Другие формы несовершенной конкуренции

МОНОПСОНИЯ

Чистый монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем.

Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.

Чистая монопсония - такая же редкость, как и чистая монополия.

Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей.

Правительство США как единственный покупатель многих материалов оборонного значения, таких, как ядерное оружие, является чистым монопсонистом для этих товаров. Оно закупает все их рыночное предложение, а продажа этих товаров другим покупателям запрещена.

Несмотря на редкую возможность существования рынка единственного работодателя, часто бывает, что фирма закупает очень значительную часть всего доступного рыночного предложения определенного ресурса. Например, предположим, что университет обеспечивает рабочими местами 70 % рабочей силы в небольшом городке. Если бы ему понадобилось увеличить найм, скорее всего ему пришлось бы повысить заработную плату, чтобы привлечь работников из других городов или тех местных работников, которые в настоящее время не трудятся. Подобные фирмы должны считаться с тем, что уровень их спроса на труд прямо отражается на заработной плате, которую они должны устанавливать своим работникам.

ОЛИГОПСОНИЯ - это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм.

Так, в США обычно существует 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта. Большая часть профессиональных спортивных лиг имеет определенный согласованный механизм для понижения конкуренции между командами. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избежания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма одной фирмой всех лучших новых игроков.

Когда фирмы объединяются в олигопсонию, последующее снижение конкуренции служит для оказания понижающего воздействия на цены найма услуг ресурса.

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.

Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.

Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого.

Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих. Как правило, такая ценовая дискриминация связана с постоянными издержками производства и распределения товаров и услуг.

2. Дискриминация среди покупателей.

Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что, в конечном счете, выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:

1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате - и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию;

3. Способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей.

Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.

 

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ

Двусторонняя монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю - продажу факторов производства (для продавца - это готовая продукция). И покупатель, и продавец обладают возможностями, достаточными для контроля над ценами услуг факторов производства. Отражает случай двусторонней монополии. Монопсонист имеет дело с монополией, продающей один из факторов производства. Когда монопсонист сталкивается с монополией, в результате можно наблюдать картину, напоминающую битву титанов. Можно только гадать о возможных последствиях для участников.

Ситуация чистой двусторонней монополии встречается редко. Время от времени она имеет место, когда государственная монопольная компания (например, по табаку, алкоголю) закупает продукцию у единственного продавца, которому разрешено торговать ею на территории страны. Эта модель также может быть применена к переговорам профсоюзов с ассоциациями предпринимателей.

Ассоциация предпринимателей - это организация нанимателей услуг ресурса, которые объединяются в группу для ведения переговоров, чтобы установить заработную плату, которую будут выплачивать все члены ассоциации. Например, ассоциация собственников битуминозного угля - это национальная ассоциация предпринимателей, которая ведет дела преимущественно с двумя основными профсоюзами, включая профсоюз Объединенных шахтеров. Другой пример -

Ассоциация нанимателей для максимизации своих прибылей может попытаться установить зарплату на уровне wM. Если профсоюз не согласится на такую заработную плату, фирма может сократить операции и уволить работников. Профсоюз, хотя и не добивается в каком-либо определенном смысле максимизации своих прибылей, будет требовать установления заработной платы на уровне wU, что значительно выше wM, т. е. зарплаты, предложенной ассоциацией нанимателей.

Профсоюз сможет угрожать забастовкой до удовлетворения его требований. Если разница между зарплатой, требуемой профсоюзом и предлагаемой ассоциацией нанимателей, будет велика, то может последовать длительная забастовка или увольнение работников. Издержки забастовки или увольнений, как для нанимателей, так и для работников, вероятно, окажут воздействие на достижение компромисса. Двусторонняя монополия подобного типа также часто встречается в профессиональном спорте, где организация собственников команд ведет переговоры с союзом игроков с целью оговорить уровень оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: