Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.
32 Совокупный спрос и совокупное предложение
совокупного спроса и совокупного предложения.
33 Совокупный спрос (AD – aggregatedemand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:
34 •; спрос на потребительские товары и услуги (C);
35 •; спрос на инвестиционные товары (I);
36 •; спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
37 •; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).
38 Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:
39 AD = C + I + G + X.
Понятие экономического равновесия тесно связано с понятиями
совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос (AD – aggregatedemand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:
|
|
•; спрос на потребительские товары и услуги (C);
•; спрос на инвестиционные товары (I);
•; спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
•; чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).
Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:
AD = C + I + G + X.
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:
MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике;
Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег.
Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregatedemand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат (рис. 12.1). На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.
|
|
Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с:
•; эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;
•; эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых
активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос;
• эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.
Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние
неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
•; предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);
•; факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;
п»ї
•; факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
•; государственная политика, определяющая государственные расходы;
•; условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.
Изменения совокупного спроса отражены на рис. 9.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение.
Совокупное предложение (AS – aggregatesupply) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении) произведенная (предложенная) в обществе
К неценовым факторам предложения относят изменения в
технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.
33 Экономический рост и его типы
Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.
Различают два пути экономического роста – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска продукции достигается за счет количественного расширения используемых факторов производства. Например, устанавливается большее количество оборудования; осуществляется прием дополнительных рабочих; увеличиваются площади обработанных земель; разрабатываются новые месторождения; технология производства при этом остается в неизменном виде. Интенсивный путь экономического роста – увеличение выпуска достигается за счет качественного улучшения используемых факторов производства. К таким факторам можно отнести:
1) повышение уровня квалификации рабочей силы;
2) использование достижений научно-технического прогресса;
3) перераспределение ресурсов (т. е. капитал и рабочая сила переходят из низкоэффективных отраслей в высокоэффективные) приводит к повышению отдачи капитала и повышению производительности труда;
4) экономия от масштабов производства (чем выше объем производства, тем ниже затраты на единицу продукции на рекламу, сбыт и т. п.).-
34 Понятие инфляции. Причины инфляции.Инфляция спроса и предложения
|
|
Инфляция – рост цен на товары и услуги. При инфляции происходит обесценивание денег, снижается покупательная способность населения. Процесс, обратный инфляции, то есть снижение цен, называется дефляцией.
Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:
Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;
Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:
Рост заработной платы;
Удорожание сырья и энергоносителей;
Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;
Финансовая политика государства.
Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.
Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).
К основным причинам возникновения инфляции относятся такие факторы:
|
|
- сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) при неизменном объеме денежной массы в обращении;
- рост государственных расходов за счет эмиссии;(Выпуск ценных бумаг, бумажных денег.)
- чрезмерное расширение объемов кредитования компаний и частных лиц;
- монополизм в экономике, когда крупные фирмы получают возможность определять стоимость своей продукции и издержек.
35 Показатели инфляции. Типы инфляции
Типы инфляции.
Существует два типа инфляции: открытая и подавленная.
Открытая инфляция разворачивается на рынках, где действуют свободные цены. Открытая инфляция при неравномерности повышения цен деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. Экономика продолжает реагировать на рыночные сигналы и самонастраиваться в направлении равновесия различных рынков.
Открытая инфляция может протекать в различных формах. Это:
1.Инфляция спроса;
Инфляция издержек
Инфляция спроса может быть представлена следующим образом.
Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. В общем плане инфляция спроса обозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.
Инфляция издержек (предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда и за счет роста цен на сырье и энергию.
36 Функции и виды денег
Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
§ Меры стоимости
§ Средства обращения
§ Средства платежа
§ Средства сбережения и накопления
§ Мировые деньги
Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.
Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
§ условия производства;
§ условия обмена.
Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.
Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.
В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
Средства платежа -время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
Виды денег в современной системе денежного обращения
§ Наличные деньги
§ Разменная монета
§ Бумажные деньги:
§ Казначейские билеты -выпускались государством, не имели вещественной стоимости, но были обязательны для приема во всех платежах и расчетах.Сегодня в большинстве стран бумажные деньги в связи с их свойством к обесцениванию заменяются кредитными деньгами (Кредитные деньги — это деньги, возникшие на основе развития кредитных отношений. Разливают наличные и безналичные кредитные деньги.).
§ Ассигнации
§ Кредитные деньги:
§ Векселя
§ Банкноты
§ Чеки
§ Безналичные деньги — деньги, которые существуют только в виде записей на расчетных, текущих, сберегательных и других счетах физических и юридических лиц. Компьютеризация банковского сектора привела к возникновению электронных денег и кредитных карточек.
§ Кредитные пластиковые карты
§ Платежные пластиковые карты
§ Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах
37 Кредит и кредитная система