Показатели организационно-технического уровня

(блок 1) характеризуют производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации про­изводства, продолжительность производственного цикла, техничес­кую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических прицелив и 1.д. В сельском хозяйстве, кроме того, надо учитывать природно-клима­тические условия хозяйствования.

 

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабель­ность и т.д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности надо начи­нать с изучения этой подсистемы.

Показатели второй подсистемы характеризуют обеспечен­ность предприятия основными средствами производства, оборудо­ванием, материальными и трудовыми ресурсами. От того, насколько полно и своевременно обеспечивается производство всеми необхо­димыми средствами, зависит выход продукции, себестоимость, при­быль, рентабельность, финансовое положение предприятия.

 

Третий блок включает показатели производства продукции: объем валовой и товарной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структуру продукции, ее качес­тво, ритмичность производства и др.

 

К показателям четвертого блока относятся данные об объеме отгрузки и реализации продукции, остатках готовой продук­ции на складах. Они очень тесно связаны с показателями третьего и девятого блоков.

 

Основными показателями подсистемы 5 являются фондо­отдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, среднечасовая выработка продук­ции на единицу оборудования, коэффициент использования налич­ного оборудования и т. д. От них зависит уровень фондоотдачи.

 

В подсистеме 6 основными показателями являются материа­лоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 7, 8, 9, 10. От экономного исполь­зования материалов зависит выход продукции, себестоимость, а значит и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия.

 

К последней подсистеме (блок 10) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия.

по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, отношения с финансовыми органами, банками, вышестоящими ор­ганизациями, работниками своего предприятия по поводу исполь­зования собственного и заемного капитала, а также факторы, кото­рые определяют эти отношения.

 

К этой подсистеме относятся также показатели, которые ха­рактеризуют использование прибыли, фондов накопления и потреб­ления, кредитов банков, платежеспособность предприятия, его финансовую устойчивость. Они зависят от показателей всех пре­дыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влия­ние на показатели организационно-технического уровня предприя­тия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.

 

Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности пре­дприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необ­ходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая по­следовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей.

 

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, надо знать условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в необходимых про­порциях и достигнутый уровень использования средств труда, пред­метов труда и трудовых ресурсов. Только с учетом этого можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно исчислить, зная затраты труда, мате­риалов, сырья, сумму амортизации и др., а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реа­лизации продукции путем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в такой последовательности должен проводиться и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исключает и обратную последовательность анализа - от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалось единство результатов анализа по каждому разделу.

 

6 Анализ оптового и розничного товарооборота

 

Розничный товарооборот является одним из основных пока­зателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность предприятий торговли. Он включает про­дажу товаров населению для личного потребления, а также пред­приятиям и учреждениям за наличный расчет — для коллектив­ного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров при­мерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товаро­оборот получает около 90 % фонда личного потребления. В усло­виях формирования и развития рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и куль­турного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оце­ниваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопостави­мых ценах необходимо фактический его объем за период, с кото­рого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных това­ров, активно воздействует на формирование потребностей, эсте­тических вкусов людей, их благосостояние.

 

Исходя из вышеизложенного, основные задачи анализа роз­ничного товарооборота могут быть сведены к следующим:

• проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные то­вары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономи­ческого и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

• изучение, количественное измерение и обобщение влия­ния факторов на выполнение плана и динамику рознично­го товарооборота; комплексная оценка торговой деятель­ности предприятия;

• выявление путей, возможностей и резервов роста товаро­оборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

• разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товаро­оборота торгового предприятия.

В настоящее время в розничный товарооборот не включаются: 1) продажа непродовольственных товаров юридическим лицам, включая организации и учреждения социальной сферы, и про­дажа продовольственных товаров юридическим лицам, не отно­сящимся к социальной сфере; 2) выдача работникам торгового предприятия товаров в погашение задолженности по заработной плате; 3) продажа на предприятиях торговли проездных билетов, талонов на проезд на всех видах транспорта, лотерейных биле­тов, телефонных карточек, почтовых марок, конвертов и почто­вых открыток с марками. Поэтому многие розничные торговые предприятия отражают отпуск указанных товаров как оптовую их продажу. В результате они определяют и изучают валовой (об­щий) товарооборот, включающий розничную и оптовую реализа­цию товаров. Однако основным показателем оценки их торговой деятельности является розничный товарооборот.

В процессе анализа розничного товарооборота используют данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и ста­тистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, так­тических и стратегических прогнозов экономического и социаль­ного развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке

экономической информации используют данные машинограмм, или информация непосредственно считывается с дисплеев и дру­гих технических средств.

Основными формами статистической отчетности, исполь­зуемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запа­сах товаров» (срочная, месячная), форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (полугодовая и годовая). В «Отчете о това­рообороте и запасах товаров» содержится информация о рознич­ной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с нача­ла года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализиро­вать динамику развития розничного товарооборота. В «Отчете о товарообороте и запасах товаров» раздельно показывается роз­ничный товарооборот торговой сети и предприятий обществен­ного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольст­венных товаров, в том числе алкогольных напитков.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» содержится инфор­мация о реализации продовольственных товаров в ассортимент­ном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольствен­ных товаров — в стоимостных показателях. Кроме того, в нем отражаются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчет­ного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).

«Отчет по розничной торговле» составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе годового отчета приво­дится информация о розничной продаже товаров и товарных за­пасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственных групп товаров); во втором разделе содержатся сведения в нату­ральных и стоимостных измерителях о продаже населению и за­пасах товаров длительного пользования; в третьем разделе — о продаже населению и запасах строительных материалов в роз­ничной торговой сети и на складах на конец отчетного периода; в четвертом разделе годового отчета показывается наличие тор­говой сети (включая сезонную сеть) на конец отчетного года.

В «Отчете о продаже и запасах товаров» и в «Отчете по роз­ничной торговле» розничная реализация товаров указываетсявместе с их прочим недокументированным расходом, что следует учитывать при анализе. Выручка от реализации товаров по про­дажной стоимости справочно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В плодоовощной торговле составляют месячные, кварталь­ные и годовой «Отчеты о движении картофеля, овощей и плодо­овощной продукции», где содержится подробная информация об остатках, поступлении и расходе плодоовощной продукции. Предприятия книжной торговли составляют квартальные и го­довой «Отчеты о поступлении, продаже и остатках товаров», в которых приводится информация о поступлении, розничной и оптовой продаже и остатках книжных товаров.

Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация» данных статистического и оперативного учета развития товаро­оборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятель­ности. К ним относятся нормативные, справочные и инструк­тивные материалы государственных органов управления, выше­стоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.п. Широко используются при проведении анализа электронные источники информации (электронные базы данных, справочники на электронных носителях, машинограммы, Интернет).

 

Одной из основных отраслей сферы обращения является оп­товая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая тор­говля должна активно способствовать увеличению объема про­изводства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, обществен­ного питания, более полному удовлетворению потребностей на­селения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, разви­вать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оп­товых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договор­ные обязательства по объему, ассортименту и качеству постав­ляемых товаров. Оптовая торговля мало занимается вопросами оптимизации распределения товарных ресурсов по экономиче­ским районам.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота. Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и обще­ственного питания для последующей продажи населению, про­мышленным и другим предприятиям и учреждениям — для про­изводственных целей и внерыночного потребления. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий — выявление, изучение и мобилизация резервов развития товаро­оборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенство­вания товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и опреде­лить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятель­ности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинго­вой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных пред­приятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресур­сов, объем и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчет­ности, текущего учета, первичных и сводных документов и дру­гих источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым предприятиям отчеты о произведенной продукции (в ассорти­менте), движении и остатках товаров на их складах, данные ко­торых также используются при анализе оптового товарооборота.

С внедрением в управление экономикой оптовых предпри­ятий современных информационных технологий, компьютеров появились новые машинные источники информации. К ним, в частсти, относятся данные, которые содержатся в памяти персональных компьютеров, на электронных носителях инфор­мации, в виде разнообразных машинограмм, в Интернете и т.п.

 

Анализ розничного товарооборота начинают с анализа выполнения плана и динамики розничного/оптового товарооборота (в динамике за отчётный и предыдущий год, определяют отклонения от плана (прогноза) и от предыдущего года); определяют темпы роста.

Такой анализ можно проводить не только за год но и по кварталам и месяцам. Это помогает установить насколько ритмично работает и развивается розничная реализация и равномерно ли удовлетворяется спрос потребителей и предприятий на товары. Устанавливается доля каждого квартала в объёме реализации. Коэффициент ритмичности — отношение числа периодов, за которые выполнен план к общему числу анализируемых периодов. Принимают во внимание любое отклонение от 100%.

По составу розничный/оптовый товарооборот анализируют в действующих и сопоставимых ценах_

- продажа товаров населению/юридическим лицам за наличный и безналичный расчёт;

- продажа товаров населению и организациям в кредит;

- другие виды розничной реализации.

Может быть анализ структуры и в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров.

Ассортимент и структура розничного и оптового товарооборота проводят по товарным группам в зависимости от используемых технических средств и программных продуктов. (1С Торговля и др.)

Далее проводят факторный анализ товарооборота в зависимости от основных групп факторов:

- обеспеченности товарными ресурсами;

- обеспеченности трудовыми ресурсами;

- состояния и развития (эффективности использования) материально-технической базы торговли.

Делаются выводи и разрабатываются управленческие решения в

 

7. Анализ издержек обращения

 

Затраты по доведению товаров от производства до потребите­лей (покупателей), выраженные в денежной форме, называются из­держками обращения. К ним относятся расходы на транспортиров­ку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Состав издержек регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость про­дукции (работ и услуг)», утвержденными Министерством труда, Министерством финансов, Министерством экономики и Мини­стерством статистики и анализа.

Издержки обращения торговых предприятий измеряются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных по­казателей оценки хозяйственной деятельности торговых пред­приятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров. В тор­говле заложены неисчерпаемые возможности относительного снижения издержек обращения при повышении качества торго­вого обслуживания населения, сокращении затрат времени поку­пателей на приобретение товаров. Однако используются эти воз­можности недостаточно.

Задачи анализа издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разрабо­тать меры по их использованию путем устранения непроизводи­тельных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспе­чения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда. В процессе анализа необходимо также изучить динамику издержек обращения, выявить и изме­рить влияние основных факторов на их размер.

Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтер­ской и статистической отчетности, текущего их учета, первичных и сводных документов, внеучетных источников информации личных наблюдений. Фактическая сумма издержек обращения показывается в квартальных и годовом «Отчете по прибылям и убыткам» (форма № 2), «Отчете о финансовых результатах» (форма № 5—Ф) и «Отчете о затратах на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг) предприятия» (форма № 5—3), «Отчете по труду» (форма № 1—т). Месячные данные об издерж­ках обращения» (в целом по торговому предприятию, хозрасчет­ным подразделениям и отдельным статьям расходов) можно по­лучить из регистров их синтетического и аналитического учета и машинограмм. Для изучения причин выявленных отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используются дан­ные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материа­лы проверок, обследований, личных наблюдений. Так, только побывав на местах, можно выявить случаи и причины утечки во­ды, нерационального расходования электроэнергии, материалов, топлива, использования транспорта и т.п.

В соответствии с действующими нормативными положения­ми многие торговые расходы не отражаются на издержках обра­щения. К ним относятся расходы и убытки по таре, связанные с бесхозяйственностью и другими недостатками в тарном хозяй­стве; товарные потери сверх установленных норм; повышенные. проценты, уплаченные за несвоевременный возврат кредитов банка, и др. Они относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или списываются за счет других источников. В связи с этим возникает необходимость определе­ния, анализа и оценки всех расходов торгового предприятия как относимых, так и не относимых на издержки обращения. Об­щую сумму торговых расходов в зарубежной учетно-аналитиче-ской практике называют экономическими издержками обращения. Вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, экономических издержек обращения определяют экономическую (реальную) прибыль от реализации товаров. Методика анализа экономических издержек примерно такая же, как и расходов, относимых на издержки обращения.

 

Анализ издержек обращения начинают с сопоставления фактических данных с плановыми показателями и данными прошлых периодов определяют отклонения темпы роста

Далее проводят анализ динамики издержек обращения (по полугодиям, кварталам и месяцам

Все расчёты сопоставляют с данными товарооборота)

Далее переходят к анализу состава и структуры издержек обращения, выполнения плана и динамики отдельных статей расходов. Состав – из курса экономики предприятия.

Может быть проведён факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Обычно выделяют следующие факторы:

- степени выполнения плана и динамики товарооборота;

- изменения состава и структуры товарооборота;

- ускорения или замедления времени обращения товаров;

- изменения розничных цен на товары;

- изменения тарифов и ставок за услуги, цен на материальные и энергетические ресурсы;
- повышения или снижения производительности труда;

- роста или снижения эффективности использования материально-технической базы торговли;

- внедрения или применения прогрессивных форм торговли и т д.

 

8 Анализ использования материальных и трудовых ресурсов

Одним из факторов успешного развития розничного товаро­оборота являются обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами, правиль­ность установления режима труда и расходования материальных ресурсов, эффективность использования рабочего времени материальных ресурсов, рост производительности труда. Анализ влия­ния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начи­нают с изучения обеспеченности ими розничного торгового предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность значительно ниже плановой, то выяс­няют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности их труда. На торговых предпри­ятиях нередко недоукомплектованы штаты рабочих, грузчиков, уборщиц и некоторых других работников, что требует изыскания и использования резервов механизации и автоматизации уборки помещений, выполнения транспортных и других трудоемких ра­бот/тем более что уровень механизации труда в розничной тор­говле не превышает 20 %. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и сред­ним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т.п.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со шта­тами и производственной необходимостью

Анализ влияния материальных ресурсов на торговую деятельность проводят по статьям материальных затрат торгового предприятия:

- расходы на формирование товарных запасов;

- транспортные расходы;

- расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря;

- расходы топливо, газ и электроэнергию;

- тара;

- потери товарных запасов в пределах норм;

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся материалоотдача, материалоёмкость, соотношение темпов роста объёма товарооборота и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости (издержках) предприятия, коэффициент использования материальных ресурсов (соотношение фактических материальных затрат и запланированных).

 

9 Анализ валового дохода

 

Одним из основных требований успешного функционирова­ния предприятий и их ассоциаций в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность ос­новной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Законом о пред­приятиях установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имуще­ства предприятия.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых пред­приятий, являются валовой доход (реализованные торговые и опто­вые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения госу­дарственного и местных бюджетов. Итак, прибыль — это основ­ной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного ме­ханизма хозяйствования.

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли Беларуси предос­тавлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек об­ращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом уста­новленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная

цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установ­ленных торговым предприятием размерах.

Кроме реализованных торговых надбавок предприятия роз­ничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Од­нако основным источникам формирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые над­бавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акци­зы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остаю­щегося в распоряжении торгового предприятия, следует из об­щей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи.

Главным показателем оценки финансовых результатов хозяй­ственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль. Различают прибыль (или убыток) от реализации това­ров, прибыль (или убыток) от реализации основных средств и другой операционной деятельности, от внереализационных операций, общую и чистую прибыль. Прибыль от реализации товаров в торговле по форме № 2 бухгалтерской Отчетности «Отчет о прибылях и убытках» рассчитывается вычитанием из выручки от реализации товаров налогов, включаемых в выручку от реализации товаров, себестоимости реализованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализацию товаров. По «Отчету о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров можно также определить вычитанием из выручки-нетто от реа­лизации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей) себестоимости реали­зованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализа­цию. В статистической отчетности (форма № 5 «Отчет о финансо­вых результатах») прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налога на добав­ленную стоимость, других налогов и обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Во всех случаях результаты расчета прибыли от реа­лизации товаров будут идентичными.

 

Анализ финансовых результатов деятельности розничных торговых предприятий обычно начинают с изучения валового дохода. Валовой доход изучают как по сумме, так и по уровню (в % к обороту). В частности, определяют степень выполнения плана по валовому доходу, анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень реализованных торговых надбавок.

Общая сумма валового дохода торгового предприятия нахо­дится в функциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня реализованных торговых надбавок. Их влияние на валовой доход измеряют приемом аб­солютных разниц. Так, отклонение от плана и в динамике по товарообороту умножают на базисный уровень валового дохода (плановый или фактический за прошлый период), делят на 100, а отклонение от плана или от данных прошлого периода по среднему уровню реализованных торговых надбавок умножают на фактический товарооборот отчетного периода и делят на 100. Большое влияние на валовой доход оказывает изменение роз­ничных (продажных) цен на товары. При повышении цен соот­ветственно растет сумма торговых надбавок, и наоборот. Для измерения влияния этого фактора на валовой доход необходимо прирост объема товарооборота за счет повышения розничных цен на товары умножить на базисный уровень реализованных торговых надбавок (плановый или фактический за прошлый пе­риод) и разделить на 100.

Одновременно определяют и анализируют валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия. Он рассчи­тывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализован­ных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализован­ных торговых надбавок и в обратной — от налогов и других обя­зательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряже­нии торгового предприятия, определяется прямым счетом.

 

10 Анализ оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности

 

Проводя анализ оборотных средств, необходимо их разли­чать по роли в создании продукта — оборотные средства в сфере обращения и оборотные средства в сфере производства. К обо­ротным средствам в сфере обращения относятся активы, обслу­живающие процесс реализации: готовая продукция, товары, де­нежные средства, товары отгруженные, дебиторы. Оборотные средства, относящиеся к сфере производства, включают произ­водственные запасы материальных ценностей и незавершенное производство. Торговые предприятия, если они не осуществля­ют производственную деятельность, имеют оборотные активы только в сфере обращения.

В процессе анализа изучают состояние и динамику оборот­ных средств, их общий размер, состав, структуру, причины изме­нения, эффективность использования, источники формирова­ния. Если по отдельным видам оборотных активов установлены нормативы, то анализ проводят и в сопоставлении с ними. До проведения анализа необходимо оборотные средства привести в сопоставимый вид

 

Коэффициенты деловой активности:

 

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала

 

 

Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост означает ускорение кругооборота средств или инфляционный рост цен (если снижается 2 и 3 показатель рентабельности).

 

2. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств

 

 

где ЗЗ - средняя за период величина запасов и затрат по балансу.

Rср - средняя величина денежных средств, расчетов и прочих активов.

 

Показывают скорость оборота всех мобильных (как материальных так и нематериальных) средств предприятия. повышение К2А положителено если сочетается с ростом К3А, и отрицательно если К3А также понижается.

 

3. Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

 

 

Отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период. Снижается К3А свидетельствует об относительном увеличении произв. Запасов и незавершенном производстве или о снижении проса на готовую продукцию (при снижении К4А).

 

4. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

 

 

где ГП - средняя за период величина готовой продукции.

 

Показывает скорость оборота ГП. Повышение означает повышение спроса на продукцию и наоборот.

 

5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

 

 

где ДЗ - средняя за период дебиторская задолженность.

 

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого предприятием.

 

6. Средний срок оборота дебиторской задолженности

 

 

Характеризует срок погашения дебит задолженности хорошо, если коэф. понижается и наоборот.

 

7. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

 

 

где КЗ - средняя за период кредиторская задолженность.

 

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита предоставляемого предприятию. повышение – увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, понижение – рост покупок в кредит.

 

8. Средний срок оборота кредиторской задолженности

 

 

Отражает средний срок возврата долгов предприятию.

 

9. Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов

 

 

где ОС - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

 

Характеризует эффективность использование основных средств и прочих внеоборотных активов.

 

10. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

 

 

где СК - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

 

Финансовая устойчивость это способность предприятия отвечать по своим обязательствам.

 

В экономической литературе рассматривается большое количество методик оценки финансовой устойчивости исходящих из:

- приоритетности формирования оборотных средств, товарно-материальных ценностей;

- приоритетности формирования основных средств и прочих необоротных средств.

 

Представитель первого направления Ковалев В.В.

По его методике предварительно рассчитываются следующие показатели:

1. Собственные оборотные средства / СОС /.

 

СОС = СК + ДО – Внеоб.Акт.

 

2. Нормальные источники формирование запасов и затрат / ИФЗ /

 

ИФЗ = СОС + КО

 

3. Излишек недостаток собственных оборотных средств

 

СОС – ЗЗ = +

 

4. Излишек недостаток ИФЗ

 

ИФЗ – ЗЗ = +

 

По соотношения указанных выше показателей определяется тип финансовой устойчивости:

1. абсолютная финансовая устойчивость СОС > ЗЗ

2. нормальная финансовая устойчивость СОС < ЗЗ < ИФЗ

3. неустойчивое финансовое положение ЗЗ > ИФЗ

4. критическое финансовое положение ЗЗ > ИФЗ и просроченные кредиты, займы ссуд и кредит. + просроченные задолженности

 

К представителям первого направления относится методика Донцовой, Никифоровой; в соответствии с которой предварительно рассчитывают следующие показатели:

 

1. Собственные оборотные средства

 

СОС = СК + Им.А

где Им.А – иммобилизованные активы (раздел 1 актива баланса).

 

2. Функционирующий капитал / ФК /

 

ФК = СОС + ДО

 

3. Общая величина источников формирования запасов и затрат / ВИ / (рассчитывается аналогично ИФЗ)

 

ВИ = СОС + ДО + КО

 

4. Излишек недостаток СОС

 

СОС – ЗЗ = +

 

5. Излишек недостаток ФК

 

ФК – ЗЗ = + или (СОС + ДО) – ЗЗ = +

 

6. Излишек недостаток общей величины источников формирования запасов и затрат

 

ВИ – ЗЗ = + или (СОС + ДО + КО) – ЗЗ= +

 

Оценка типа финансовой устойчивости проводится по трехкомпонентному показателю, формируемому на основании последних трех из перечисленных ниже; причем S=1 если значение показателя >0

S=0 если значение показателя <0

 

Типы финансовой устойчивости:

1. абсолютная S(1.1.1)

2. нормальная S(0.1.1)

3. критическая финансовая устойчивость S(0.0.1)

4. кризисная финансовая устойчивость S(0.0.0)

 

К представителям второго направления относится методика А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, которая представлена в таблице.

 

 

Тип финансовой устойчивости Текущая оценка В краткосрочной перспективе В долгосрочной перспективе
Абсолютная ДС+КФВ>КЗ ДС+КФВ>КЗ+КО ДС+КФВ>КЗ+КО+ДО
Нормальная ДС+КФВ+ДЗ>КЗ ДС+КФВ+ДЗ >КЗ+КО ДС+КФВ+ДЗ >КЗ+КО+ДО
Предкризисная ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ >КЗ ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ >КЗ+КО ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ >КЗ+КО+ДО
Кризисная ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ <КЗ ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ <КЗ+КО ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ <КЗ+КО+ДО

 

где: ДС - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

ДЗ - дебиторская задолженность;

ЗЗ - запасы и затраты;

КЗ - кредиторская задолженность;

ДО - долгосрочные обязательства;

КО - краткосрочные обязательства.

 

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся воптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- уменьшение бюджетных долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

 

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360, (3.10.)

 

где ИДЗ – необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем реализации продукции в кредит;

КСЦ – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

 

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери[1].

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов.

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Указанные способы оценки и методы управления задолженностью должны способствовать снижению степени риска неполучения денег от должников.

Анализ дебиторской задолженно­сти предприятия рекомендуется проводить по следующим основным эта­пам[2].

Анализ дебиторской задолженности лучше всего начать с составления реестра старения счетов дебиторов (таблица 3.3.). Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых 20-30 крупнейших контрагентов составляет 70-80 % от общей суммы задолженности. Данные по этим дебиторам следует занести в таблицу 2.3. В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.

 

Таблица 3.3. – Реестр «старения» счетов дебиторов

 

Наименование дебиторов 0-30 дней 30-60 дней 60-90 дней Свыше 90 дней Всего Доля, %
             
1.            
2.            
           
Прочие дебиторы            
Всего            
Доля, %            

 

По каждому дебитору, попавшему в таблицу 2.3. крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности. Основываясь на опыте реструктуризации и реформирования предприятий России можно предложить следующие меры по организации такой работы:

- создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;

- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;

- разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;

- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;

- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.

Целевая группа может состоять из сотрудников отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов предприятия и составляет 3-5 человек.

Как правило, после начала проработки реестра счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности и сумма возврата.

Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:

- телефонные переговоры;

- выезды к контрагентам;

- оформление договоров цессии;

- разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;

- разработка эффективных бартерных схем;

- проработка возможностей обращения в арбитраж.

Опыт реформирования российских предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.

Тем не менее, с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.

Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.

При составлении плана (бюджета) продаж готовой продукции предприятия необходимо указывать, какое ее количество отгружается с образованием дебиторской задолженности. Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «увеличение».

При формировании плана поступления платежных средств, так же необходимо указать, какие суммы поступают в погашение задолженности, при этом желательна разбивка на денежные средства и товарно-материальные ресурсы (бартер). Соответствующие суммы отражаются в плане по движению дебиторской задолженности в графе «погашение».

При формировании плана продаж может определяться допустимая (нормируемая) величина дебиторской задолженности и допустимый срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемого роста задолженности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.

После составления исходного варианта финансового плана, следует проверить, хватает ли имеющихся оборотных средств для функционирования предприятия в каждый планируемый период. Если средств недостаточно, проводится корректировка плана.

Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, отличающихся, в том числе сроками и объемами погашения дебиторской задолженности.

Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по крупным (первые 10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответственно период оборота) можно оценить, насколько увеличится эффективность деятельности предприятия.

Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управленческого учета.

Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.

Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности, и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.

В случае существования на предприятии центров финансовой ответственности (ЦФО), за использование активов предприятия (товары, сырье и материалы, дебиторская задолженность) каждое подразделение, имеющее статус ЦФО, начисляет проценты, размер которых определяется внутренними нормативными документами. Сокращение дебиторской задолженности, увеличение ее оборачиваемости за счет эффективной мотивации работников, приводит к увеличению прибыли ЦФО и предприятия в целом.

Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, можно определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.

Следующим этапом анализа дебиторской задолженности является определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия.

Данный анализ рекомендуется проводить, используя следующий алгоритм (таблица 3.4.).

 

Таблица 3.4. – Определение структуры и динамики изменения статей дебиторской задолженности

 

Задолженность На начало года На конец года Абсолют. отклонение, тыс. руб. Изменение в удельных весах, % Темп роста, %
тыс. руб. в % тыс. руб. в %
          6=п4-п2 7=п5-п3 8=п6/п2*100
Реализация продукции (экспорт)              
Реализация продукции (внутренний рынок)              
Поставщики и подрядчики              
Векселя              
Переуступка долга              
Прочая реализация              
Прочие дебиторы              
Внутрихозяйственные расчеты              
Расчеты с персоналом              
Итого            

 

По результатам данного вида анализа необходимо выявить наиболее «больные» статьи дебиторской задолженности, оказывающие существенное влияние на ее конечную величину.

При анализе прочей дебиторской задолженности необходимо иметь в виду, что относящиеся к ней суммы учитываются на различных статьях баланса. Анализируя прочую дебиторскую задолженность, следует рассмотреть те суммы, которые относятся к задолженности за подотчётными лицами, по выданным им денежным средствами. При анализе рассматривается давность аванса, выявляются случаи длительного разрыва во времени между получением аванса и их расходованием. Нормальной можно считать задолженность, по которой ещё не истёк срок представления отчётов о расходовании средств.

Задолженность рабочих и служащих за квартплату и коммунальные услуги анализируется путём выяснения просроченных платежей и рассмотрения мер, принимаемых предприятием к их погашению.

В анализе прочих дебиторов находит отражение своевременность платежей рабочих и служащих за товары, приобретённые в кредит. Просроченная задолженность обычно выделяется в балансе отдельной статьёй. В пассиве баланса источником покрытия такой задолженности являются ссуды банка, полученных на оплату товаров и материалов, проданных в кредит. Если из-за несвоевременного погашения рабочими и служащими кредита их задолженность предприятию превышает имеющуюся у предприятия ссуду банка, сумма превышения рассматривается как дебиторская задолженность.

Анализ дебиторской задолженности должен также показать, как осуществляются расчёты по возмещению материального ущерба, начисленного возникшими недостачами и хищением ценностей, в том числе и по искам, предъявленным по взысканию через суд, а также суммы, присуждённые судом, но не взысканные. При анализе выявляют, своевременно ли предъявляются документы в судебно-следственные органы для возмещения ущерба.

Определение срока оборачиваемости дебиторской задолженности.

Данный анализ необходим для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности.

Для более наглядного представления влияния срока оборачиваемости дебиторской задолженности на результаты деятельности предприятия рекомендуется рассмотреть этот показатель в разрезе производственно-коммерческого цикла.

По результатам анализа необходимо выявить на сколько срок оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивает продолжительность производственно-коммерческого цикла предприятия.

Определение срока оборачиваемости каждой статьи дебиторской задолженности.

Данный анализ необходим для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности (таблица 3.5.).

 

Таблица 3.5. – Определение оборачиваемости статьей дебиторской задолженности

 

Задолженность Погашение задолженности за год, тыс. руб. Среднедневное погашение задолженности, тыс. руб. Средняя величина задолженности за год, тыс. руб. Оборачиваемость задолженности, дни
    3 = п.2 / 360 дней   5 = п.3 / п.4
Реализация продукции (экспорт)        
Реализация продукции (внутренний рынок)        
Поставщики и п

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: