Вопросы к итоговой аттестации (зачет)

1. Периоды онтогенеза. Жизненные циклы у животных.

2. Эмбриоадаптации и ценогенезы.

3. Провизорные органы.

4. Экологическая ниша. Смена экологических ниш в течение жизненных циклов.

5. Критические периоды развития.

6. Нервно-эндокринная регуляция размножения. Влияние факторов среды на репродуктивную функцию животных.

7. Стресс как фактор регуляции воспроизведения популяций. Физиологические механизмы стресса.

8. Определение пределов толерантности организма зародыша.

9. Абиотические и биотические факторы, влияющие на развитие.

10. Характеристика современной техногенной среды.

11. Биотический потенциал. Лимитирующие факторы. Закон Шелфорда, правило Тинемана.

12. Экологический оптимум. Гомеостаз развития.

13. Факторы техногенной среды, лимитирующие воспроизведение и жизнеспособность популяции животных.

14. Мутагены и тератогены в современной техногенной среде.

15. Основные мишени и эффекты действия агрессивной среды на организм животных и человека.

16. Клеточная патология и гибель. Окислительный стресс клетки.

17. Свободнорадикальные процессы как параметр окислительно-восстановительного гомеостаза клетки.

18. Чувствительность и реактивность эмбриональных клеток в разные фазы развития.

19. Тератогенез, его причины и механизмы.

20. Методы биологического контроля окружающей среды в системе экологического мониторинга.

21. Биоиндикация и биотестирование. Сравнительная характеристика, требования к условиям проведения.

22. Обнаружение токсичности водной среды с помощью эмбриональных биотестов.

23. Клеточные механизмы чувствительности в эмбриогенезе.

24. Дозовые эффекты действия повреждающих факторов на эмбриональные объекты.

25. Обоснование выбора тест-реакции и тест-объекта для обнаружения эмбриотоксичности среды или технологических продуктов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. М.: Academia, 2007, 2008, 2009 (1е, 2е, 3е изд.).

2. Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций. М.: Наука, 1992.

3. Токин Б.П. Общая эмбриология. М.: Высш.шк., 1987.

4. Мелехова О.П. Свободнорадикальные процессы в эпигеномной регуляции развития. М.: Наука, 2010.

5. Гилберт С. Биология развития. Перевод 7го издания. М.: 2010г.

Дополнительная:

6. Иванова-Казас О.М., Кричинская Е.Б. Курс сравнительной эмбриологии беспозвоночных животных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

7. Ю.Б. Кудряшов. Радиационная биофизика. М.: Физматлит, 2004г.

 

Компетенции

По завершении курса студент должен знать закономерности формирования адаптаций, пути влияния факторов внешней среды на процессы развития, особенности и преимущества применения эмбриональных объектов и физиологических тест-реакций для биологического контроля природной среды и биобезопасности технологических продуктов;

уметь использовать эмбриональные биотесты для анализа и нормирования экологического качества природных вод и прогноза изменений численности популяций гидробионтов в результате техногенных воздействий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: