Спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения

 

Ценовая функция спроса. Закон спроса.

 

Спрос показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.

 

Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».

 

Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.

 

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

 

Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса.

 

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

• Цена данного товара;

• Цены других товаров (субститутов и комплиментов);

• Текущие доходы потребителей;

• Вкусы и предпочтения потребителей;

• Объективные (внешние) условия потребления;

• Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама;

• Запасы товара;

• Период времени, в том числе и сезонность потребления;

• Ожидания потребителей.

 

Исключения из закона спроса.

 

1. Эффект «цена – показатель качества».

 

Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

 

2. Эффект ожидаемой динамики цен.

Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения покупок других товаров).

 

3. Эффект престижного спроса (эффект Веблена).

 

Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая редкий товар, как правило, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.

 

4. Эффект Гиффена.

 

Этот довольно редкий феномен, когда на подорожавший товар возрастает покупательский спрос, был впервые замечен в середине ХХ века в Ирландии: подорожавший картофель население стало покупать больше. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.

 

Влияние на спрос неценовых факторов.

 

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

• Уровень доходов в обществе;

• Размеры рынка;

• Мода, сезонность;

• Наличие товаров-субститутов (заменителей);

• Инфляционные ожидания.

 

Ценовая функция предложения.

 

Предложение – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

 

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

 

Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.

 

Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения.

 

Факторами предложения являются:

• Цена данного товара;

• Цены на другие товары – комплименты и субституты;

• Издержки производства;

• Политика государства в области производства (налоги и субсидии);

• Уровень технологии, управления и организации труда;

• Количество фирм на рынке;

• Имеющиеся производственные мощности;

• Объективные (внешние) условия производства (O);

Информация о рынке (Inf);

Ожидания производителей (Е).

 

Влияние на предложение неценовых факторов.

 

К неценовым факторам относят:

 

1. Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.

 

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

 

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

 

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

 

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

 

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

 

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

 

Равновесие спроса и предложения.

 

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

 

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

 

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

 

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

 

 

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

 

Pe = PD = PS – равновесная цена;

 

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

 

Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Ив ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

 

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.

 

Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

 

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

 

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.

 

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

 

 

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

 

Индивидуальный и рыночный спрос и предложение.

 

До сих пор мы рассматривали спрос и предложение в основном с позиции отдельного покупателя (потребителя) и отдельного продавца (производителя). Однако для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей.

Индивидуальные запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос, а из предложений отдельных продавцов (производителей) складывается рыночное предложение.

Функция спроса и предложения определяет общее направление их изменения в зависимости от цены на товар, но индивидуальные различия в характере и форме этого изменения могут быть весьма существенными.

 

 

Чем более полого выглядит кривая спроса, тем сильнее зависимость объема спроса от изменения цены. В случае, если кривая спроса занимает горизонтальное положение (d4), эта зависимость становится бесконечно большой. В другом крайнем случае, когда линия спроса становится абсолютно вертикальной (d3), эта зависимость падает до нуля.

Индивидуальные различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т. д. Индивидуальный спрос - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлен путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Hа графике линия рыночного спроса получается как горизонтальная сумма объемов индивидуального спроса при каждом уровне цены. Чем больше покупателей на рынке данного товара, тем более пологий вид принимает линия рыночного спроса. В случае, когда потребителей миллионы, линия рыночного спроса становится практически горизонтальной.

Аналогичные рассуждения могут быть приведены и в отношении индивидуального и рыночного предложения. Как и в случае со спросом, предложение разных производителей (продавцов) может измениться с разной степенью интенсивности при изменении цены.

Чем сильнее изменяется предложение в ответ на равное изменение цены, тем более полого выглядит на графике линия индивидуального предложения. При горизонтальном ее расположении зависимость изменения объема от изменения цены стремится к бесконечности. Наоборот, вертикальный вид линии предложения говорит о «нечувствительности» функции предложения к любым изменениям цены.

 

 

 

Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).

Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и графического. Приведем пример графического решения. Пусть на рынке имеются только две фирмы производителя A и B. Зависимость их индивидуального предложения от цены представлена на двух первых графиках.

 

 

Нетрудно заметить, что, как и в случае с рыночным спросом, наклон кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения.

 

Эластичность спроса и предложения.

 

Ценовая эластичность – эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены. Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.

 

• Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:

 

1. Если коэффициент ценовой эластичности больше 1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса), то спрос является эластичным. Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.

 

2. Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1 (процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса), то спрос является неэластичным. Крайняя форма неэластичного спроса – совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).

 

3. Если коэффициент ценовой эластичности равен 1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса), то спрос имеет единичную эластичность.

 

• Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.

 

• Коэффициент перекрестной эластичности – характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля – то товары взаимодополняемые; если равен нулю – то товары независимые, несвязанные.

 

Для анализа предложения также используют показатель эластичности.

 

Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара.

 

Эластичность предложения зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

 

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется (приспособляется) к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

 

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

 

• Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.

 

• Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение в этом случае является неэластичным.

 

• Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

 

• Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения в этом случае достигает максимальной величины.

 

Государственное регулирование рынка: налоги, дотации, фиксированные цены.

 

Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д. Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.). Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики. Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы. Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.

 

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

 

В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

 

Дотация – безвозвратное денежное пособие, предоставляемое из государственного бюджета организациям, предприятиям, местным органам власти, отдельным лицам для покрытия убытков, компенсации потерь, балансирования местных бюджетов и других целей. В России дотируются, как правило, низкорентабельные производства, но имеющие важное значение для национальной экономики. Широкое распространение получила по отношению к сельскохозяйственному производству, социально-культурным учреждениям, жилищно-коммунальному хозяйству, фундаментальной науке.

Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

 

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

 

Периоды в микроэкономике.

 

Долгосрочный период – это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.

 

Кроме того, долгосрочный период характеризуется также изменением числа функционирующих в отрасли фирм, поскольку в течение этого времени преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли. Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.

 

В отличие от долгосрочного в течение краткосрочного периода фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести сверхурочные работы или нанять дополнительных работников. Даже после этого пройдет какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.

 

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количества машин и оборудования, используемых в производстве. Это период фиксированных производственных мощностей.

 

Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: