Найдите единственно верный ответ. Н.А.Ефименко, И.А.Ухалина, М.В

Н.А.Ефименко, И.А.Ухалина, М.В. Назаренко

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

Практикум по дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

Новочеркасск

ЮРГТУ (НПИ)

 

УДК 338(075.8)

ББК 65,01

М 59

 

Рецензенты: канд. экон. наук, доц. каф. «Экономика и управление производством» ВИ ЮРГТУ Н.М. Фоменко,

канд. экон. наук, доц. каф. «Экономика» Филиала ДГТУ в г. Волгодонске М.В. Головко.

 

 

Ефименко Н.А., Ухалина И.А., Назаренко М.В.

Микроэкономика: Практикум по дисциплине «Экономическая теория / Волгодонский институт (филиал) ЮРГТУ – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. – 108 с.

 

В учебно- практическом пособии приведены упражнения, задачи, тесты по основным темам курса «Экономическая теория», а также необходимые теоретические пояснения. Предназначено для студентов специальности 08050265 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения.

Работа публикуется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления текстовых документов в учебном процессе.

 

УДК 338(075.8)

ББК 65,01

© Волгодонский институт (филиал) ЮРГТУ, 2009

© Ефименко Н.А, Ухалина И.А., Назаренко М.В. 2009

 
 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………. 4

1. Тема 1 Предмет и метод экономической теории................ 5

2. Тема 2 Экономическая организация производства…….. 11

3. Тема 3 Основы анализа спроса и предложения…............ 19

4. Тема 4 Эластичность спроса и предложения…………… 28

5. Тема 5 Теория потребительского поведения…………… 40

6. Тема 6 Производство и издержки………………………. 51

7. Тема 7Рынок в условиях совершенной конкуренции…..68

8. Тема 8 Рынок в условиях несовершенной конкуренции..78

9. Тема 9. Рынок факторов производства. Рынок труда…...89

10. Тема 10 Рынок факторов производства: Земля и

Капитал……………………………………………………… 97

Заключение………………………………………………… 106

Рекомендуемый библиографический список……………..107

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международный стандарт экономического образования предусматривает необходимость создания такой учебно–методической литературы, в которой оптимально сочеталась бы как теоретическая, так и практическая информация.Именно этим принципом пользовались авторы при написании данного практикума.

Настоящий практикум позволяет путём решения задач, выполнения тестов, построения графиков, заполнения таблиц, оценки конкретных ситуаций научиться пользоваться различными методами экономического анализа, самостоятельно анализировать экономическую действительность.

Учебные задания включают проверку знаний основных терминов и принципов микро– и макроэкономики, а также способствуют формированию умений и навыков пользоваться инструментарием экономического анализа, самостоятельно оценивать конкретные ситуации.

 

Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Любая наука имеет свой предмет и метод. Предметом теоретической экономики и является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества, его членов.

Метод экономической теории это совокупность способов, приемов экономических явлений и воспроизведение их в системе категорий и законов. Методами экономической теории являются: эмпирический, метод абстракции, метод дедукции и индукции, позитивный и нормативный анализ, а также широко используются экономико-математические методы.

С точки зрения объекта исследования разделы экономической теории можно условно обозначить микро- и макроэкономика.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, обозначенные буквами:

а) факторы производства;

б) предмет теоретической экономики;

в) нормативная экономика;

г) позитивная экономика;

д) микроэкономика;

е) макроэкономика;

ж) индукция;

з) дедукция;

и) гипотеза;

к) труд;

л) капитал;

м) земля;

н) предпринимательский талант;

о) экономическое мышление;

п) традиционное общество;

р) рыночная система;

с) командная экономика;

т) смешанная экономика.

 

1. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими фактами.

2. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйственное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом.

3. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

4. Оборудование, орудия труда, машины, сырье, с помощью которых производятся товары и услуги и которые приносят доход.

5. Экономическая система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.

6. Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.

7. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов.

8. Ресурсы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

9. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.

10. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

11. Часть теоретической экономики, которая исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.

12. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

13. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

14. Часть теоретической экономики, которая исследует, во-первых, обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, семейные хозяйства), во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены; она формулирует принципы эффективного поведения продавцов и покупателей.

15. Анализ фактов (данных) без оценочных суждений, на основе которых формулируются принципы экономического поведения

16.Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее и проверки на опыте, и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией.

17.Изучение эффективного использования ограниченных производственных ресурсов необходимых для удовлетворения потребностей общества.

18. Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, уметь рисковать и выигрывать

УПРАЖНЕНИЯ

1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета теоретической экономики.

2. По названиям научных трудов определите, какой раздел теоретический экономики они представляют - микроэкономику или макроэкономику:

а). Э. Доллан, К. Кэмпбелл, Р. Кэмпбелл. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.-Л., 1991.

б). Пигу А. Экономическая теория благосостояния. Т. 1, 2, М., 1985.

в). Цены и ценообразование в рыночной экономике: Учеб./ Под ред. В. М. Гальперина, В. Е. Есипова. СПб, 1992.

г). Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.,1991

3. Дайте свой комментарий и определите, какое заключение является позитивным и какое нормативным:

а). «За последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции».

б). «Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции».

4. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень пенсий с ноября 1992 г. на территории России составляет 2250 рублей.

5. В индийской притче о Будде и его ученике говорится:

«Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» - «Красивая молодая женщина», - ответил ученик. «Точнее!» - «Человек», - «Точнее!» - «Скелет»

При каком ответе ученика теряется на Ваш взгляд познавательная ценность абстракции? Почему?

6. Известный языковед, писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» замечает: «По-австралийски (имеется в виду язык аборигенов) нельзя сказать: «На холме стоит дерево, а на нем сидит птица». Австралиец непременно выразиться так: «Стоит каури, а на нем сидит какаду»; или «Стоит эвкалипт, а под ним - эму». Он обязательно назовет породу и растения, и животного». Как Вам кажется, почему в языке австралийских аборигенов отсутствуют понятия «дерево», «птица» и т.п.? Связано ли это с определенной ступенью развития человеческого мышления?

7. Исходя из здравого смысла и Вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и спросом на него;

б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;

в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

Какие из этих зависимостей прямо- и какие обратно пропорциональны?

ТЕСТЫ

Найдите единственно верный ответ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: