Параметры глобального экологического кризиса 6 страница

Негативные последствия становятся особенно значительными при развитии массового отдыха. В Крыму на начальных этапах развития рекреационной системы численность приезжающих не приводила к конфликтам с природным окружением. Кроме того, преобладал организованный отдых (до 80 % приезжали по путевкам), что позволяло регулировать потоки отдыхающих и нагрузки. В 60—70-е гг. во всех странах мира наблюдался «туристический взрыв» — резкий количественный рост отдыхающих. Для Крыма это тоже был «пик» всплеска количества отдыхающих и развития рекреационной отрасли (табл. 3.3).

 

Динамика роста приезжающих в Крым на отдых

 

 

Год Всего отдыхающих, тыс. человек В том числе
организованных (по путевкам) неорганизованных (без путевок)
       
       
       
  4 000 1 000 3 000
  7 200 1 600 5 600
  8 300 2 100 6 200
  2 500   1 640
  4 000   3 090
  4 400   3 510
  4 700   3 800

К негативным последствиям следует отнести отставание в строительстве рекреационных учреждений и сферы услуг, что кардинально изменило соотно­шение между организованными и неорганизованными отдыхающими. Стихийный массовый отдых привел к большим нагрузкам на всю инфраструктуру, на природные комплексы, создал ряд сложных проблем, которые не решены до сих пор. Например, продолжается беспорядочная застройка временными (сезонными) домиками морского побережья, нерешенными остаются вопросы землепользования в трехкилометровой курортной зоне (рис. 3.13).

Таким образом, выявляется прямая зависимость рекреационной отрасли от качества окружающей среды и природных ресурсов, а также неразрывная связь между состоянием природных ландшафтов и воздействующими на них рекреационными нагрузками.

 

 

В настоящее время рекреационные системы размещены преимущественно в южной части полуострова, на его побережье. ЮБК — основной рекреационный район Крыма, где сосредоточены санатории, пансионаты, туристские гостиницы (табл. 3.4). Из-за концентрации отдыхающих в Большой Ялте и Алуште эти курорты в последние годы перегружены здравницами, транспортом, жилыми зданиями, подсобными

 
 

помещениями, вследствие чего ухудшаются экологические условия пребывания людей на курортах, снижается эффективность всех видов рекреационной деятельности.

Климатолечению на крымских курортах, особенно лечению легочных и нервно-соматических заболеваний, способствует насыщенность крымского воздуха морскими ионами и фитонцидами растений (летучими веществами, выделяемыми растениями и способными подавлять рост болезнетворных бактерий). Но они сменяются запахом перегоревшего жира от жарки шашлыков, отработанными газами водных мотоциклов, сыростью непроветриваемых пляжей и др.

Из-за активного строительства на горных склонах усиливаются негативные процессы: активизируются оползни, сели, что ухудшает экологическую обстановку в самой ценной курортной части Крыма — на ЮБК, испытывающем и без того дефицит в территориальных ресурсах.

Снижается качество природных ресурсов на грязевых и бальнео­логических (использующих минеральные воды) курортах западного (Саки, Евпатория) и восточного (Судак, Феодосия) побережья полуострова. Основная причина — загрязнение бассейнов формирования минеральных вод и мест их выхода бытовыми стоками и отходами с животноводческих ферм, просачивающимися в почву. В лиманные озера с лечебными грязями попадают не только загрязняющие вещества, но и пресная вода с орошаемых полей, расположенных вокруг курортов. В результате происходит распреснение рапы соленых озер, нарушаются биохимические процессы формирования грязей, в некоторых озерах они покрываются твердой гипсовой коркой и т. п. К тому же огромное количество целебной грязи долгое время вывозилось за пределы Крыма (для проведения грязевых процедур в других городах), что привело к сокращению их запасов. Уже непригодны для грязелечения оз. Аджиголь (около Феодосии), Мойнаки (в Евпатории).

Оздоровительные рекреационные ресурсы — море и пляжи — подвержены загрязнению бытовому и нефтепродуктами, попадающими с транспортных и военных морских судов. Наблюдается размыв пляжей, связанный с забором на строительство песка и гальки. На участках, где построены берегоукрепительные сооружения, изменились (не в лучшую сторону) условия обитания морских организмов уменьшилась прозрачность морской воды за счет выноса в море пыли с отсыпанных искусственных пляжей, а следовательно, сократилась глубина проникновения в воду солнечных лучей и др.

Наряду с традиционными для крымских курортов санаторным лечением и оздоровительным отдыхом все большую популярность на полуострове приобретает туризм. В 60—80-е гг. туристско-экскурсионные организации Крыма обслуживали ежегодно от 9 до 13 млн туристов и экскурсантов. Туристскими ресурсами являются природные и культурно-исторические достопримечательности, которых в Крыму довольно много. Но и они страдают от чрезмерного использования, например:

был красивейший участок пляжа с крупными окатанными гальками — его называли гранильней Головкинского (по имени известного крымского профессора-гидролога). Но при прокладке труб водовода бульдозеры так перекопали весь пляж, что от достопримечательности остались только воспоминания;

знаменитый Атлеш на Тарханкутском полуострове обезображен металлическими трубами, сваями, тросами и примитивными строениями кафе;

вокруг видовой площадки над Ласпи, куда часто приезжают молодожены и разбивают «на счастье» бутылку шампанского, образовалось уродливое скопление разбитого стекла;

после зимнего отдыха на заснеженных склонах в окрестностях Ангарского перевала остаются скопления полиэтиленовой пленки, которая весной мешает нормально развиваться травяному покрову.

Город, район Количество В том числе
  учреждений санатории и санатории- дома пансио- базы и др.
  долгосрочного пансионаты профилакто- отдыха наты учреждения
  пребывания с лечением рии     отдыха
Всего по Крыму            
В том числе:            
Алушта          
Евпатория          
Керчь          
Саки        
Симферополь    
Судак          
Феодосия          
Ялта          
Бахчисарайский        
Белогорский    
Кировский      
Ленинский        
Раздольненский    
Сакский          
Симферопольский        
Черноморский          

 

В последнем десятилетии XX в. социально-экономические беды страны привели к разрушению относительно слаженной системы отдыха на полуострове. С одной стороны, это хорошо, так как «отдыхала» и восстанавливалась нарушенная природа: ранее проложенные в горной части полуострова туристские тропы быстро заросли (их уже трудно обнаружить). С другой стороны, экономический урон, нанесенный крымским курортам, не позволяет осуществлять технологическое совершенствование рекреационной инфраструктуры, охрану ресурсов, поддержание экологической среды на оптимальном уровне. Разрушаются недостроенные корпуса здравниц, сократились работы по благоустройству пляжей, лесных рекреационных территорий, парков и т. п. Наметившееся возрождение рекреационной отрасли пока не отразилось ни на бюджете, ни на уровне жизни обслуживающего персонала, ни на улучшении состояния среды на крымских курортах.

Экологическая ситуация на планете, в городах, вокруг каждого человека становится все более напряженной и порой небезопасной. Рекреационные территории, и Крымский полуостров в том числе, должны эффективно выполнять важную функцию сохранения здоровья людей в условия экологически качественной, максимально сохраненной окружающей средь Рекреационная отрасль, являясь конкурентом «грязным» производствам несовместима с добывающей промышленностью, тепловой энергетикой химической промышленностью, с предприятиями ВПК. Совместит рекреацию можно лишь с сельским хозяйством (при условии невысоко степени интенсивности), гидроэнергетикой, лесоводством и другим экологически относительно чистыми производствами. С этой точки зрения Крыму оправдано наличие больших территорий с различным режимом заповедности.

 

3.5. Транспорт

 

Среднесуточная интенсивность движения, вертикальный транспорт.

 

Транспорт выполняет важнейшую роль во внутрирайонном, межрайонном и межгосударственном разделении труда. Будучи потребителем большой количества энергоносителей, транспорт играет достаточно заметную отрицательную экологическую роль.

Общее представление о транспортной системе полуострова дает табл. 3.5

Главное место в перевозке грузов и пассажиров занимает автомобильный транспорт. Осью полуострова является автомагистраль Симферополь-Москва. Основные каркасные магистрали: Симферополь—Феодосия—Керчь Симферополь—Севастополь, Симферополь—Евпатория, Симферополь-Алушта—Ялта—Севастополь, Симферополь—Алушта—Судак—Феодосия Остальные дороги имеют региональное и местное значение. В целом средняя, плотность автодорог в расчете на единицу площади довольно высокая; составляет 244 км/1 ООО км2 (по Украине — 234 км/1 ООО км2).

Грузовые автомобили, шт. 36 278
Пассажирские автобусы, шт. 7 830
Легковые автомобили, шт. 247 379
Грузовые суда, шт.  
Рыболовецкие суда, шт.  
Пассажирские суда, шт.  
Буксирные суда, шт.  
Научно-исследовательские суда, шт.  
Обслуживающие суда, шт.  
Троллейбусы, шт.  
Трамвайные вагоны, шт.  
Железные дороги, км 644,2
Автомобильные дороги, км 6 625,0
Троллейбусные линии, км 328,1
Трамвайные линии, км 20,0
Трубопроводы,км 1 126

В Крыму 6 625 км автомобильных дорог. Вдоль них формируются полосы устойчивого загрязнения. В 1992 г. выбросы автотранспорта достигли 160 тыс.т.

 

Состояние транспорта Крыма

 
 

 

 

Функционирование автодорог неизбежно сказывается на состояния окружающей среды. Наиболее распространенное средство наземной безрельсового транспорта — автомобиль — использует в качестве горючей продукты переработки нефти, газа или растительного сырья, при этом в почву

 
 

попадают тяжелые металлы из выхлопных труб автомашин, а воздушный бассейн загрязняется газообразными выбросами и шумами.

Вдоль дорог полуострова посажены лесополосы, в составе которых много плодовых деревьев. Раньше они не только украшали дороги, но и служили дополнительным источником получения вкусных плодов (абрикос, айвы). Сейчас же, когда резко выросла интенсивность транспортного потока, они стали аккумуляторами вредных, опасных для здоровья веществ. В последние годы многие лесополосы подвергаются вырубке на топливо, из-за чего они перестают выполнять свои защитные функции (рис. 3.14).

В городах на долю автомобилей приходится в среднем 70—80 % от общей величины загрязнения. В Крыму автомобильное загрязнение заметно увеличилось в последние годы из-за некачественного топлива, а также в связи с завозом из-за рубежа большого числа машин, нередко тех марок, которые уже запрещены к использованию в других странах.

Среднесуточная интенсивность движения на автомагистрали первого класса на участке Симферополь—Красногвардейское достигает 12—13 тыс. машин. Наблюдаются ее колебания в течение недели и по сезонам года: в летние месяцы в южном направлении порой движется сплошной поток машин.

С большими трудностями сталкивается строительство и эксплуатация автодорог в горном Крыму (рис. 3.15). Большая крутизна склонов заставляет создавать сложнейшие дорожные серпантины (на склонах Ай-Петри, в районе Байдарских Ворот, на участке Алушта—Судак), расчлененный рельеф и оползни — строить мосты и туннели. Из-за малой ширины дорог часто по одной полосе движутся «в затылок друг другу» груженые самосвалы и скоростные легковушки. Мало удачно спроектированных транспортных развязок, позволяющих машинам маневрировать в случае аварии.

В равнинном Крыму местные дороги (вдоль сельскохозяйственных угодий, каналов, в селах) часто не благоустроены, из-за чего транспортные средства выбирают объезды, создавая все новые дороги. Казалось бы, небольшие нарушения, но по всему полуострову под такими «дорожными угодьями» находятся значительные площади плодороднейших земель.

Железнодорожный транспорт. Больше всего грузов перевозится на участках Симферополь—Джанкой и Джанкой—Керчь. Линейно вытянутые автомобильные и железные дороги являются своеобразными коридорами, по которым на значительные расстояния переносятся загрязняющие вещества: углеводороды, азотсодержащие вещества, тяжелые металлы и др. При неполном сгорании топлива и выбросе искр возникают пожары. Одновременно дороги являются своего рода «мусоропроводами».

Они же становятся барьерами для распространения растений и животных, препятствуют естественному стоку вод (рис. 3.16).

 

Традиционным для полуострова является морской транспорт, хотя его доля в перемещении грузов и перевозке пассажиров незначительна из-за неразвитости портового хозяйства и отсутствия современных транспортных средств.

Самый молодой трубопроводный транспорт используется для подачи газа по направлениям: Голицыно—Глебовка—Симферополь, Симферополь— Севастополь, Джанкой—Симферополь, Красноперекопск—Джанкой— Феодосия—Керчь. Планируется проложить газопровод по дну Каркинитского залива от месторождения Штормовое (в Черном море) к Глебовскому газохранилищу. Трубопроводы, в отличие от других транспортных средств, воздействуют на окружающую среду кратковременно, только при земляных работах во время прокладки, но часто вдоль них остаются нерекультивированные участки земель, груды мусора. Кроме того, трубопроводы являются потенциальными объектами экологического риска при каких-либо чрезвычайных ситуациях.

Воздушный транспорт. По объему перевозок Симферопольский аэропорт в начале 90-х гг. ненамного отставал от Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В перспективе — использование бывших военных аэродромов в районе пос. Кировское, городов Саки, Джанкой, около Керчи (Багерово), севернее Севастополя (Бельбек) и др. Для рекреационных перевозок на полуострове были построены и вертолетные площадки в Ялте, Алуште, около пещеры Мраморной, на плато Чатырдага, но дороговизна и шумовое «загрязнение» приостановили их функционирование.

Наряду с традиционными видами транспорта для курортов, особенно расположенных в горной местности, необходимо создание особых, скоростных и экологически чистых видов сообщения. Вертикальный транспорт (канатные дороги) не получил развития из-за сложности строительства и экологических ограничений (учитывая наличие заповедников в горах). Первая канатная дорога в Крыму была не вертикальной, а горизонтальной: ее построили в 1943—1944 гг. для перевозки военных грузов через Керченский пролив. Небольшие участки канатных дорог для перевозки отдыхающих в 60-е гг. XX в. были построены в Ялте (в санаториях «Горный», «Донбасс», на склонах г. Дарсан и др.). Канатная дорога из Мисхора наг. Ай-Петри строилась больше 10 лет и стала функционировать с 1988 г. Ее протяженность 3,5 км, перепад высот— 1142 м.

Экологически более чистым транспортным средством является троллейбус. Он осуществляет сообщение не только в городах, но и между ними (Симферополь—Алушта—Ялта). Общая эксплуатационная длина троллейбусных линий превысила 300 км.

Транспортная сеть Крыма в будущем представляется специалистам по-разному: предлагается проведение железной дороги по Южному берегу Крыма (выше современного автомобильного шоссе); планируется сделать выход железнодорожной ветки на ЮБК по туннелю (аналогично туннелю, подающему воду в Ялту); рекомендуется строительство сети монорельсовых дорог. Несомненно одно — транспорт должен стимулировать развитие крымских курортов и быть экологически совершенным, чтобы сохранить среду обитания и основные рекреационные ресурсы климатических курортов полуострова.

 

 

Глава 4. Методы изучения состояния окружающей среды

В Крыму


4.1. Методы экологических исследований

Экологические оценки, субъектно-объектные отноше­ния, предельно допустимая концентрация (ПДК), пре­дельно допустимый уровень (ПДУ), предельно допустимый выброс (ПДВ), предельно допустимый сброс (ПДС), метод исследования, общие и специальные методы, теоретичес­кие методы, экспериментальные методы, эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, экспресс-методы, индикационный метод.

В экологии, как и во многих других науках, первичные знания получают в результате наблюдений, экспериментов и моделирования. Полученные факты далее обрабатывают, обобщают, на их основе формулируют законы и теории. Отличительной особенностью экологии является присутствие двух элементов анализа — объекта и субъекта. Нельзя оценивать экологическое состояние окружающей среды, не определив, с чьих позиций или интересов производится оценивание. То, что хорошо для человека, может быть плохо для растений или животных и наоборот. Поэтому для более объективной оценки состояния окружающей среды была разработана система экологических оценок с учетом субъектно-объектных отношений.

На рис. 4.1 показаны три наиболее крупные группы участников экологических отношений. Это природные геосистемы, человек (человеческое общество) и техногенные системы (техносфера). Каждый из них может выступать как объект и как субъект оценивания.

Современное состояние природных геосистем может быть оценено: 1) на основе сравнения с их состоянием в доантропогенный период; 2) с позиций их качества или комфортности для жизнедеятельности человека или общества в целом; 3) пригодности их для сельскохозяйственных культур, создания и функционирования техногенных систем и

сооружений.

При оценке пригодности ландшафтов (окружающей среды) для человека используется система следующих показателей:

ПДК— предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ, то есть максимальное количество загрязнителя в единице объема воздуха или воды, которое при ежедневном воздействии в течение длительного времени на организм не вызывает патологических изменений или заболеваний, а также не нарушает нормальной деятельности человека.

ПДУ — предельно допустимый уровень физического воздействия (шум, тепловое, световое, радиоактивное и т. д. излучения).

ПДВ — предельно допустимый выброс газообразного загрязнителя, устанавливаемый для каждого источника загрязнения атмосферы индивидуально, превышение которого ведет к неблагоприятным последствиям в окружающей среде или опасно для человека.

ПДС — предельно допустимый сброс жидкого загрязнителя — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте в единицу времени для обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Для выявления возникающих экологических проблем и поиска путей их решения прежде всего необходимо установить, какое состояние природного или другого объекта оценивания следует считать нормальным, желаемым или достаточным. Во многих случаях такое состояние объекта или окружающей среды определяется санитарно-гигиеническими, социально-экономическими нормами, критериями или ограничениями. Наиболее полно определены в настоящее время санитарно-гигиенические нормативы и критерии.

На человека повседневно и одновременно воздействует множество факторов окружающей среды: прямое и опосредованное, комбинированное и комплексное действие химических, физических и биологических факторов. Например, на каждого из нас одновременно может воздействовать жесткое солнечное ультрафиолетовое излучение, тяжелые металлы и пестициды, поступающие в наш организм с пищей, электромагнитные сверхвысоко­частотные излучения от бытовых приборов, пыль и диоксиды, содержащиеся в атмосфере, хлор или возбудители кишечных заболеваний из питьевой воды и т. д. Этот сложный комплекс негативных воздействий окружающей среды определяет общую реальную нагрузку на организм человека. Поэтому важно оценивать не только отдельные экологические параметры среды, а весь комплекс воздействий на организм человека.

К настоящему времени разработано более 2 500 показателей ПДК и ПДУ по атмосфере, водоемам, почвам, концентрациям радиоактивных изотопов, установлены нормативы на предельно допустимые физические воздействия — шум и вибрацию. Разработана и действует «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Для изучения и анализа различных показателей, характеризующих состояние окружающей среды, в экологии существует хорошо развитая система методов.

Метод исследования — это совокупность правил и норм, регламентирующих и регулирующих деятельность исследователя в процессе научного исследования.

Используемые в экологии методы можно разделить на общие и специальные.

Общие методы исследования объединяют методы, используемые в самых различных отраслях знаний. Они в зависимости от характера познания могут быть разделены на теоретические и экспериментальные.

К теоретическим методам исследования относят: абстрагирование, идеализацию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, ранжирование, формализацию, моделирование, вероятностно-статистический, системный, логический, исторический и др.

Исторический метод широко используется в экологических исследованиях. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов или явлений в строго хронологической последовательности, в результате чего экологи получают дополнительную информацию о неблагоприятных экологических явлениях в процессе их развития.

К экспериментальным методам относят: эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение.

Эксперимент — наблюдение за изучаемыми объектами в процессе целенаправленного воздействия на них. В широком смысле слова экспериментами можно называть все формы воздействия человека на природу: орошение, осушение, строительство водохранилищ и городов, вырубку лесов и т. д. Хотя эти воздействия проводились не с целью получения данных о влиянии техногенных воздействий на природу, их результаты можно использовать для научного анализа.

Эксперименты проводят не только с реальными объектами, но и с их моделями. В таких случаях можно говорить об экспериментальном моделировании. В качестве моделей в экологии используются численные уравнения, химические выражения, физические конструкции, топографические и тематические карты и т. д.

Наблюдение — это систематическое, целенаправленное восприятие различных свойств и характеристик объекта без вмешательства в его поведение.

Сравнение — это установление сходства и различия объектов непосредственно или опосредствованно.

Измерение — операция, посредством которой определяется отношение одной измеряемой величины к другой однородной, принимаемой за единицу.

Наряду с общими методами в экологии активно используется огромный набор специальных методов, предназначенных для решения специфических экологических задач.

В полевых условиях важное значение приобретают экспресс-методы, позволяющие определить необходимые параметры упрощенно и быстро. Несмотря на значительные погрешности измерений, для многих экологических задач точность экспресс-методов вполне достаточна.

Одним из косвенных методов получения экологической информации является индикационный метод. Он основан на существовании взаимных связей между различными явлениями и объектами. Смысл индикационных методов заключается в ускорении и удешевлении проводимых исследований. Это достигается благодаря тому, что некоторые свойства и признаки у растений и животных, используемые в качестве индикаторов других явлений, более доступны и легко фиксируются, причем хорошо фиксируются визуально.

В качестве индикаторов обычно используются хорошо физиономически выраженные компоненты окружающей среды: растительность, почвы, рельеф. Нередко в качестве индикаторов негативных экологических процессов в окружающей среде может выступать поведение живых организмов, их состояние.

Значительно расширились возможности индикационных методов после появления аэро- и космофотоснимков.

Каждый вид растений имеет определенные экологические границы условий своего существования, или экологическую амплитуду. Растения, произрастающие в широком диапазоне экологических условий, не могут служить индикаторами. Те растения, у которых очень узкий диапазон экологической амплитуды, являются очень ценными для использования их в качестве индикаторов. С помощью таких индикаторов можно предсказывать изменения состояния окружающей среды (например, появление тростника или камышей может свидетельствовать о подтоплении территории грунтовыми водами).

 

4.2. Экологический мониторинг

 

Мониторинг, экологический мониторинг (глобальный, национальный, региональный и локальный), станция фонового экологического мониторинга, дистанционное зондирование, гидрометеорологический пост, пункт экологического контроля атмосферы, гидрологический пост, скважина, пункт геохимического контроля, океанологическая станция, сейсмологическая станция, Республиканский комитет АРК по экологии и природным ресурсам, показатели экологического состояния.

Эффективность управления состоянием окружающей среды в значительной степени зависит от объема и качества информации, собираемой в системе регионального экологического мониторинга. Под мониторингом (от лат. топНог — тот, кто напоминает, предупреждает) понимается сбор данных о состоянии различных объектов и процессов: природных, социальных, технических.

Экологический мониторинг — система повторяющихся наблюдений за состоянием геологической среды, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира, приземного слоя атмосферы, а также за санитарно-гигиеническими факторами, воздействующими на здоровье человека (радиация, шум, особо опасные инфекции и т. д.) (рис. 4.2). Цель экологического мониторинга — получение информации о состоянии окружающей среды, которая используется: а) населением и рекреантами; б) органами государственной власти; в) промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: