ТЕМА 6. Экономическая психология и управление

Объекты и субъекты управления в хозяйственной организации. Эволюция восприятия работника в хозяйственных организациях: теории и практика. Стратегии управления персоналом в различных экономических ситуациях, условиях и на разных этапах жизни организации. Организационные кризисы и поведение субъектов организации.

Современные экономико-психологические проблемы мотивации персонала. Отношение к труду и экономико-психологические проблемы управления. Девиации и деликты в хозяйственной организации. Деструктивное поведение, манипулятивное поведение, мошенничество, их факторы, исследование, профилактика. Борьба с проявлениями деструктивного поведения.

 

 

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно проблема управления является центральной для науки экономики и психологии. Экономическая психология управления изучает психические основания управленческих действий в определенной экономической среде.

Управленческое действие как психическое явление – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образе предвидимого будущего, т.е. процесс, подчиненный осознаваемой цели.

Управленческая деятельность характеризуется понятиями мотивов, целей, предметов, структуры, средств.

Компоненты управленческого действия – это:

- восприятие, анализ и оценка ситуации;

- прогнозирование поведения и результатов;

- принятие решения (формирование и активация программы);

- реализация;

- контроль и коррекция.

 

Для чего изучать экономическую психологию управления?

Для удовлетворения потребности в получении обоснованной и объективной информации о поведении субъектов экономической среды, их причинах и факторах.

 

 

Administration с англ. «Управление».

По А.Файолю: Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. (Управление 0 это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. М.: Республика, 1992., С.12.)

Руководитель и лидер.

Руководитель – лицо, формально, т.е. по приказу, назначенное на руководящую должность, а лидер – спонтанно выдвинулся из коллектива как наиболее авторитетный его член.

 

Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. (Евенко Л.И. Уроки американского менеджмента. С. 5. Мескон) там же с.6. менеджмент и управление, менеджер и руководитель – это одно и тоже. И да, и нет. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру менеджера – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин «администрация», «администрирование», который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку.

Представляется более обоснованной позиция Р.Рютингера.

Современные исследователи выявили определенные различия в сущности этих понятий. Руководитель и менеджер работают с различными временными горизонтами и используют различные источники энергии. Если у председателя правления корпорации горизонт времени 20 лет, а суть его активности – в определении видения будущего корпорации, то у других членов правления временной горизонт – 7 лет, активность связана с разработкой и реализацией полноценных программ в рамках определенного высшим руководством направления. Начальник управления видит вперед на 3-5 лет и действует в рамках проекта.

Исследования американского профессора менеджмента Уоррена Бенниса показали, что руководитель работает прежде всего с эмоциональными и духовными ресурсами организации, то есть с ценностями и представлениями о желаниях, потребностями «выложиться». Менеджеры же, в отличие от этого, оперируют материальными ресурсами, техникой, капиталом, человеческой рабочей силой. «Каждый способный менеджер может заботиться о том, чтобы люди на предприятии зарабатывали себе на хлеб. Превосходный менеджер следит за тем, чтобы работы выполнялись компетентно, в срок и на высоком качественном уровне… Руководители вдохновляют своих людей на высокие достижения, при этом они показывают, что их усилия имеют смысл».

«Развести» понятия «руководитель» и «менеджер» можно следующим образом: менеджер должен манипулировать всеми факторами производства одновременно, как равноправными, оптимизируя использование материальных и финансовых ресурсов и мобилизуя людей. При этом знания, навыки и методы воздействия на различные ресурсы различны, а понимание приоритета и наибольшего потенциала именно живого, а не овеществленного труда – необходимо. Суть же деятельности руководителя – лидерская. Она заключена именно во взаимодействии с людьми, в формировании нового видения организации, в определении путей и направлений перехода организации в новое состояние, подборе персонала менеджеров, способных воплотить идеи лидера в жизнь. Правомерно разделять менеджерский подход к персоналу, основанный на восприятии рабочей силы как первого среди равных факторов производства, и лидерский подход, основанный на восприятии персонала как главного достояния организации и реализации адекватной кадровой политики.

Менеджер должен «толкать» push подчиненных. Руководитель – «призывать» обеспечивать «вызов работнику со стороны работы», (challenge – вызов, challenger – претендент) т.е. осуществлять психологическое воздействие.

Умение повести за собой людей – главный критерий настоящего руководителя. П.Друкер определял лидерство (вспомним, что в англ.яз. это – синоним руководства) как способность поднять человеческое видение на уровень более высокого кругозора, способность формировать личности, выходя за обычные, ограничивающие рамки. От деятельности руководителя или узкой группы руководителей организации зависит ее успех, процветание да и само существование, а вместе с организацией – и благополучие работников. Личные качества руководителя, проявляющиеся в его поведении, накладывают существенный отпечаток на стиль деятельности организации, кадровую политику, самочувствие и удовлетворенность трудом ее работников.

 

Различные школы в управлении: Файоль – административное управление, человеческие отношения – Э.Мэйо и М.П. Фоллет. (наука о поведении – Макгрегор, Герцберг)

Школа научного управления (Ф.Тейлор) и классическая школа появились на свет, когда психология находилась в зачаточном состоянии. Многие в начале 20 века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо – самые крупные авторитеты в развитии человеческих отношений в управлении. Именно Фоллет определила менеджмент как обеспечение выполнения работ с помощью других лиц. Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

 

Исходные принципы психологического подхода в управлении

1. Управленческое воздействие – по сути, взаимодействие.

2. Любой живой объект управления - субъект, т.е. активная система.

3. Нет предела познанию и самопознанию.

4. Адекватный подход к живым системам: синтез системного, ситуативного, антикризисного подхода (на основе теории жизненных циклов).

5. Чем глубже познание системы, тем точнее, но и сложнее прогнозирование ее поведения.

6. Любой результат взаимодействия – приращение опыта.

7. Любой образ, представление – модель, т.е. упрощение.

8. Чем больше знаешь моделей, подходов, методик, тем труднее, но интереснее подбирать модель, наиболее подходящую к ситуации и человеческому поведению.

9. Наиболее адекватные модели человеческого поведения – те, в основе которых лежит психология, поскольку поведение – это продукт психической деятельности.

10. Ищи приоритеты, тогда сможешь точнее подобрать модель поведения (связь причин и следствий, факторов и результатов).

11. Твои приоритеты – не его приоритеты.

12. Хочешь быть более уверен в результате – подстрахуйся задействовать несколько каналов влияния.

13. Факторы влияния действуют по отношению к живой, постоянно меняющейся системе, поэтому они тоже постоянно меняются.

14. Факторы влияния взаимодействуют и взаимовлияют.

 

 

Глава 3. Менеджер, маркетолог и управление персоналом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: