Рынок - это сфера взаимодействия производителей и потребителей в масштабе региона, государства или мира.
1.Функции рынка:
-информационная
-распределительная
-санирующая(терапевтическая)
-стимулирование технического прогресса
2.Виды рынка:
- по экономическому назначению: товаров и услуг, недвижимости, труда, ценных бумаг, капитала;
-по географическому положению: местный, национальный, мировой;
- по отраслям: рынок земли, зерна, автомобилей, компьютеров и т.д.
Рынок и рыночные механизмы.
Рыночные отношения регулируются двумя объективными экономическими законами: законом спроса и предложения, законом стоимости.
Спрос- это потребность покупателей в данном товаре или услуге выраженная в их покупательной способности.
Величина спроса – это количество товара и услуги, которую покупатели готовы купить по данной цене в определённое время, в определённом месте.
Факторы спроса: цена товара (для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором, при прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене — покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам, в случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена); качество товара; вкусы и предпочтения потребителей; доход потребителей; цены на родственные товары; ожидания потребителей; количество потребителей и частота покупок; торговая марка; реклама.
Культурные традиции общества — важный фактор спроса, например в мусульманских странах спрос на мини-юбки вряд ли будет высоким.
Потребительский спрос — обеспеченный денежными средствами населения спрос на товары и услуги. Потребительский спрос является ведущим фактором экономического роста индустриально развитых стран. Активный потребительский спрос является предпосылкой для увеличения занятости, так как почти всегда основная масса рабочей силы сосредотачивается на предприятиях, экономическую деятельность которых стимулирует спрос населения.
Потребительский спрос ограничен ценами на товары-заменители.
(Изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.)