Исторические условия и особенности развития русской культуры в начале 20 века

Модерн – новое мировоззрение по отношению к старому, испытало на себе формы буржуазного влияния.

1. Искусство попадает в безцензурные условия (нет нормы, образцов) – появление различных самостоятельных творческих групп в поэзии и живописи, начинают сами для себя определять смысл творчества

2. Эксперименты (язык, форма, цвет) – Маяковский, Алексеев, Северянин

3. Отказ от гражданской поэзии

4. ДЕКАДЕНТСТВО. В конце 19 - нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализмом

5. Элитарный характер

6. Синтез различных видов искусства (Скрябин сопровождал музыку светом)

7. Воздействие западной культуры (Дягилев – организатор «Русских сезонов в Париже»)

8. Воздействие социальный потрясений и первой революции

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков.

Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием важнейшие его характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры.

Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.

Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.

 

Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано - тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века.

Личность художника-поэта понимается как «носителя внутреннего слова, органа мировой души, ознаменователя сокровенной связи сущего, тайновидца и тайнотворца жизни». Он является своеобразным «трансформатором» и «транслятором» музыки небесных космических сфер, которая доступна ему и не доступна простым смертным. Именно художник с помощью поэзии, музыки, живописи доводит эту «зашифрованную информацию» до простых смертных через творческие откровения, каковыми и выступают: стихотворение, симфония, картина и т.д.

Серебряный век в русской культуре – это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века – это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника». Богатейшее культурное наследие этого периода составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой культуры.

Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф – в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России конца XIX – начала XX в. Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла и начало совершенно иной эпохи. Повышенный и обостренный «идеологизм», несущий в себе обоснованно исторический опыт, или же, наоборот, мистифицированное представление о мире (от ницшеанских идей до обновленного религиозного «мессианства») – одно из важных отличительных свойств русской культуры 90-х годов. После безвременья, депрессии 80-х начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90-е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал.

Данный период называют «серебряным веком» русской культуры», т. к. он характеризовался новым расцветом поэзии, музыки, театра, живописи и архитектуры. Наука. В. И. Вернадский создал учение о биосфере. В. М. Бехтерев сделал важнейшие открытия в области физиологии, биофизики, рефлексологии. Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский внесли огромный вклад в развитие самолетостроения. К. Э. Циолковский создает труды по космонавтике. Переживает расцвет философия. Результатом переосмысления революции 1905 г. талсборник«Вехи».Егоавторы(П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков) осуждали интеллигенцию за догматизм, оторванность от народа и подстрекательство к революции. Литература. Наступает новый расцвет русской поэзии. Возникли новые направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый), акмеизм (О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв), футуризм (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников). Всем им присуще внимание к форме стиха. Появляются новые имена в прозе — И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Андреев. Живопись. Традиции XIX в. продолжали Репин, Суриков, Васнецов. Представителями русского импрессионизма были — В. А. Серов, И. Э. Грабарь, С. А- Коровин. Вокруг журнала «Мир искусств» объединились Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, А. А. Бенуа, Л. С. Бакст. В общество «Бубновый валет» входили Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, П. П. Кончаловский, в «Голубую розу» — К. С. Петров-Водкин, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян. Художники-новаторы — П. Н. Филонов, К. С. Малевич, В. В. Кандинский. Архитектура. Распространяется стиль модерн (здание Ярославского вокзала в Москве, дом Рябушинских — архитектор Ф. О. Шехтель). Театр. Появляются Московский художественный театр, Драматический театр в Петербурге. Возникает сценическая школа К. С. Станиславского. Крупнейшими артистами того времени были В. Ф. Комиссаржевская, И. М. Москвин, М. Н. Ермолова. Музыка. Крупнейшие композиторы начала XX в. — И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, певцы — Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Развитию искусства в России конца XIX — начала XX в. неоценимую помощь оказывали русские меценаты Мамонтов, Рябушинский, Морозов, Бахрушин, Нечаев-Мальцев, семейство фабрикантов Щукиных



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: