Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

 

32 Совокупный спрос и совокупное предложение

совокупного спроса и совокупного предложения.

33 Совокупный спрос (AD – aggregatedemand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

34 •; спрос на потребительские товары и услуги (C);

35 •; спрос на инвестиционные товары (I);

36 •; спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

37 •; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

38 Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

39 AD = C + I + G + X.

Понятие экономического равновесия тесно связано с понятиями

совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос (AD – aggregatedemand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

•; спрос на потребительские товары и услуги (C);

•; спрос на инвестиционные товары (I);

•; спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

•; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregatedemand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат (рис. 12.1). На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

 

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с:

•; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

•; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых

активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;

• эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние

неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

•; предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);

•; факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;

п»ї

•; факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

•; государственная политика, определяющая государственные расходы;

•; условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.

Изменения совокупного спроса отражены на рис. 9.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.

Совокупное предложение (AS – aggregatesupply) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении) произведенная (предложенная) в обществе

К неценовым факторам предложения относят изменения в

технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.

 

33 Экономический рост и его типы

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Различают два пути экономического роста – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства. Например, устанавливается большее количество оборудования; осуществляется прием дополнительных рабочих; увеличиваются площади обработанных земель; разрабатываются новые месторождения; технология производства при этом остается в неизменном виде. Интенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства. К таким факторам можно отнести:

1) повышение уровня квалификации рабочей силы;

2) использование достижений научно-технического прогресса;

3) перераспределение ресурсов (т. е. капитал и рабочая сила переходят из низкоэффективных отраслей в высокоэффективные) приводит к повышению отдачи капитала и повышению производительности труда;

4) экономия от масштабов производства (чем выше объем производства, тем ниже затраты на единицу продукции на рекламу, сбыт и т. п.).-

34 Понятие инфляции. Причины инфляции.Инфляция спроса и предложения

Инфляция – рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит обесценивание денег, снижается покупательная способность населения. Процесс, обратный инфляции, то есть снижение цен, называется дефляцией.

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

Рост заработной платы;

Удорожание сырья и энергоносителей;

Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

К основным причинам возникновения инфляции относятся такие факторы:

- сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) при неизменном объеме денежной массы в обращении;

- рост государственных расходов за счет эмиссии;(Выпуск ценных бумаг, бумажных денег.)

- чрезмерное расширение объемов кредитования компаний и частных лиц;

- монополизм в экономике, когда крупные фирмы получают возможность определять стоимость своей продукции и издержек.

35 Показатели инфляции. Типы инфляции

Типы инфляции.

Существует два типа инфляции: открытая и подавленная.

Открытая инфляция разворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.

Открытая инфляция может протекать в различных формах. Это:

1.Инфляция спроса;

Инфляция издержек

Инфляция спроса может быть представлена следующим образом.

Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Инфляция издержек (предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда и за счет роста цен на сырье и энергию.

36 Функции и виды денег

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

§ Меры стоимости

§ Средства обращения

§ Средства платежа

§ Средства сбережения и накопления

§ Мировые деньги

Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.

Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:

§ условия производства;

§ условия обмена.

Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.

Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.

В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.

Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.

Средства платежа -время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).

Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.

Мировые деньги используются в международных расчетах.

В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.

Виды денег в современной системе денежного обращения

§ Наличные деньги

§ Разменная монета

§ Бумажные деньги:

§ Казначейские билеты -выпускались государством, не имели вещественной стоимости, но были обязательны для приема во всех платежах и расчетах.Сегодня в большинстве стран бумажные деньги в связи с их свойством к обесцениванию заменяются кредитными деньгами (Кредитные деньги — это деньги, возникшие на основе развития кредитных отношений. Разливают наличные и безналичные кредитные деньги.).

§ Ассигнации

§ Кредитные деньги:

§ Векселя

§ Банкноты

§ Чеки

§ Безналичные деньги — деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.

§ Кредитные пластиковые карты

§ Платежные пластиковые карты

§ Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

 

37 Кредит и кредитная система


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: