Цена - денежное выражение стоимости товара, работы, услуги. Она показывает за сколько продавец готов продать товар, а покупатель купить. Цена в экономике предприятия выполняет следующие функции:
1. Учётная - позволяет измерить затраты и результаты фирмы
2. Стимулирующая функция - цена стимулирует научно-технический прогресс, стимулирование экономии затрат, качества продукции и т.д.
3. Распределительная функция - цена приводит к распределению средств между отраслями, регионами, группами населения
4. Функция балансирования спроса и предложения (например, цена на нефть)
5. Функция рационального размещения производства
Виды цен:
1. оптовая цена предприятия - цена по которой производитель реализует продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
2. Цена по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям. Она включает в себя оптовую цену предприятия, расходы + расходы снабженческо-бытовой организации + её прибыль + налог на добавленную стоимость (НДС).
|
|
3. Розничная цена - цена по которой реализуется продукция в розничной сети. К предыдущей цене добавляются затраты и прибыль розницы и налог с продаж. В реальной практике на определённые виды товаров устанавливаются акцизы, т.е. обязательная добавка к цене, которая затем изымается государством.
1.
2.
3. Договорная цена - которая устанавливается между заказчиком и подрядчиком
На продукцию сельского хозяйства используется закупочная цена. Тарифы грузового и пассажирского транспорта включают два вида затрат:
l Затраты на погрузку и выгрузку
l Затраты на транспортировку груза
Цены на бытовые и коммунальные услуги делятся на две группы:
l Коммерческие цены (ремонт обуви, пошив одежды)
l Цены на услуги естественных монополий (вода, электроэнергия, водоотведение) - Тарифы устанавливаются государством и местными органами управления. Поскольку наблюдается инфляция, то эти тарифы регулярно повышаются.
Цены различаются по степени свободы образования:
1. свободная цена, которая формируется под действием спроса и предложения.
2. Регулируемая цена на которую определенное влияние оказывает государство путём:
- ограничением роста или снижением цены. Снижение цен контролируется государством для предотвращения демпинговых цен.
- регламентация рентабильности
- установление предельных надбавок к цене
- фиксированная цена, которая устанавливается и контролируется государством или местными органами - это цены на услуги монополии.