Тыл в годы 1МВ. Мобилизация войск

Централизация экономики

1. Империю разделили на 13 районов

2. Закрыли заводы

3. Военно-промышленные комитеты

4. 4 особых совещания

5. Финансовая система: полное государственное кредитование

6. Система общественных организаций работает а общий фронт

7. Достраивается Транссиб

8. Закладываются города

Огромные масштабы воен. действий потребовали от воюющих держав полной мобилизации людских, сырьевых, материальных и продовольственных ресурсов. В странах Антанты под ружье было поставлено 45 млн. чел, в странах германской коалиции-25 млн. Иначе говоря, в кровавую бойню была брошена 1/2самой работоспособной части мужского населения. Гигантские армии требовали непрерывного обеспечения вооружением, боеприпасами, про-довольствием, обмундированием. Промышленность воюющих держав за годы войны дала фронту почти 30 млн. винтовок и пулеметов и 50 млрд. патронов. Огромных расходов потребовало создание новой, более сложной военной техники, например самолетов, производство которых за годы войны выросло в 24 раза.

Для массовых воен. поставок н. б. не т-ко новые производств. мощности, но и более эффект. способ орг-ции хозяйств. жизни. Таким способом стало гос. Регулир-е эк-ки и соц. отн-й. В годы войны впервые был осуществлен практически всеобъемлющий гос. контроль над хоз.жизнью. Тенденция к гос. регулир-ю соц-эк жизни была доведена до конца. Кап-зм приобрел черты воен. гос-монополистич.капитализма(ГМК).

В воюющих державах был создан спец. аппарат регулир-я эк-ки- гос.военно-эк.управления, опиравшиеся на содействие «наблюдательных комитетов» из предст-лей пром-сти и банков. Эти управл-я осуществляли контроль над ист-ками финансир-я нар.х-ва, распределяли гос. заказы и необход. для их выполн-я сырье и оборуд-е. Они определяли объемы пр-ва, виды продукции, ее цены, сроки изг-я. Первонач. задачей управлений стало приспособл-е к нуждам войны многочисл.заводов и фабрик, ранее занятых произв-вом мирной продукции.

Правительств. комитеты по с/х сырью и продовольствию вводили принудит. посевные планы и требовали от кр-н обязат. сдачи урожая г-ву. Для регулир-я потребл-я осн. продуктов питания сначала в Австро-Венгрии и Германии, а затем и в других странах была введена карточная система. Гос. монополия внешней торговли обеспечивала контроль за поставками сырья и продовол-ия по импорту.

Регулир-е рынка труда в воен.время перешло к гос. службам занятости. Реформистское рук-во профсоюзов поддержало правительств.курс на установл-е «гражданского мира» и заявило об отказе от стачек. Бесперебойный приток раб.силы на стратегически важные предпр-я обеспечивали «трудовые мобилизации». Оставшиеся в тылу рабочие рассматривались как военнослужащие, «откомандированные на пр-во», на которых распространялась воен. дисциплина. Если рабочий был недоволен, его могли отправить на фронт. В ряде случаев труд. повинность распространялась на все муж.нас-е(16-60). Жизнен. ур-нь нас-я резко снизился. Возросли налоги и различные поборы, включая займы. Шире во всех отраслях пром-сти стал применяться труд женщин и детей, при этом их з/пл оставалась значительно более низкой, чем у мужчин. Прод-сть раб.дня составляла 10-12 часов. З-ны об охране труда не соблюдались. Стачки запрещались, а их участников преследовали по з-нам военного времени.

Промышленность

5.1.1. Объем промышленного производства в 1914-1916 гг. вырос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. Развивалась как крупное частное и казенное, так и кооперативное и артельное производство, работавшее на оборону.

Несколько изменилась отраслевая промышленная структура. При сокращении мирной легкой промышленности, тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10-20 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. Нехватка снарядов, винтовок и обмундирования больше не наблюдалась. Россия в 1916 г. с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно-техническом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям.

Узким местом оставался транспорт. Железнодорожное строительство продолжалось, но транспортная сеть едва справлялась с нуждами фронта. Снабжение тыла резко ухудшилось при наличии достаточных запасов продовольствия.

^ 5.1.2. Новые формы организации промышленности. Большую роль в мобилизации мелкой промышленности сыграли образовавшиеся в 1915 г. общественные Земский и Городской союзы. Ими был создан объединенный по снабжению армии комитет, под председательством Г.Е. Львова (Земгор), занимавшиеся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствия для армии и т.п.

Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли ^ Военно-промышленные комитеты (председатель Центрального ВПК А.И. Гучков)

Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им ^ Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам. Особое совещание по обороне координировало деятельность других особых совещаний и множества отраслевых комитетов: металлургического, сахарного, суконного и пр. Во главе каждого совещания и комитета стоял министр. Поскольку совещания регулировали деятельность не только казенных, но и частных предприятий, в их руководства входили не только государственные чиновники, но и члены Госсовета и Думы, а также представители крупных предпринимателей.

^ 5.2. Сельское хозяйство пострадало в большей степени. В связи с мобилизацией почти половины трудоспособных сельскохозяйственных работников, конфискацией для армии 2,5 млн. рабочих лошадей и оккупацией части российской территории посевные площади сократились на 10 %, сбор зерна - на 20 %, производство мяса - на 70 %.

В то же время, благодаря прекращению зернового экспорта, принятию сухого закона и введению в 1916 г. в ряде губерний продразверстки принудительной продажи части хлеба для нужд армии по фиксированным ценам, хлеба и в целом продовольствия в стране было достаточно. Нехватка хлеба на фронте и в прифронтовых городах, в том числе в Петрограде, вызывалась лишь транспортными проблемами.

В то же время сбор некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля, сократился. Снижение производства сахара на 35% привело к введению карточек на него.

5.3. Финансы. Военные расходы в 3 раза превышали доход государства, серьезно сократившийся из-за запрета на продажу алкоголя. Дефицит бюджета покрывался возросшей денежной эмиссией, внешними и внутренними займами. В результате государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным, образовались излишки бумажных денег, быстро росла инфляция. В 1914-1916 гг. цены выросли в 4-5 раз.

Призывные кампании 1914-1917; Помощь семьям мобилизованных на военную службу; Забота о больных и раненых воинах; Благотворительная поддержка армии\; Прием и размещение беженцев

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: