Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности

Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет подробно

останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст Инструкции

прилагается к пособию для самостоятельного изучения.

Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько десятков

ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные экологические и

другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования. Структурированный

перечень этих документов приводится в приложении к Программе по данному

курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в приложении к приказу

Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.

Российское законодательство содержит требование разработки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так или иначе

влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим безусловно

можно утверждать, что цели разработки ОВОС ‑ превентивные меры, вполне

отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды".

Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой

деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и

оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.

Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности,

формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о

намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования

(ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. Фактически сюда же

следует относить и планирование послепроектной стадии. Согласно закону "Об

экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап разработки проекта должен

сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС. При этом на каждом из этапов

осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной)

проработки проекта, так и характером выводов, завершающих ОВОС. На этапах,

когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС

‑ показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать

экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем,

связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой

спецификой деятельности.

Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и

количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных

количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных последствий,

с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения,

которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные

последствия.

Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют сущность

раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с ним

представляются на ГЭЭ.

Сопоставление двух понятий. вынесенных в название курса, сделанное во

Введении показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза"

(обычно воспринимаемая как ГЭЭ) ‑ это контрольная проверка результатов

Исследований и прогнозов, чем по сути и является ОВОС.

Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а более

Подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном письме

Госкомэкологии РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: