В настоящее время применяется большое разнообразие методов конкурентной борьбы. К таким ценовым методам относится и дискриминация, другими словами применение раз-личных цен в отдельных регионах страны, демпинговые и бросовые цены.
Термин «дискриминация» образовался от лат. discriminatio – «различение». Под ценовой дискриминацией следует понимать установление различных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затртатами, которые были понесены на его производство, транспортировку и т.д.
Значение дискриминационного поведения заключается в том, чтобы использовать все возможности для утверждения максимальной цены на каждую продаваемую единицу то-вара. Это означает, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.
Акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами сделан не случайно. Цены ре-альных сделок обычно различны из-за различий в доставке, упаковке, кредите, дополни-тельном сервисе, комплектации.
Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной. Приме-нение дискриминационных цен возможно при выполнении следующих условий:
1) продавец должен быть монополистом, т.е. обладать некоторой степенью власти над производством товара и ценообразованием. Важным здесь является то, что конку-рент не мог продавать товар дешевле там, где продавец намерен продавать его доро-же. Власть над ценой связана с количеством покупателей. Если число покупателей мало, то ухода каждого из них с рынка заметен для продавца, ценовой диктат в таком случае исключен;
2) продавец должен разделять покупателей на группы, где каждая из них имеет разную готовность платить за продукт. Такое деление покупателей основывается на эластич-ности спроса;
3) первоначальный покупатель не может перепродавать товары или услуги.
Существует несколько форм и видов ценовой дискриминации:
1) разные покупатели могут приобретать один и тот же товар или услугу по различным ценам;
2) различные варианты товаров различаются по ценам, но без учета разницы в издерж-ках их производства;
3) товар продается по разным ценам в разных районах, хотя издержки на его производ-ство и реализацию в этих районах имеют одинаковую стоимость;
4) цены на продукцию изменяются в зависимости от сезона, дня недели или времени суток;
5) цены на продукцию устанавливаются на основании учета качества обслуживания.






