Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятием принято считать открытую систему, существование которой становится возможным лишь в том случае, если будут выполняться все условия активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда внешней средой принято считать комлексностьактивных господствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и каких-либо иных внешних условий и факторов, которые действуют в окружении той или иной организации и оказывают влияние на разные сферы его деятельности.

Внешняя среда делится на:

1. Микросреда. Это среда, оказывающая непосредственное влияние на организацию, создающаяся поставщиками материально-технических ресурсов, потребителями товарок (услуг), торговыми и маркетинговыми посредниками, конкурентами, различными государственными органами, финансово-кредитными организациями, страховыми фирмами и другими контактными аудиториями;

2. Макросреда. Это среда, оказывающая достаточно значительное влияние на организацию и ее микросреду, включающую в себя природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятием должны ограничиваться любые негативные воздействия, возникающие со стороны каких-либо внешних факторов, которое могут оказывать наиболее существенное влияние на результаты его деятельности или, наоборот более полно применять любые возможности, которые будут благоприятно влиять на предприятие.

Рис. 2 Внешняя среда предприятия

Поставщиками принято считатьразличные субъекты управления, которые обеспечивают фирму материально-техническими и энергетическими ресурсами, используемые в процессе изготовления какой-либо конкретной продукции или услуг.

К главным клиентам организации относятся потребители товаров (услуг) на различных потребительских рынках:

¾ потребительском;

¾ изготовителей;

¾ посредническом;

¾ государственных организаций;

¾ международном.

Маркетинговыми посредниками являются компании, которые своими действиями помогают предприятию продвигаться на рынке, реализовывать и распространять продукцию среди потребителей. В их число входят торговые посредники, организации, которые специализируются непосредственно на организации товародвижения, а также различные фирмы, оказывающие маркетинговые услуги.

Конкурентами принято считать соперников фирмы изготовителя, которые ведут активное противостояние за более выгодные условия изготовления и реализации одной и той же или подобной продукции, а также за извлечение наивысшей прибыли с продаж.

Промышленным организациям необходимо постоянно заниматься исследованием фирм-конкурентов, чтобы производимая ими продукция была конкурентоспособной. Также предприятием следует заниматься разработкой новых рыночных стратегий и придерживаться определенной тактики.

Контактными аудиториями считаются фирмы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают какое-либо влияние на ее способность выполнять конкретные задачи, поставленные для достижения определенных целей. В их число входят финансовые круги, средства массовой информации, разные государственные организации, которые являются представительной и исполнительной властью, население и общественные учреждения.

В макросреде на предприятие оказывается значительно большее количество различных факторов, чем в микросреде. Им присуща многовариантность, неточность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Что касается природной среды, то для нее характерными являются следующие факторы: недостаток некоторых видов сырья, рост цен на энергию и все большее вмешательство государственных органов в процесс осмысленного применения и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Если же говорить о демографической среде, для нее являются свойственными следующие факторы: рост смертности, уменьшение показателя рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

В результате того, что снижается показатель рождаемости, происходит постепенное уменьшение потребности в различных товарах на демографических рынках – детских, подростковых, молодежных. Вследствие этого у предприятия появляется необходимость в приспосабливаемости своей деятельности для сатисфакции потребностей клиентов, которые находятся в среднем, предпенсионном и пенсионном возрасте. Диверсификация структуры населения по возрастным группам приводит к тому, что происходит постоянное сокращение трудового потенциала, потому как трудоспособными, в большинстве регионов является лишь небольшая часть населения. В результате этого предприятию необходимо разрабатывать стратегии, которые позволяют экономить живой труда посредством технико-технологического перевооружения, увеличением уровня механизации и автоматизации процессов производства.

Научно-технические факторы. Одну из главных ролей в развитии и увеличение объемов производства играет, конечно же, научно-технический прогресс. В его состав входят все звенья процесса, которые включают фундаментальные, теоретические исследования, утилитарные изощрения, конструкторско-технологические разработки и образцы новейшей техники, ее изучение и производство. Также ведется постоянное совершенствование материально-технической базы промышленных организаций, увеличивается показатель производительности труда.

Экономические факторы. Главными факторами данной среды являются: рост и спад производства, уровень и темпы инфляции, колебания государственной валюты относительно других, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для данной среды являются свойственными следующие факторы: постоянный рост показателей загрязнения природной среды и аугментация интервенции в процесс осмысленной эксплуатации и воспроизводства полезных ископаемых, ужесточение мер контроля со стороны государственных органов, которые неустанно бдят за высоким качеством и безопасностью изготовляемой предприятиями продукции.

Политические факторы. Не малое влияние оказывается на производственную и социальную деятельность организации событиями, которые происходят в политической среде. Для нее являются свойственными следующие факторы: регулирование деятельности предприятия законодательными органами, ужесточение требований государственными организациями, которые отслеживают полное соблюдение всех законов. К изменению условий управления, могут привести внезапные изменения политической ситуации в государстве.

Международные факторы. К ним относятся: интернационализация мировой экономики, скачки стоимости иностранных валют на мировом рынке, увеличение экономической мощи конкретных стран, становление международной финансовой системы, возникновение новых рынков более крупных размеров. Все эти факторы оказывают достаточно существенное влияние на организацию, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы - это по существу реакция на внешнюю среду.

Главной задачей, которая ставится предприятием, является извлечение максимальной прибыли. Однако в этом случае, обязательно должны браться в расчет, как внутренняя среда, так и внешняя. Все многообразие внутренней среды организации сводится к следующим увеличенным сферам деятельности:

¾ производство;

¾ маркетинг;

¾ НИОКР;

¾ финансовое руководство;

¾ общее руководство.

Подобное разделение на сферы деятельности определяется в общей и производственно-организационных структурах.

Любая промышленная организация являет собой достаточно сложную производственно-экономическую систему, обладающую многогранной деятельностью. К главным необходимо отнести следующие направления, которые выделяются наиболее четко:

¾ комплексный анализ рынка;

¾ инновационная деятельность;

¾ производственная деятельность;

¾ коммерческая деятельность организаций на рынке;

¾ материально-техническое обеспечение производства;

¾ экономическая деятельность организации;

¾ послепродажный сервис товаров производственно-технического и потребительского назначения;

¾ социальная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: