Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет подробно
останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст Инструкции
прилагается к пособию для самостоятельного изучения.
Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько десятков
ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные экологические и
другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования. Структурированный
перечень этих документов приводится в приложении к Программе по данному
курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в приложении к приказу
Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.
Российское законодательство содержит требование разработки оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до реализации любого проекта, так или иначе
влияющего на состояние элементов окружающей среды. В связи с этим безусловно
можно утверждать, что цели разработки ОВОС ‑ превентивные меры, вполне
отвечающие по смыслу термину "охрана окружающей среды".
Для предотвращения любых негативных последствий различной человеческой
|
|
деятельности необходимо последовательно, этап за этапом, рассматривать и
оценивать как прямые, так и косвенные последствия любого воздействия.
Каждый из проектов, касающихся любого вида человеческой деятельности,
формально включает в себя несколько этапов, начиная с декларации о
намерениях, прединвестиционного обоснования, технико-экономического обоснования
(ТЭО) и расчетов (ТЭР) и кончая рабочим проектированием. Фактически сюда же
следует относить и планирование послепроектной стадии. Согласно закону "Об
экологической экспертизе" (ст. 3 и 14) любой этап разработки проекта должен
сопровождаться разделом, имеющим характер ОВОС. При этом на каждом из этапов
осуществляемые оценки отличаются друг от друга как степенью (глубиной)
проработки проекта, так и характером выводов, завершающих ОВОС. На этапах,
когда требуется только обосновать необходимость данной деятельности, цель ОВОС
‑ показать экологическую возможность её осуществления и сформулировать
экологические предпосылки возникновения тех или иных экологических проблем,
связанных как с региональными особенностями территории, так и с отраслевой
спецификой деятельности.
Соответственно, проектная стадия, когда известны и качественные и
количественные нагрузки на среду, требует от раздела ОВОС также конкретных
количественных (или экспертных - качественных) оценок возможных последствий,
с тем, чтобы предусмотреть такие технические и технологические решения,
которые позволяют или избежать или свести к минимуму нежелательные
|
|
последствия.
Согласованные таким образом с проектными решениями оценки составляют сущность
раздела ОВОС, являющегося неотъемлемой частью проекта, и вместе с ним
представляются на ГЭЭ.
Сопоставление двух понятий. вынесенных в название курса, сделанное во
Введении показывает их принципиальное отличие: "экологическая экспертиза"
(обычно воспринимаемая как ГЭЭ) ‑ это контрольная проверка результатов
Исследований и прогнозов, чем по сути и является ОВОС.
Процедура ОВОС в общем виде закреплена в Положении об ОВОС в РФ, а более
Подробно описывается в Руководстве по проведению ОВОС и в специальном письме
Госкомэкологии РФ.