Неоклассическая школа 19 - начало 21 вв

История экономических учений

 

Впервые термин «экономика» был предложен Ксенофонтом. Он обратил внимание на значение разделения труда и его связь с размерами рынка. Ксенофонт указывал на наличие в товаре меновой стоимости. Древнегреческий мыслитель Платон защищал натуральное рабовладельческое хозяйство. Сводил функции денег, средства обращения, объясняя связи между разделением труда, торговлей, деньгами.Аристотель дал глубокий анализ важнейших эконом.проблем: меновая стоимость. Защищал натуральное хоз-во, основанное на труде рабов.Экономическая мысль феодализма западной европы может быть проиллюстрирована на примере экономич взглядов Фомы Аквинского, выступавшего с защитой сословных интересов. Он изучил процент и считал, что он является платой за риск, который может быть причинен кредитору.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ:

Меркантилизм 16-17 вв.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимопродавать больше чем покупать.Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.Наиболее известные представители меркантилизма: Томас Мен, Антуа де Монкретьен.Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы 18 век.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.Основными представителями школы являлись: Франсуа Кенэ, Анн Робер Тюрго.
Классическая школа политэкономики конец 18 - 1-я пол.19 вв

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Марксизм 19 - 20 вв.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра.Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Неоклассическая школа 19 - начало 21 вв

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма (основная идея - использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя).Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун. Маршалл положил соновы развития микроэкономики, исследовав законы спроса и предложения, рыночное равновесие. Он ввел понятие эластичность спроса и предложения, исследовал предельную полезность. Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: