­ты, укрепления позиций профсоюзов. Отсутствие информа­ции о наличии вакантных рабочих мест и безработных, кото­рое, по их мнению, углубляет неравновесное состояние рынка труда, рассматривают как отрицательные факторы рынка труда. Монетаристы считают, что в любой момент существует определенный уровень безработицы (имеет свойство совме­стимости с равновесием уровня реальной заработной пла­ты), который они именуют «естественной нормой безрабо­тицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда — это про­блемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от ее ес­тественной нормы.

Кадровая работа

: 1) элемент рынка труда; 2) на предприятии, в организации - одна из основных и важнейших составных частей управления персоналом. Это деятельность субъектов кадровых отношений по реализации кадровой политики, включающая организацию работы с персоналом, технологии, способы и методы реализации кадровой политики. Конкретными объектами КР являются: действующий персонал, а также те лица, которым предстоит трудиться в данной организации; отдельные компоненты самой технологии работы с кадрами - обучение, подбор, оценка, назначение на должность и др.

В КР выделяются следующие основные функции: планирование и прогнозирование потребности в кадрах; наем на работу; анализ рабочих мест и трудовых процессов; расстановка; профессиональное обучение и повышение квалификации; регулирование доходов и зарплаты; предоставление льгот, услуг и др. привилегий работникам (охрана здоровья, техника безопасности и пр.); планирование карьеры, продвижение по службе, перемещение и увольнение.

Земля и виды земельной ренты

Земляэкономический ресурс Земляэто ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог. Один из факторов производства.

Земельная рента — доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты

абсолютной ренты;

· дифференциальной ренты;

· монопольной ренты.

Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле. Абсолютную земельную ренту получают собственники абсолютно всех участков земли независимо от их качественных характеристик (отсюда название этого вида ренты). Причиной абсолютной земельной ренты является монополия частной собственности на землю.

Дифференциальная рента – дополнительный доход, получаемый при использовании земли с высокими (лучшими, чем у других участков земли) качественными характеристиками. Дифференциальной она называется потому, что каждый земельный участок приносит предпринимателю свою экономическую прибыль, не совпадающую по величине с экономической прибылью с другого земельного участка равной площади.

Различают дифференциальную ренту I и дифференциальную ренту II. Источниками дифференциальной ренты I является дополнительная прибыль, получаемая при эксплуатации относительно лучших и средних участков земли. Кроме того, дифференциальная рента I образуется из-за различий в местоположении земельных участков. Участки расположенные ближе к центру или к месту переработки сельскохозяйственной продукции приносят их владельцам дополнительный доход в форме дифференциальной ренты I.

Дифференциальная рента II связана с вложениями арендаторами капитала в арендуемую землю, что улучшает ее качественные характеристики и обеспечивает получение добавочной прибыли сверх той, которая имела место до осуществления вложений.

Дифференциальная рента возникает в результате ограниченности земли, как источника продукции сельского хозяйства и полезных ископаемых. Эта ограниченность приводит к тому, что цены на продукцию, производство которой связано с использованием земли как ресурса, определяются условиями производства на худших участках, так как продукции только лучших и средних участков недостаточно для удовлетворения общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибыль, представляющая собой разницу между издержками производства на худших участках и издержками производства на средних и лучших участках.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образующейся при продаже определенных видов редкой продукции по монопольной цене.

На практике рентные отношения имеют прямое отношение к механизму формирования арендной платы за пользование землей и цены земли. Фактически арендная плата представляет собой цену за пользование землей или, другими словами, это издержки пользователя земли, которые он должен осуществлять, используя этот ресурс в течение какого-то времени, поскольку

земля, как правило, принадлежит не ему. Таким образом, арендная плата – это рента с точки зрения арендатора. Поэтому рента и арендная плата количественно совпадают, если на арендуемой земле нет каких-то элементов основного капитала. Если же такие элементы присутствуют и принадлежат, при этом, собственнику земли, то арендная плата включает в себя кроме ренты ссудный процент на примененный к земле капитал, а также амортизационные отчисления на этот капитал. Эта особенность арендной платы имеет зачастую достаточно существенное значение и влияет на характер арендных отношений. Так, улучшение качественных характеристик земли, даже если оно является следствием деятельности арендатора, становится достоянием собственника земли после истечения срока арендного соглашения. Поэтому арендатору выгоднее заключать арендное соглашение на длительный срок, в то время как арендодатель (собственник земли) объективно стремиться к минимизации сроков аренды. Очевидно, что в этих условиях нормализация арендных отношений предполагает применение мер государственного регулирования, направленных на оптимизацию сроков аренды или получение прав на компенсацию затрат по улучшению качественных характеристик земли.

 

25 Основной капитал. Амортизация

Основной капитал (или основные фонды) – это средства труда, участвующие в производстве МНОГОКРАТНО, при этом постепенно физически и морально изнашиваются, постепенно перенося свою стоимость на стоимость произведенной продукции (амортизация).

Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимости готового продукта постепенно. После сбыта товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт, модернизацию и реновацию (замену изношенных) средств труда. Основные фонды в денежной форме называют основными средствами.

В структуре основного капитала выделяют активные фонды (непосредственно участвующие в производстве – станки, машины и другое оборудование) и фонды пассивные (которые создают необходимые условия для производства – производственные здания, сооружения и другие объекты).

Амортизация (depreciation) — это процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа, как материального, так и морального.

По мере старения оборудования, зданий и сооружений, машин и других основных средств, из стоимости конечной продукции осуществляются денежные отчисления, с целью их дальнейшего обновления. Данные денежные потоки называются амортизационными отчислениями. Для этого создаются специальные амортизационные фонды, в которых аккумулируются все перечисленные средства после продажи готовой продукции.

Процент, необходимый для возмещения стоимости части капитального блага, подвергшееся в течении года износу, расчитывается отношением суммы ежегодных амортизационных отчислений к стоимости основного средства и называется нормой амортизации.

Например, на производственном предприятии по металлообработке имеется токарный станок, стоимость которого составляет 250 000 руб. Срок службы станка составляет 20 лет. Исходя из этих данных можно рассчитать, что сумма амортизационных отчислений составит:

250 000 руб. / 20 лет = 12 500 руб. в год.

Оборотный капитал и его анализ

Оборотный капитал — понятие классической политической экономии Адама Смита. Одно из основных понятий политической экономии К. Маркса. Оборотный капитал, как и основной капитал, выражает определённые производственные отношения, складывающиеся с развитием предпринимательства.

Оборотный капитал — это финансовые ресурсы, вложенные в объекты, использование которых осуществляется фирмой либо в рамках одного воспроизводственного цикла, либо в рамках относительно короткого календарного периода (как правило, не более одного года).

Оборотный капитал — это капитал, инвестируемый в текущую деятельность на период каждого операционного цикла. Часто это трактуется как текущие активы, оборотные средства.

Оборотный капитал участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на продукцию, в то время как основной капитал неоднократно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость на продукцию по частям. Поэтому оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. С увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капитала время оборота всего капитала сокращается.

 

Методика анализа оборотного капитала основывается в первую очередь на условном разделении статей оборотных активов на три группы, сообразуясь со степенью их ликвидности:

1) ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги);

2) ликвидные средства, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта (обязательства покупателей, запасы товарно-материальных ценностей);

3) неликвидные средства (сомнительная дебиторская задолженность, незавершенное производство, расходы будущих периодов).

асчет оборотных средств в днях оборота, по данным бухгалтерской отчетности, показывает, на сколько дней хватило бы оборотных средств в отчетном (прошлом) периоде. Однако эти оборотные средства будут использованы в следующем за отчетным периоде. Поэтому следует фактическую сумму оборотных средств разделить на планируемую однодневную реализацию продукции следующего периода.

Для расчета используется следующая формула:

Оборотные средства в днях затрат показывают на сколько дней работы предприятия хватит оборотных средств для производства продукции. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы оборотных средств на однодневные затраты за период по формуле:

Среднегодовая сумма оборотных средств характеризует сумму оборотных средств в среднем за год. Этот показатель широко используется при составлении бизнес-планов и анализе эффективности использования оборотных средств. Она рассчитывается по среднехронологической формуле:

Об.с-ва - среднегодовая сумма оборотных средств;

Об.С1,... Об.Сn.;- сумма оборотных средств на момент времени.

Сумма собственных оборотных средств (СОС) характеризует, как и название, сколько собственных источников средств находится в обороте. Рассчитать сумму собственных оборотных средств можно двумя способами:

СОС = СК+ДП-ВА= с.1300+с.1400-с.1100

СОС = ТА-ТП= с.1200 – с.1500

СК – собственный капитал

ДП – долгосрочные пассивы

ВА – внеоборотные активы

ТА – текущие активы

ТП – текущие пассивы

 

26 Составление бизнес-плана

БИЗНЕС-ПЛАН

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится. Предприниматель, желающий наладить производство электронной техники должен подготовить подробный план – это диктуется и техническими сложностями самого продукта, и масштабами рынка электронной техники. Если же речь идет о розничной торговле, то бизнес-план может быть гораздо более простым.

Бизнес-план нужен не только самому предпринимателю, но и его потенциальным инвесторам, а также будущим сотрудникам предприятия, которым небызинтересно будет с ними ознакомиться. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции,

- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель будет действовать нам этапе становления предприятия,

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

При составлении бизнес-плана приходится думать о будущем и предоставлять себе, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху.

Структура бизнес-плана.

Время, которое занимает составление бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки предпринимателя. План должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальны инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели.

1. Титульный лист. В нем указываются:

- полное название и адрес фирмы,

- Ф.И.О. предпринимателя и его контактные телефоны,

- суть предлагаемого проекта (2-3 фразы),

- совокупная стоимость проекта,

- заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению. Для предпринимателя это важно, поскольку защищает его права на идею.

2. Вводная часть. Она должна быть краткой (не более 3-4 страниц) и должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно – чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что этот проект будет успешным.

3. Анализ положения дел в отрасли. Рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальным конкурентов, указать их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела.

4. Сущность предлагаемого проекта. Нужно описать предлагаемый продукт или услугу, рассказать о том, где и в каком помещении будет находиться фирма или ее офис, сколько и каких специалистов потребуется, рассказать немного о себе и своих партнерах (если таковые имеются) и, если предприятие уже существует, рассказать о том, что и как оно выпускало раньше.

5. Производственный план. Если создаваемое предприятие относится к категории производственных, для него необходимо составить производственный план, содержащий полное описание всего производственного процесса. Необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием для каждого наименования фирмы-поставщика (название, адрес, условия поставки), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем.

Если создаваемое предприятия – торговое, то данный раздел плана называется «Торговый план». В нем описывается процедура закупки партий товаров, схема контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.

6. План маркетинга. Маркетинг – это искусство предложить потребителю товар или услугу, которая будет пользоваться спросом, правильно назначить цену, подобрать каналы сбыта и организовать рекламную кампанию.

План маркетинга должен удовлетворять следующим критериям:

- в его основе должны лежать реальные факты и реалистичные допущения,

- он должен предусматривать рациональное использование всех наличных ресурсов,

- он должен строиться с расчетом на перспективу, так чтобы каждый последующий план маркетинга вытекал из предыдущего,

- все формулировки должны быть краткими и ясными,

- план должен быть гибким, поскольку от этого может зависеть его успешная реализация,

- он должен давать количественные ориентиры, по которым можно будет отслеживать его выполнение.

Этапы составления плана маркетинга:

а). Анализ текущей ситуации. Это анализ внешних (тенденции в экономике, демографии, технологии, динамике спроса и т.д.) и внутренних (финансовые ресурсы, кадры и т.д.) факторов, оказывающих влияние на создаваемое предприятие.

б). Сегментация рынка – это разбиение на более мелкие, однородные участки. Зная, из каких сегментов состоит рынок, предприниматель может выбирать, на какие именно сегменты ориентироваться – на все, на некоторые или вообще лишь на один конкретный сегмент.

в). Сильные и слабые стороны. Для предпринимателя важно с самого начала выяснить все преимущества и недостатки своего продукта с точки зрения выбранного сегмента рынка.

г). Выбор целей и задач. Они должны давать ясное понимание того, к чему следует стремиться, и выражаться в конкретных показателях (желательно количественных) – доле рынка, рентабельности, объемах продаж (в разбивке по регионам), темпах, разветвленности системы сбыта, числе перспективных разработок, показателях, характеризующих политику цен и рекламную политику.

д). Выбор стратегии маркетинга и обеспечивающих ее программ. Этот комплекс решений должен дать ответ на вопрос, каким путем надо идти.

Неудачная формулировка: нужно добиться увеличения объемов продаж путем снижения цен.

Удачная формулировка: нужно добиться увеличения объемов продаж путем:

- снижения цен на 10%,

- презентации продукции на ярмарке,

- рассылки по почте 1000 рекламных писем потенциальным потребителям.

е). Распределение обязанностей. Необходимо назначить исполнителей, которые будут отвечать за реализацию каждой программы или мероприятия, предусмотренного планом.

ж). Контроль за реализацией плана маркетинга. Обычно подразумевается отслеживание конкретных показателей – объемов продаж по видам продукции, по регионам, по торговым агентам и т.п. Получение любого сигнала о неблагополучии позволит предпринимателю вовремя принять меры и перестроить свою стратегию.

 

29 Организационный план

В данном разделе бизнес-плана следует указать форму собственности создаваемого предприятия – будет ли это единоличное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если предприятие мыслится как товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если речь идет об акционерном обществе, необходимо дать сведения о количестве выпускаемых акций, о том, к какому типу эти акции относятся, указать имена, адреса и краткие биографические сведения о всех членах совета директоров и руководителях этого предприятия. Рекомендуется также представить организационную схему с указанием для каждого руководителя его места в организационной иерархии и круга его обязанностей.

30 Понятие и специфика макроэкономики

Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой.

Особенности макроэкономики состоят в том, что в этом разделе экономической теории изучаются отношения, которые объединяют национальное хозяйство в единое целое. Анализ реальной действительности во всех странах позволяет выявить следующие объективные основания, на которые опирается и благодаря которым скрепляется единство всего национального хозяйства.

Во-первых, макроэкономика – это не простая механическая сумма низовых звеньев народного хозяйства. Она представляет такую совокупность прочных связей, которые интегрируют всех хозяйственные элементы в единую целостность. К объединяющим взаимоотношениям можно причислить:

а).общее разделение труда между всеми крупными сферами, отраслями производства и регионами,

б).кооперирование крупных структурных подразделений производства (поставка друг другу частей совместно изготовляемой продукции),

в).национальный рынок, образующий единое экономическое пространство.

В результате такой интеграции образуется макросистема, которую принято именовать народнохозяйственный комплекс. Он органически соединяет все звенья материального и нематериального производства в целостный организм.

Во-вторых, материальным фундаментом макроэкономики является национальное богатство.

Национальное богатство – совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, имеющихся в стране. Эта совокупность включает:

а).производственные основные фонды (здания, машины, оборудование и другое),

б).непроизводственные основные фонды (жилища, здания и оборудование учреждений образования, здравоохранения и т.п.),

в).материальные оборотные средства,

г).личное имущество населения.

В-третьих, макроэкономика опирается на свою специфическую хозяйственную базу, призванную осуществлять общенациональные потребности и интересы. Сюда входят:

а).значительное государственное присвоение материальных благ и услуг,

б).производство общественных (государственных) благ и организация их коллективного потребления,

в).общенациональная инфраструктура (производственная и социальная).

В-четвертых, государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали соединяют его со всеми домашними хозяйствами и фирмами. Через такие связи оно проводит активную экономическую политику, используя финансы, кредит, бюджет и другие имеющиеся в его распоряжении средства и рычаги воздействия на ход хозяйственного развития страны.

Система национальных счетов.Основные макроэкономические показатели

Система национальных счетов (СНС) – система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой.

СНС возникла в наиболее развитых странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономикой и формированию экономической политики.

К основным категориям СНС относятся:

а). экономические функции – основные экономические процессы: производство, потребление и накопление,

б). экономические операции – те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций,

в). экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения,

г). объекты экономических операций – товар, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.

Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов.

Национальная экономика охватывает деятельность только национальных резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:

- экономическая территория,

- резидент,

- центр экономического интереса.

Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:

а).воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.п.,

б).территориальные анклавы за рубежом, то есть зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства и другие дипломатические учреждения). Свободные зоны или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

Резидент – институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, то есть которая занимается или собирается заниматься экономической деятельностью или операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного времени (год или более).

Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны.

Производственная деятельность включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, то есть предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос.

В понятие «производство» по методологии СНС включаются все виды деятельности, в том числе:

- незаконное производство,

- любые поставки товаров и услуг между заведениями, принадлежащими одному и тому же предприятию,

- незавершенное производство,

- производство товаров и услуг домашними хозяйствами, а также услуг, оказываемых наемной оплачиваемой домашней прислугой,

- капитальный ремонт и строительство индивидуальных жилищ,

- услуги по использованию домашними хозяйствами, государственными учреждениями и некоммерческими организациями собственных зданий.

Основными макроэкономическими показатели являются:

§ Валовый национальный продукт

§ Валовый внутренний продукт

§ Чистый национальный продукт

§ Валовый национальный доход

§ Валовый национальный располагаемый доход

§ Конечное потребление

§ Валовое накопление

§ Чистое кредитование и чистое заимствование

§ Сальдо внешней торговли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: