Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». «Симтоматика психической депривации может охарактеризовать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности».
Внешне депривация проявляется в поведении, характеризующемся широким спектром признаков социально-психологической адаптации.
Социальная депривация – сужение социального поля активности ребенка и ограничение возможностей для усвоения социальной роли. Крайняя степень социальной депривации – «волчьи» и «одичавшие» дети,
Влияние депривации на развитие личности
Формы психической депривации и ее проявления по И.В. Ярославцевой[8]:
|
|
1. Материнская депривация:
- отсутствие базового доверия к миру;
- несформированность самосознания;
- несформированность произвольных форм поведения;
- инфантилизм.
2. Эмоциональная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- несформированность мотивационно-потребностной сферы;
- эмоционально-личностные нарушения;
- аффективные расстройства нарушения.
3. Социальная депривация:
- снижение коммуникативно-познавательной активности;
- трудности в установлении контактов;
- нарушение процесса социального и профессионального самоопределения.
4. Когнитивная депривация:
- снижение познавательных интересов;
- затруднение в понимании и предвосхищении событий;
- дисгармония интеллектуального развития;
- нарушение поведенческой регуляции.
5. Сенсорная депривация:
- замедление и дезорганизация развития психических процессов;
- задержка процесса становления ориентировочно-исследовательского поведения;
- дизонтогенетическое развитие.
6. Соматическая депривация:
- соматическая ослабленность;
- физический инфантилизм;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- хронические болезни.
В чистом виде каждый из данных видов депривации можно выделить только в специальных исследованиях. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно выделить, как действуют отдельные депривационные характеристики в детском возрасте, накладываясь на процесс развития. Тем более трудно понять это, если человек воспитывался в условиях детского дома, школы-интерната, когда сенсорная, эмоциональная, социальная депривация сопряжены и являются следствием материнской депривации.
|
|
Для полноценного становления личности важным условием выступает гармонизация всех взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Если по какой-либо причине возникают препятствия общению индивида с внешним миром, то это имеет патогенное значение для его развития.
Уровни депривации
Традиционно в психолого-педагогической практике выделяются два уровня проявления депривации в зависимости от времени и полноты прерывания связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми:
1. Полная депривация – соответствует условиям, когда ребенок развивается в детском доме и не имеет контактов с родственниками с самого рождения или с раннего детства.
2. Частичная депривация – соответствует условиям развития воспитанников детского дома, имеющих возможность какое-то время проводить в семье или с близкими им людьми.
Депривация, несмотря на сложность и специфичность, не является неизменной и постоянной. При создании вокруг ребенка оптимальных условий ее негативные симптомы сглаживаются, что является важным в плане организации психолого-педагогического сопровождения развития детей.