| Собственные и приравненные к ним средства | Привлеченные и заемные средства | Средства, полученные в порядке перераспределения |
| — уставный фонд — нераспределенная прибыль — амортизационный фонд — устойчивые пассивы (задолженность предприятию) | — эмиссия ценных бумаг — кредиты банков — инвестиции — финансовый лизинг | — государственные субсидии (бюджетные) — Средства, полученные от корпораций и холдингов — страховые возмещения — дивиденды и проценты по акциям и облигациям |
На каждом предприятии разрабатывается финансовый план, целью которого является обеспечение платежеспособности предприятия и его ликвидности. Различают три вида финансового планирования:
1. оперативное (на срок до 1 года)
2. текущее (1 год)
3. перспективное
Финансовый план включает в себя следующие документы:
1) план доходов и расходов (отражает прибыльность предприятия);
2) кредитные план (характеризует использование заемных средств);
3) план денежных потоков (обеспечивает ликвидность);
4) баланс предприятия (характеризует финансовое состояние предприятия в определенные момент времени).
План доходов и расходов:
| № | Наименование показателя | Год | |||||||||||||
| t | |||||||||||||||
| … | |||||||||||||||
| Выручка от реализации | |||||||||||||||
| 1.1. | Объем продаж в натуральном выражении | ||||||||||||||
| 1.2. | Цена за единицу продукции | ||||||||||||||
| Затраты на производство и реализацию продукции | |||||||||||||||
| Результат реализации (1-2) | |||||||||||||||
| Результат от прочей реализации | |||||||||||||||
| Доходы и расходы от внереализационных мероприятий | |||||||||||||||
| Баланс прибыли (3+4+5) | |||||||||||||||
| Платежи в бюджет из прибыли | |||||||||||||||
| Чистая прибыль (6-7) | |||||||||||||||
При планировании этого раздела необходимо решить главную задачу – получить доход, который покроет все издержки. Для этого есть два пути – либо продавать дороже и больше, либо продавать дешевле.
Кредитный план:
Здесь определяются объемы необходимых инвестиций и источники получения средств.
| № | Потребность в инвестициях | Год | Всего | № | Источники финансирования | Год | Всего | ||||||
| … | t | … | t | ||||||||||
| Основной капитал | Акционерный капитал | ||||||||||||
| 1.1. | Здания и сооружения | Привлеченный капитал | |||||||||||
| 1.2. | Машины и оборудование | 2.1. | Долгосрочные кредиты | ||||||||||
| 1.3. | Транспортные средства | 2.2. | Долгосрочные займы | ||||||||||
| 1.4. | Прочие основные фонды | 2.3. | Краткосрочные кредиты | ||||||||||
| Оборотный капитал | 2.4. | Краткосрочные займы | |||||||||||
| 2.1. | Запасы и затраты | Прочие источники финансирования | |||||||||||
| 2.2. | Денежные средства | ||||||||||||
| Итого: | Итого: |
Правая часть таблицы условна, так как источники финансирования отличаются от указанных.
План денежных потоков:
Этот план детализирует сумму и время притока и оттока денег и обеспечивает постоянную ликвидность предприятия.
| № | Наименование показателя | Год | ||||
| t | ||||||
| … | … | |||||
| Начисленные денежные средства на начало периода | ||||||
| Поступления денежных средств: | ||||||
| а) выручка от продаж | ||||||
| б) за счет кредитов | ||||||
| в) другие источники | ||||||
| Итого поступления денежных средств (2а+2б+2в) | ||||||
| Всего денежных средств (1+3) | ||||||
| Расходы денежных средств: | ||||||
| а) себестоимость продукции | ||||||
| б) аренда | ||||||
| в) услуги сторонних организаций | ||||||
| г) возврат кредитов | ||||||
| д) выплата процентов за кредиты | ||||||
| е) налоги | ||||||
| ж) страховые взносы | ||||||
| з) прочие расходы | ||||||
| Итого расходы денежных средств | ||||||
| Прибыль (убыток) денежных средств на конец периода | ||||||
Суммарная величина денежных потоков во все периоды деятельности предприятия должна быть только положительной. Наличие отрицательной величины в какой-либо из периодов означает, что предприятие не в состоянии покрывать свои расходы и фактически является банкротом.
Балансовый план.
Баланс предприятия характеризует устойчивость его финансового положения. В отличие от плана доходов и расходов он характеризует финансовое состояние предприятия не за определенный период времени, а на определенный момент t. Средства предприятия представлены в плане по схеме активных и пассивных счетов.
Активы – это все то, что имеет в собственности предприятие, что образует его имущество и обладает стоимостью.
Пассивы – это источники образования средств, включающие в себя собственный капитал и денежные обязательства перед кредиторами.
Активы предприятия можно условно разделить на ликвидные (оборотные средства) и неликвидные (основной капитал). Суммарное значение активов и пассивов всегда должно быть равно. Это означает, что предприятие за все, что оно имеет должно или его собственникам, или кредиторам.
В упрощенном виде это выглядит так:
| Активы | ∑ | Пассивы | ∑ |
| Ликвидные активы: — денежная наличность; — ценные бумаги; — дебиторская задолженность; — запасы товарно-материальных ценностей. | — кредиторская задолженность; — задолженность по выплатам (налоги, пошлины, з/пл и т.д.); — краткосрочные займы (до 1 г.); | ||
| Сумма оборотного капитала | Сумма текущих пассивов (краткосрочные обязательства) | ||
| Неликвидные активы: — земля; — здания и сооружения (–амортизация); — оборудование (–амортизация). | Долгосрочные займы (более 1 года) | ||
| Сумма основного капитала | Собственный (акционерный) капитал | ||
| Нематериальные активы | Прирост собственного капитала (прибыль) | ||
| Суммарный собственный капитал | |||
| Сумма активов (валюта баланса) | Сумма пассивов (валюта баланса) |
Бухгалтерский баланс сопровождается рядом расчетных показателей, характеризующих ликвидность, платежеспособность и финансовую независимость предприятия:
1. ликвидность оборотных активов – характеризует способность предприятия расплачиваться со своими кредиторами в момент наступления платежа.
1.1. Коэффициент абсолютной ликвидности:

1.2. Коэффициент ликвидности:

1.3. Коэффициент текущей ликвидности:

2. Коэффициент автономии – характеризует финансовую независимость и самостоятельность предприятия.

3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств – характеризует способность предприятия отвечать по своим обязательствам без ликвидации неликвидных активов.

4. Показатели рентабельности капитала:

Лизинг.
Одним из новых видов финансов является лизинг – особый вид аренды.
Лизинг – соглашение между собственником имущества и арендатором о передаче имущества в пользование на определенный период, с выплатой ренты и, как правило, выкупом имущества в конце срока амортизации.
Разница между лизингом и арендой:
1) При лизинге выплачивается полная амортизация.
2) Лизинг рассматривается как одна из форм реализации продукции.
3) Срок лизинга фиксируется в договоре и не подлежит отмене (от аренды можно отказаться).
Различают следующие формы лизинга:
1. Оперативный лизинг: срок договора гораздо меньше срока амортизации (близко к аренде).
2. Финансовый лизинг: срок договора близок или совпадает со сроком амортизации оборудования. Он подразделяется на следующие виды:
а) простой (прямой) лизинг:
![]() |
Оборудование находится на балансе лизинговой компании.
б) возвратный лизинг:
![]() | |||
![]() |
Преимущества:
1. Лизинг предполагает 100% кредитования и не требует немедленного начала платежей.
2. Арендатор имеет возможность обновления оборудования.
3. В учете имущество находится на балансе лизингодателя.
4. Лизинг не требует гарантий, так как гарантии – само оборудование.
5. Государственная политика всех развитых стран направлена на расширение и поощрение лизинговых операций.
Недостатки:
1. Большие финансовые расходы лизингодателя.
2. Если оборудование стареет вследствие НТП и это не оговорено в контракте, то платежи продолжаются до окончания срока амортизации.
3. Общая стоимость лизинга, как правило, больше стоимость кредита.
4. Некоторая сложность организации лизинговых операций.
Налоговая система.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов и пошлин, а также методов их взимания и налоговый контроль.
Налог на прибыль – 45%.
НДС и акцизы – 33%.
Подоходный налог – 12%.
Прочие налоги (около 40) – 10%.
Основные принципы налоговой системы:
— плата по возможностям (кто получает больше, должен больше платить);
— плата за преимущество (кто выигрывает от данных преимуществ, должен платить за их использование; напр. автодороги);
— простота и доступность расчета.
Функции налогов:
— фискальная;
— перераспределительная (от богатых – бедным);
— стимулирующая (налоги должны стимулировать развитие производства и НТП).
Налоги подразделяются на:
1) прямые – устанавливаются на доход и собственность юридических и физических лиц;
2) косвенные – устанавливаются на обращение и потребление (предприятие только перечисляет эти налоги, а платит их косвенно потребитель;
3) общие – поступают в бюджет безадресно;
4) специальные – поступают с указанием их применения.
Налоги также подразделяются на:
— пропорциональные (взимается процент от дохода независимо от его величины);
— прогрессивные (с высоких доходов взимается больший процент. Напр. подоходный налог).
В настоящее время в России существует трехканальная фискальная система:
| Федеральные налоги | Местные налоги | Республиканские налоги |
| Формируют бюджет государства · НДС · налог на прибыль (%) · подоходный налог · налог на операции с ц/б · налог на транспорт | Формируют муниципальный бюджет · земельный налог · налог на имущество (12%) · на содержание правоохранительных органов (3%) · на уборку территории · в фонд занятости (1%) · общеобразовательным учреждениям (1%) · на рекламу (5%) · за использование местной символики (2%) | Формируют республиканский бюджет · налог на прибыль (%) · отчисления в пенсионный фонд · на социальное страхование · на медицинское страхование · за пользование природными ресурсами |
Виды налогов:
1. Налог на прибыль (20%).
Объектом налогообложения является валовая прибыль, исчисляемая как разница между выручкой от реализации и издержками. При этом она уменьшается на сумму НДС и акцизов.
2. Налог на добавленную стоимость (10% и 18%).
Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
3. Акцизы.
Акцизы – это косвенные налоги, включающиеся в цену товара и оплачиваемые покупателями. Все подакцизные товары реализуются по ценам, включающим акцизы.
4. Налоги на физических лиц.
4.1. Подоходный налог (13%).
4.2. Налог на имущество.
Объектами налогообложения являются жилые дома, приватизированные квартиры, дачи, гаражи и т.п. (10% стоимости).
4.3. Налог на наследование и дарение (10%).
Налоговая политика проводится не только с целью пополнения государственной казны, но и для стимулирования экономики. Мировая теория и практика выработала достаточно разумную налоговую политику, примером которой является кривая Лафера.
Ставка налога
![]() |
100%
43-45%
![]() |
1-2%
max Поступления в бюджет
Цена и ценообразование.
Существует два подхода к категориям цены:
1. основанный на трудовой теории стоимости. Цена – это денежное выражение стоимости. Стоимость – это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.
2. маржиналистский подход – основан на теории предельной полезности. Цена – это то количество денег, которое покупатель готов отдать за товар.
Цены определяют коммерческий результат деятельности предприятия, его рентабельность, жизнеспособность и финансовую устойчивость.
Цены зависят от:
· стоимости товаров и услуг
· соотношения спроса и предложения
· уровня конкуренции
· уровня инфляции
· уровня НТП, т.к. он влияет на технику, технологию и тем самым на себестоимость продукции
· государственной политики цен.
Функции цены:
1. Учетная – является мерой затрат труда и используется для количественного выражения стоимости товаров.
2. Распределительная – позволяет воздействовать на потребление различных социальных групп общества.
3. Стимулирующая – оказывает воздействие на производство различных товаров.
Виды цен.
Цены подразделяются по:
1. Характеру обслуживаемого оборота.
1.1. Цены на промышленную продукцию.
![]() |
Структура цены
1.2. Цены на строительную продукцию.
1.2.1. Прейскурантные цены (на строительство типовых объектов).
1.2.2. Сметная стоимость (применяется для индивидуального строительства).
1.3. Тарифы на производственные услуги.
1.3.1. Франко-станция отправления (включая стоимость товара, доставку его до станции отправления и погрузку).
1.3.2. Франко-станция назначения (включая стоимость товара и доставку его до станции назначения).
1.4. Цены на научные разработки.
1.5. Цены внешнеторгового оборота.
ИНКОТЕРМС.
1.5.1. Цена СИФ (CIF – Cost, Insurance, Freight).
1.5.2. Цена ФОБ (FOB – Free on board) – включает стоимость товара, его доставку и погрузку на борт.
1.5.3. Цена ФАС (FAS – Free along side) – включая стоимость товаров и его доставку до борта.
По сроку действия цены подразделяются на постоянные, временные, сезонные, договорные, скользящие. Скользящая цена – это цена, применяемая в контрактах с длительным сроком действия, состоит из двух частей: первая часть – постоянная, устанавливается на момент подписания контракта; вторая часть – переменная, периодически изменяется в период поставки товара.
Ценовая политика в условиях рынка.
Ценовая политика – определение уровня цен в зависимости от задач, решаемых фирмой.
Виды ценовой политики:
1. Price leader – установка цен на товары крупнейшими фирмами монополистами, выпускающими уникальную продукцию.
2. Following the leader – менее крупные фирмы повторяют ценовую политику ведущих монополистов.
3. Skimming – назначение максимальной цены на периодически существующий спрос.
4. Penetration price – политика ценового прорыва – фирма идет на заведомо нерентабельное снижение цены с целью захвата рынка.
5. Tide pricing – политика связанного ценообразования – относительно низкая цена на основное изделие при высоком уровне цен на сопутствующие товары, запчасти и т.п.
6. Class price – политика престижных цен.
В западной экономике широко применяют ценовые скидки (rebates), которые могут быть:
ü бонусные – предоставляются оптовикам за определенный объем оборота в год (7-8%).
ü «сконто» – предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежа (3-5%).
ü специальные – предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи или особые отношения (50%).
Также могут быть применены сезонные скидки, дилерские скидки (оптовикам), закрытые скидки и т.д.
Бизнес план.
Основным рабочим инструментом планирования в современных условиях является бизнес план. Он позволяет разработать стратегию развития предприятия, планировать его деятельность, привлечь инвестиции, а также найти потенциальных партнеров. Он должен обладать достоверностью, краткостью, убедительностью и рекламной привлекательностью. Типовая структура бизнес плана включает:
1) титульный лист, который должен содержать суть предложения, название и адрес предприятия, виды связи, общая стоимость проекта, указания на то, что сведения не подлежат разглашению;
2) оглавление;
3) резюме (краткое содержание на 1-1,5 стр.);
4) продукция и услуги;
5) анализ рынка;
6) маркетинг;
7) производство;
8) предприятие;
9) финансовый план;
10) эффективность проекта;
11) риски и страхование;
12) приложения.












