Тип: Простейшие (Protozoa)

Вопрос № 1(1)

Термин биология был впервые введен в 1802г. Ламарком и Тревиранусом для обоз-я науки о жизни как особом явлении природы. Предмет биология изучает все проявления жизни, происхождение, развитие, распространение связи организмов.

Задачи: изуч всех закон-тей в природе, раскрытие сущности жизни и ее проявлений с целью познания живой материи. Идеалист.подход – жизнь не может быть исследована. Материал.подход-жизнь материальна, развивается по своим законам. Жизнь – движение живой материи.

Методы: описательный (сбор и описание факт.материала); сравнительный (изучение сходства и различий м\у органами; исторически (Ч.Дарвин); экспериментальный (путем опытов).

Существует идея о единстве всего живого, она имеет большое значение для медицины, т.к. указывает на универсальность био.закономерностей для всего мира, включая человека. Важнейшим док-вом явл-ся клеточная теория (Шванном и Шлейденом в 1839г.). ее открытие дало толчок для изуч-я морфологии, физиологии и индивид.развития живых существ. Далее открытием законов наследственности биология обязана Менделю (1865), Г.де Фризу, Корренсу, Чермаку в (1900)и Уотсону и Крику в (1953). Эти законы важны в обосновании идеи единства орг.мира, станов-ся понятной роль явлений как половое размножение, онтогенез и смена поколений. Далее в 50 гг возникла молекулярная биология что связано с описанием Уотсоном и Криком строение ДНК. (наследственность, изменчивость, воспроизведение. Экологические исследования также подтверждают единство орг. мира. Развитие клеточной и молекулярной биологии создали возможности предупреждения и лечения болезней, зависящих от наличия мутаций, с применением методов клет.инженерии. Состояние здоровья людей зависит также от качества среды и образа жизни. Этапы: основа современной Б – диалектический материализм. 1) Доисторический п-д накопление сведений о жив.организмах – обширный фактический материал. По мере науки развития факты обобщались, осмысливались, создавались гепотезы и теории. Ученые разделились на идеалистов и материалистов (весь мир материален, природа сущ-ет независимо от сознания человека, а сознание – продукт материи и общественного развития. Значения: 1) Биология – основа медицины т.к. успехи и открытия Б. Определяют уровень мед-ской науки. 2) открытие и изучение клетки: понятие причин болезнетворного процесса. Общее значение это выработка научного диалектико – материалистического мировоззрения.

 

Вопрос №2(1)

Сущ-ют 3 главные гипотезы появления жизни на Земле. 1) Панспермия – жизнь занесена из космоса либо в виде спор микроорганизмов, либо путем намеренного «заселения» планеты разумными пришельцами из других миров. Соврем. наукой возраст Земли – 4,5-4,6млрд. лет; водоемов – 3,8 – 4млрд. 2) Случайная 1916 Умов – жизнь возникла на земле когда сложилась благоприятная совокупность физич. и химич. 3)Под влиянием творца (идеалистическая). Условий, сделавших возможным абиогенное образование органических в-в из неорганических.

Этапы: 1) образование атмосферы из газов (для синтеза орг в-в);2)абиогенное образование простых орг.в-в (ам-т, АТФ, азот.основ);3) полимеризация мономеров в био.полимеры (белки и н.к.); 4) обр-ние предбиолог.форм сложного хим.состава – протобионтов; 5) возникновение простейших живых форм(примитивных клеток); 6) био.эволюция возникших живых существ.

 

Вопрос №3(1)

Жизнь – это способ существования белковых тел и нуклеиновых кис-от уществ. моментом которого является постоянный обмен в-в, причем с прекращением обмена в-в прекращается и жизнь и приводит к разрушению белков и н.к. Жизнь это особая форма существования материи, ее форма и организация иная, чем в неорганич. Природе. В живых телах происх.биологич. закономерности, отлич-ся от закономерностей неживой природы. Жизнь сущ-ет в форме открытых систем, кот.непрерывно обмен-ся с окр.в-вом, энергии и информацией. Это обеспечивает постоянство хим.состава кл.организма, их высокоупорядочное строение – жизнедеятельность. Свойства 1) постоянный обмен веществом и энергией приводит к восстановлению или построению кл.жив.организма за счет усвоения в-в из окр.среды. все живые организмы способны к обмену в-в и энергией с окр.средой. они их вовлекают, преобразуют и использую, возвращая в среду продукты распада и Е в виде тепла. 2) специфичность организации. 3) саморегуляция способности сохранять состав и св-ва на пост.уровне, независимо от меняющихся усл.среды.4) раздражимость – отвечают на внешние воздействия. 5) Рост и развитие – необратимый процесс взаимосвяз.количественных и качесвенных изменений; 6) наследственность – передаются признаки обеспеч. приспособление к среде обитания; 7) изменчивость – появл.признаки олич. от типичных; 8) самовоспроизведение- поддерживает длит.сущ-ие вида. Уровни: 1) молекулярный -

 

Вопрос №8(1)

Ген – участок м-лы ДНК кодирующий последоват-ть аминокислот в полипептиде или послед-ть нуклеотидов в молекулах т-РНК и и-РНК. Генную теорию сформулировал Бензор в 1955-1961 г-х: 1) ген – участок м-лы ДНК, имеет линейный характер;2) ген дискретен;3) обладает огромной способностью к мутациям;4) его измененные участки способны к обратному мутированию;5) физич. выпадение участка (делеция) не способна к обратному мутированию; 6) кроссинговер происх. Как внутри гена так и м\у генами;7) Г контролирует послед-ть амк-т в соответствующем полипептиде. У эукариот объем наследсвенного материала значит.больше чем у прокариот. У дрожжей он составляет 2,3*107п.н., у человека общая длина ДНК в диплоидном хромосомном наборе клеток – около 174 см. его геном содержит 3*109п.н. и включает 100000генов. В отлич.от прокариот в эукариотич.клетках одновременно активно транскрибируется от 1 до 10% ДНК. Состав транскрибируемых последовательностей и их кол-во зависят от типа клетки и стадии онтогенеза. Значительная часть нуклеотидных последовательностей у эукариот не транскрибируется вообще – молчащая ДНК. Большой объем насл.материала объясняется существ-ем универсально, умеренно и часто повторяющихся последовательностей. Частоповторяющиеся - последовательности (в обл.центромер и теломер), не несут генетич.информации, выполняют структурную роль, обеспечивают конъюгацию, гены реплицируются, но не транскрибируются (104-106раз). Умеренно-повторяющиеся – активно реплицируются и транскрибируются, синтезируют т-РНК и р-РНК 102-104; универсальные – 102 70% 2000нуклеотидов нукл.последовательности формируют ген.

 

Вопрос № 14(1)

Обмен в-в - это совокупность хим.и физ. Превращений, происходящих в живом организме, и обеспечив-их его жизнедеятельнсть во взаимосвязи с окр.средой. его суть заключ в поступлении в организм из внеш.среды различных в-в, усвоение и использование их в процессе жизнедеятельнсои и выделении образовавшихся продуктов обмена во внешн.среду. Жизнь – это способ существования белковых тел существ. моментом которого является постоянный обмен в-в, причем с прекращением обмена в-в прекращается и жизнь и пиводит к разрушению белков и н.к.

Роль обмена в-в заключается в обеспечении пластических нужд организма (получ хим.в-в для построения структурных эелементов) а также в обеспечении жизненных функций организма энергией для превращения энергии химич связей в тепловую, механическую или электрич.

Ассимиляция – совкупн-ть процессов синтеза на основе кот-й лежит усвоение организмом в-в и образование из них свойственных ему орг. соединений.

Диссимиляция совокупность процессов разрушения орг.в-в

Эти процессы связаны друг с другом. Диссим представл. возм-ть ассимил. и наоборот.

3 этапа метаболизма: 1) подготовительный (переработка пищ.в-в в органах пищеварения. Происходит последов-ое расщепление хим.компонентов пищи в желуд.-киш. тракте, расщепление белков до аминокислот под дейтсвпептитазы, жиров до глицерина и жирн.к-т под дейтсв. липазы, углеводов до моносахаридов под дейтсв.амилазы.; 2) межуточный (обмен в-в). синтез белков, жиров и углеводов а затем дальнейшее расщепление ам-т, глюкозы, глицерина и ж.к.; 3) конченый этап (образование и выделение конечных продуктов обмена.

1. Пассивный транспорт- осуществляется в виде простой и облегченной диффузии. Простая – перемещение молекул из зоны с большей концентрации в зону с меньшей до выравнивания концентраций. Разность концентрации – градиента концентраций. Диффузия воды по градиенту- осмос. Облегченная – ее нпарвление зависит от градиента конц-ции. Для этого процесса необходимо налич.белков- переносчиков встроенных в мембрану. Либо этот белок захватывает в-во и проводит ч\з мембрану, либо изменяется трансформация белка и приводит к открытию канала по которому переносится белок. 2. активный транспорт – осущ-ся против градиента конц-ции и связан с расходованием энергии (калий-натриевый насос). 3. эндоцитоз – при нем мембрана при контакте с в-вом выпячивается а затем формируется пузырек, отшнуровывется от мембраны с внутренне стороны и оказ. Внутри клетки вместе с транспорт.в-вом. Поступление растворенных в-в – пиноцитоз. Не растворенных в-в – фагоцитоз. Выведение в-в из клетки – экзоцитоз. Углеводы: явл-ся ист.энергии, пластическая роль, обязательная сост. часть био.ждкости орг-ма, в сост.сложных соед-ий, нужны для обезвреживания хим.в-в и имунологич. защита. Жиры- важнейший ист. энергии, источник энтогенной воды, нейтр.жиры служат био. Термоизоляционной системой, пластическая ф-я. Белки – пластическая роль, катализ.хим.реакции, транспор в-в, аэробы, растворенные белки пддерживают каллоидно-осмотич.давление, имунная защита.

Вопрос № 15 (1)

Анаболизм – совкупность метаб.реакций ведущ.к образов. орг.в-в, компонентов клетки и др.стуктур, органов и тканей организма. Обеспечивает рост, развитие, обновление био.структур и сопровождается потреблением энергии. Основан на ассимиляции. Ассимиляция – совкупн-ть процессов синтеза на основе кот-й лежит усвоение организмом в-в и образование из них свойственных ему орг. соединений.

Катаболизм – сов-ть метаб.реакций, ведущих к расщеплению сложн.молекул, компонентов клеток, тканей и органов до прост.в-в. Он сопровождается образов.энергии, часть из кот.запасается в виде эн.макроэрг.связей АТФ.сопровождается диссимиляцией. Диссимиляция совокупность процессов разрушения орг.в-в. Аутотрофы – организмы использующие в метаб. неорганич. источник углерода (СО2). Они способны синтезир-ть орг.соединения из неорганических. В большинстве явл-ся фототрофами (зеленые растения (синтезир.орг.в-ва за счет эн.солнца). Фотосинтез – процесс образования орг.соединений из неорганич. при участии эн.света. он осуществ-ся клетками, содерж.спец.фотосинтез-ий пигмент (растения). Он является единственным процессом идущим с запас-ем энергии за счет ее внеш.источника. в растительной клетке фотос-з осущ-ся в спец.органиоидах- хлоропластах, они имеют 2-мембр-ое строение. Во внутр.мембр обр-ся складки – тилакоиды (есть хлорофил и каратиноиды). Выделяют 2 фазы. Световая фаза – происходит на свету в тилокоидах гран, необходимы хлорофил, свет и вода. Под действием света хлорофил теряет электроны и м.п. берут е и на наружной части мембр. формируется отрицат.потенциал. в полости тилакоида происходит фотолиз воды. Н-накапливается на внутр.поверх-ти мембраны создавая положит.потенциал. е-идет на всстановление хлорофила. Когда разности потенциалов критическая то открывается протонный канал и протоны стремятся на наружн. поверхность мембраны. Затем м.п. подхатывают Н и несут в темновую фазу. На выходе из канала высокий уровень энергии и синтезир-ся АТФ. Обр-ся О2, (Н и АТФ – необходимы для темн.фазы). Темновая фаза – происходит и на свету и в темноте, в строме. В строме всегда присутствует пептазы. Из атмосферы поступ. СО2. пептазы соединяются с СО2 и ч\з ряд промежут.реакций с участием Н и АТФ образуется глюкоза, днем она накапл-ся в листьях в виде первичного крахмала, а ночью оттекает в др.органы и откладывают прозапас в виде вторичного крахмала.

Важную роль играют углеводы т.к. они являются источником энергии почти всех кл.организма. глюкоза это единственный источник энергообеспеч.клеток головного мозга. Процесс окисления глюкозы – гликолиз, осущ-ся без кислорода (анаэробно) и с участием кислорода (аэробно). Аэробный гликолиз – важн.источник энергообесп-я жив.орг-мов.

С6Н12О6+2АДФ+2Ф=2 пируват(С3Н4О3) +2АТФ+2Н2О(ур-ие анаэробного гликолиза)

Аэробный процесс – это полное окисление, и кончательное расщепление продуктов гликолиза в присутствии кислорода. 2С3Н6О3+6О2+36АДФ+36Ф=6СО2 +2АТФ+42Н2О. Энерг.обмен подчиняется 1 и 2 з-нам термодинамики – энергия не исчезает и не появляется вновь, а переходит из 1 сост. в другое. Любые изменения в изолиров.с-ме оставляют общую энергию постоянной. Направление энергии – 2з-н: процессы превращения энергии из 1 в другой происходит с рассеиванием ее части в виде тепла, при это термод-ая с-ма стремится к сост.термодин-кого равновесия.

АТФ- впервые была обнаружена в мышцах, в больших кол-ах она не накапливается. В живых с-мах макроэрг.связь является АТФ кот состоит из Аденин – рибоза – ф-ф-ф.при отщеплении 1 из ф выход энергии сост – 30,6кДж\моль, отщепление 3 фосф-группы – 13,8 кДж\моль. При отщеплении всез 3 остатков – выделяется 75 кДж\моль энергии. В Атф аккумулир-ся 60-70% энергии, освободившейся при межут. обмене. Она нужна для движения процессов биосинтеза, роста.

 

Вопрос № 16 (1)

Жизненный цикл клетки - это периоды сущ-я клетки с момента ее возникновения до следующего деления (у постоянно делящихся клеток) или до гибели. Митотический цикл – это комплекс взаимосвязанных и согласованных во времени событий, происходящих в процессе подготовки клетки к делению и на протяжении самого деления. Его био.роль состоит в том, что он обеспечивает преемственность хромосом в ряду клеточных поколений, образование клеток, равноценных по объему и содержанию наследственной информации. Его делят на 3 периода: пресинтетический, синтетический и постсинтетический.

Пресинтетический преиод – восстанавливаются черты организации интерфазной клетки, заверш-ся формирование ядрышка, начавшееся еще в телофазе. Из цитоплазмы в ядро поступю90% белка. В цитоплазме происходит синтез белка приводит к росту массы клетки. Образуются химич.предшественники ДНК, ферменты, катализирующие реакцию редупликации ДНК, синтезир-ся белок, начинающий эту реакцию. Осущ-ся процессы подготовки к след.периоду.

Синтетич.период – удваивается кол-во наследственного материала клетки. Редупликация ДНК происходит полуконсервативным способом. В рез-те возникаю 2 идентичные биспирали. Постсинтетический период – это отрезок от окончания синтетич.периода и до начала митоза. Он характеризуетя интенсивным синтезомРНК и особенно белка. Завершается удвоение цитоплазмы. Чатсь образуемых белков(тубулин) испльзуется в дальнейшем для построения микротрубочек веретена деления. Синтетич. и постсинтетич.периоды связаны с митозом непосредственно, это позволяет выделить их в особый период интерфазы - препрофазу.

 

Вопрос № 17(1)

Митоз – это деление соматических клеток в ходе которого закономерно м\у дочерними клетками распределяются ядерные структуры – хромосомы. Выделяют 4 фазы. Профаза – спирализация хромосом в виде нитей. Ядрышко разрушается. Распадается ядерная оболочка. В итоплазме уменьшается кол-во структур шероховатеой сети. Резко сокращается число полисом. Центриоли клет.центра расходятся к полсам клетки, м\у ними миктротрубобразуют веретено деления. Метафаза – заканчивается обра-ие веретена деления. Хром-мы выстраив-ся в экваториальной плоскости в виде метафазной пластинки. Микротрубочки связана с кинетохорами хромосом. Каждая хромосома продольно расщепляется на 2 хроматиды (дочерние хромосомы), соединенные в области кинетохор. Анафаза- связь м\у хроматидами разрушается, и они в кач.самостоятельных хромосом перемещ-ся к полюсам. По завершению движения на полюсах собирается 2 равноценных полных набора хромосом. Телофаза – реконструируются интерфазные ядра дочерних клеток. Хромосомы деспирализуются, образуются ядрышки, разрушается веретено деления. Материнская клетка делится на 2 дочерние. Амитоз – это прямое деление клеток, он заключается в разделении ядра перетяжкой без сложной перестройки ген.материала. предполагают что вслед за ядром делится цитоплазма.

 

Вопрос № 18 (1)

Размножение – это св-во живых организмов воспроизводить себе подобных, обеспечивая непрерывность и преемственность жизни в ряду поколений. В процессе размножения осущ-ся передача ген.материала от родит.особей к дочерним.

При бесполом размножении в восрпоизведении себе подобных участвует только 1 организм. При этом способе образуется генетически идентичные родит.особи потомки. Ген.изменчивость незначительна и связана только со случ.мутациями.

У одноклеточных:1) деление на 2 (прямое – амитоз(прокариоты), непрямое – митоз (эукариоты); 2) Шизогония (множественное деление). Из 1 материнской – множество дочерних (12-24 мезозоида) свойственно споровикам; 3) спорообразование – формирование спор (бактерии). Свойственно простейшим (малярийный плазмодий); 4) почкование – новая особь обр-ся в виде выроста – почки на теле род.особи, отделяется от нее в виде самостоят.орг-ма. (образуется 2 разных по размерам потомка).

У многоклеточных: 1) Вегетативное размножение св-но высшим растениям. Новый организм развивается из отдельного органа материнского; 2) фрагментация – разделение орг-ма на несколько частей и формирование из них отдельного орг-ма (кишечнополостные); 3) полиэмбриония- на стадии бластулы зародыш делится на неск-ко частей и из каждого разв-ся отдельный орг-м (млекопит-ие, человек.); 4) спорообразование – у растений в спец.органах спарангиях обр-ся одноклет-ые структуры споры они разносятся с помощью ветра или воды и в благоприятн.условиях проростают.; 5) почкование – у гидры на теле форм-ся почка – скопл.сомат-их клеток матернского орг-ма. Почка растет затем отделяется от мат.орг-ма и превращается в самост.орг-м.

При половом размнож-ии в образовании потомства уч-ют 2 родит.особи. при этом происходит или объединение ген.информации или обмен. У одноклет-ых: коньюгация – слияние 2-х однокеточных орг-мов при этом происходит слияние и перекомбинация гер.материала. клетка делится на 2 дочерние кажд.из которых ведет самост.образ жизни (у инфузории). Капуляция (у малярийного плазмодия на стадии гомогонии). У многоклеточных: 1) партеногенез (без оплодотворения): оплодотворение наружное – при этом половые продукты самок и самцов выдел-ся в окруж.среду, чащего всего в воду, где осущ-ся оплодотворение (ланцетник); внутреннее оплодот-ие осущ-ся с использ-ием спец.приспособлений: наружные половые органы. Половые продукты самцов вводятся в половые пути самок и уже происходит оплодотворение. Обеспечив-ся более эфективное исполь-ие гамет. При партеногенетическом размножении (девственное развитие), дочерний организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. 2 разновидности партеногенеза: андрогенез – новый организм развивается из яйцеклетки с мужским пронуклеусом. При гиногенез (пчелы, муравьи) новый организм развивается из яйцеклетки с женским пронуклеусом. Она должна быть активирована в спермие. Половое размножение появилось на последних этапах эволюции. Именно при половом размножении обеспечив-ся перекомбинацию наследств-го материала и передача его от предков к потомству. Различают ряд этапов: 1) Изогамный способ – в размн-ии участвуют гаметы одинаковые по половым признакам (по морфологии); 2) гетерогамный- переход от изогонии к гетерогонии (мужские клетки отличаются от женских); 3) появл-ся специализир-ые органы где происходит созревание половых клеток. Появл.половые железы. Сначала мужск.и женские пол.железы располагаются в 1 орг-ме (гермафродитизм), затем происходит разделение полов (половой деморфизм); 4) происходит переход от внешнего оплодотворения к внутреннему, что связано с развитием наружных половых органов.

 

Вопрос № 19 (1)

Прогенез – это процессы предшествующие собственно онтогенезу, а именно процессы гаметогенеза и оплодотворения. Эти процессы представляют собой промежуточное звено, связывающее онтогенезы родителей с онтогенезом их потомства. Гаметогенез – это процесс обр-я гамет осущ-ся в половых железах. Оплодотворение – это слияние мужских и женских половых клеток с образованием зиготы. Сперматогенез – это процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов). Выделяют 4 фазы сперм-генеза: 1- размножения: сперматогонии размножаются путем митоза до сперматоцидов 1 порядка (2n2с); 2-роста: соответствует началу 1-го миотич.деления в интерфазе (2n4c); 3-созревание сперматоциды 2-го порядка (n2c) соответсвует 1 миотичесому делению, затем обр-ся сперматиды (nc) соответствует 2-му миотич.делению; 4-формирование – в рез-те сложных морф.преобразований обр-ся сперматозоиды. Сперматогенез начинается в период полового созревания и идет непрерывно в теч.всей жизни, из каждого сперматогония обр-ся 4 сперматозоида, зрелые сперматозоидв обр-ся в рез-те сложного процесса клет.дифференцировки в ходе фазы формирования. Зрелые спермотозоиды имеют головку, акросому, митохондрию (в основании хвостика).

Овогенез – процесс образования женских половых клеток – яйцеклеток, происходит в яичниках. Выделяют 4 фазы овогенеза: 1- размножения: овогонии размножаются путем митоза до овоцитов 1 порядка (2n2с); 2-роста: соответствует началу 1-го миотич.деления в интерфазе (2n4c); 3-созревание овоциты 2-го порядка (n2c) соответсвует 1 миотическому делению, затем обр-ся 1 яйцеклетка и 3 редуц.тельца (nc) соответствует 2-му миотич.делению; 4-формирование стадии не имеет. Овогенез начинается в эмбриональном развитии не задолго до рождения девочки, затем блокируется и продолжается при наступлении периода полового созревания, при этом овогенез явл-ся циклич.процессом. он повторяется каждые 28 дней и осущ-ся до 50-55лет, из каждого овогония обр-ся 1 яйцеклетка и 3 тельца. Процессы сперматогенеза и овогенеза осущ-ся в половых железах. По кол-ву желтка яйцеклетки различают изолецитальные (равномерное распред-ие желтка и ядро примерно в центре); анизолицетальные- много желтка и он распределен в цитоплазме яйцеклетки равномерно. Телолецитальные – основная масса желтка скапливается у одного из полюсов клетки. Умеренно телолецитальные – это желток погружен в цитоплазму и не обособлен от нее в виде отдельной фракций. Резко телолецитальные – желток полностью отделен от цитоплазмы.

 

Вопрос № 20 (1)

Мейоз- это особый вид деления клеток в рез-те кот.формируются гаметы, содержащие гаплоидное кол-во хромосом и наследственного материала. Включает 2 последовательных деления: 1 (редукционное) деление- происходит уменьшение кол-ва хромосом, уменьшение кол-ва наследственного материала в дочерних клетках (n2c); 2(эквационное) деление – происходит уменьшение кол-ва наследтвенного материала (nc). Каждое деление сост.из ряда фаз: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза. в интерфазе 1деления (пресинтетический, синтетический, постсинтетический) происходят все процессы, кот.хар-ны в интерфазе митоза, синтезир-ся РНК, белок, увелич-ся масса цитоплазмы, возрастает кол-во органоидов клетки, происходит удвоение ко-ва наследств.материала в клетке, накапливается АТФ и ряд.др.процессов. Профаза – наиболее продолжительная =90% всего времени, необходимого для мейоза. Это сложно организ-ая фаза, ее подразделяют на 5 стадий: лептотена, зиготена, пахитена, диплотена, диокинез. 1- происх.спирализ-ция хромосом, они переходят в конденсированную пару, образуют длинные тонкие волокнас белковой осевой нитью, при этом хромосомы укорачиваются и становятся видимыми как обособленная структура. Переход из лептотены в зиготену - начало коньюгации, т.е. соединение гомологичных хромосом. Рез-том коньюгации явл-ся образование синапталимального комплекса. После завершения коньюгации клетки вступают в след.стадию пахитену. Здесь в области рекомбинативных узелков присходит обмен уч-ми м\у гомологичными хромосомами. В диплотене происходит разделение коньюгир.хромосом, синапталимальный комплекс распадается и гомологичные хромосомы отодвиг-ся друг от друга при этом ост-ся связанныеми 1 ил неск-ми хиазмами. Диогенез – гомологичн.хр-мы продолжают расходиться друг от друга. Т.к. ост-ся связанными только неск-кими хиазмами преобритают вид: 1хиазма – крест, 2 – кольцо, 3-петли. Хиазмы удерживают вместе гомологичные хромосомы до анафазы. В конце профазы 1-го деления центриоли клет.центра перемещ-ся к полюсам, разрушается ядрышко и яд.оболочка, обр-ся нити веретенв деления (по 23 нити). Клетка переходит в след.фазу – метафазу. Хром-мы выстраиваются по экватору, образую метафазную пластинку. К центрам хр-ом прикрепляются нити веретена деления от каждого полиса и наступает анафана. Хелатные хромосомы распад-ся и гомологичн.хр-мы расходятся к полюсам клетки. Клетка переходит к телофазе. Обр-ся яд.оболочка, происходит деление и обр-ие 2 клетки содер-щие гаплоидное число хромосом и диплоидное кол-во наследственного материала. В интерфазе (2n4c) а в телофазе (n2c). Затем нач-ся 2 миотическое деление с короткой интерфазой (хар-но для жив.орг-мов). Особенностью явл-ся отсутствие синтетич.периода поэетому непроисходит удвоение ДНК. 2 деление включает те же стадии что и 1. рез-толм прохождения клеток ч\з эти фазы явл-ся формирование 4 половых клеток с (nc), в отличии от митоза обр-ся 2 клетки с (2n2c). Био.роль:1) наблюдается редукция числа хромосом и наследств.материала, в рез-те чего обр-ся половые клетки с гаплоидным набором хро-м и ДНК. При послед-ем оплодотворении, когда происходит слияние 2-х гамет, формируется организм нового поколения с диплоидным набором хро-м, что обеспечивает постоянство числа хромосом в ряду поколений данного вида.2) при мейозе происходит перекомбинация ген.материала, увеличивается наследств.изменчивость буд.потомства. прекомбинация обеспечивается за счет кроссинговера (в пахитене, обр-ся разные по ген.составу хромосом.), случайное распределение негамологичных хромосом м\у дочерними клетками в анафазе 1-го деления. Каждая гамета получ.свою выборку материнских и отцовских хромосом.

 

Вопрос №21 (1)

Оплодотворение – это слияние мужских и женских половых клеток с образованием зиготы. Оплодотворение наружное – при этом половые продукты самок и самцов выдел-ся в окруж.среду, чащего всего в воду, где осущ-ся оплодотворение (ланцетник); внутреннее оплодот-ие осущ-ся с использ-ием спец.приспособлений: наружные половые органы. Выделяют 3 фазы оплод-я: 1) дистантное взаимод-ие и сближение гамет, осущ-ся за сет спец.в-в вырабат.мужскими и женскими половыми клетками, гиногомоны, андрогомоны; 2) контактное взаимод-ие половых сфер. Выделяют 2 реакции – акросомалная (со стороны сперматозоида, обеспеч.его проинкновение в яйцеклетку) и картикальная (со стороны яйцеклетк, обеспеч-ая защиту яйцеклетки от проникновения др.сперматозоидов. 3) слияние половых клеток –сингомия, и половых ядер – сингомеон. Механизмы: 1)генетический – слияние гаплоидных наборов мужских и женских хромосом с образ-ием диплоидного набора 4n4c; 2) цитологический слияние мужск. И женских половых клеток. Важно наличие полноценного кол-ва сперматозоидов.; 3) генический – важную роль игр.генический состав среды женских половых путей (в кислой среде сперматозоид погибает); 4) имунологический; 5) физиологический. Партеногенез (без оплодотворения): При партеногенетическом размножении (девственное развитие), дочерний организм развивается из неоплодотворенной яйцеклетки. 2 разновидности партеногенеза: андрогенез – новый организм развивается из яйцеклетки с мужским пронуклеусом. При гиногенез (пчелы, муравьи) новый организм развивается из яйцеклетки с женским пронуклеусом. Она должна быть активирована в спермие.

Вопрос № 22 (1)

Пол – совокупность признаков и св-в организма обеспеч-их его участие в воспроизведении потомства. Дифференцировка пола – это сложный комплексный многоэтапный процесс охватывающий время от момента оплодотворения до периода половой зрелости. Этапы дифференцировки пола: 1) образование генетического пола. В рез-те оплодотворения форм-ся зигота с определенным набором хром-м. Ганаты мальчика и девочки одинаковы.2) определение ганатного пола. осущ-ся путем превращения индиферентных ганат или в семенники или в яичники. 3) определение соматического пола – внутриутробно. Под влиянием гормонов семенников или яичников разв-ся наружные половые органы по мужскому и женскому типу. В постнатальном периоде выделяют 2 стадии: 1) психологическое становление пола., 2) социальное становление пола.

Половой деморфизм – различия м\у полами по морфологическим, иммунологическим, физиологическим и др.признакам, которые обеспечивают реализацию репродуктивной функции. Различают первичные половые признаки – морфофизиологические особенности орг-ма обеспеч-щие процесс обр-ия гамет (половые железы), оплодотворение (наружные и внутр.половые органы), развитие плода и его развитие. Вторичные половые признаки – играют вспомогательную роль при половом размножении: (особенности развития молочных желез, оволесенение, конституциальные особенности).в основе детерминации пола лежат половые хромосомы. Пол будущего орг-ма определяется именно той хромосомой, которая приностися сперматозоидом. Если сперматозоид содержит Х-хром-му- будет девочка, если У-хр-му-мальчик. Сперматогенез начинается в период полового созревания и идет непрерывно в теч.всей жизни, из каждого сперматогония обр-ся 4 сперматозоида, зрелые сперматозоидв обр-ся в рез-те сложного процесса клет.дифференцировки в ходе фазы формирования. Зрелые спермотозоиды имеют головку, акросому, митохондрию (в основании хвостика). Овогенез начинается в эмбриональном развитии не задолго до рождения девочки, затем блокируется и продолжается при наступлении периода полового созревания, при этом овогенез явл-ся циклич.процессом. он повторяется каждые 28 дней и осущ-ся до 50-55лет, из каждого овогония обр-ся 1 яйцеклетка и 3 тельца. Процессы сперматогенеза и овогенеза осущ-ся в половых железах. Бесплодие – это неспособность зрелого организма воспроизводить потомство. Причины – отсутствие живых сперматозоидов в семени, аномалии строения и воспалительные болезни половых органов (эндометрит, аднексит). Многоплодие – беременность женщины несколькими плодами (двойня 1\70-80, а тройня 1\6-7тыс.) может протекать с осложнениями. Женщина с многоплодием подлежит госпитализации за 2 нед. до родов.

Вопрос № 23 (1)

Генетика – наука о 2-х фундаментальных, диалектически взаимосвязанных св-вах живых организмов наследственности и изменчивости. Объектами генетики служат живые орг-мы (вирусы, бактерии, грибы). Предметом генетики явл-ся различные признаки живых орг-мов. Задачи генетики: 1) изуч.материальных основ наследственности; 2) исследование орг-ции потока ген.информации к клеткам; 3) изучение закономерностей ген.детерминации признаков. 4) изучение закономерностей и мех-мов изменчивости и роль в приспособит.реакциях организма и в ходе эволюции; 5) исследование влияния факторов внешней среды на наследственность. Методы генетики: 1)гибридологический – для скрещивания орг-мов обладающих признаками кот-ые интерисуют исследователя. Далее проводят само скрещивание и изучают распространение признака у потомков. 2) гениологический – (метод составления родословной), 3) популяционно – статистический – изуч.распростроненность признака популяций на основе этого определ-ся частоты генов и генотипов по данному признаку. 4) Цитологический – изучение кариотипа (систематизир-ый набор хромосом в соматич. Клетках орг-ма представленный в виде фотографии или рисунка. Выявляются геномные и хромосомные мутации. 5) биохимический – для изучения биохим. Показателя организма. Выявляются метаболизменные нарушения в орг-ме и определяются генные мутации. 6) близнецовый метод – оценивается соотносит.роль наследственной дескритации ф-ов в формировании различных признаков у человека. 7) молекулярно – генетический – основан на послед-ых достижениях в обл. генетики. Изучает особенности организации наследственного материала на уровне ДНК, успешно использ-ют для определения размеров гена, расшифровка нуклеотидных последовательностей. 8) генетико – математический – итогом каждого исследования явл.ся кол-ый учет его рез-ов, анализ при помощи целого спектра генетико-математ. Методик для получения достоверных рез-ов.

1900-1910 г переоткрытие з-нов наследования Фризом, Корренсом и Чермаком., 1901-1903 – де Фризом теория мутаций. В 1906 – Бэтсен предложил термин «Генетика», 1909 – иогансен предложил термины «Ген», «Генотип», «Фенотип». 1908 – Харди и Вайнберг объяснили процессы распределения генов в популяциях. 1911 – 1914 – Т.Морганом доказана хр.теория наследственности. В 20-х годах огромный вклад в развитие генетики внесли Российская школа генетиков:Вавилов, Четвериков, Кольцов, Серебровский, Мичурин и т.д. Романовым и Дубининым был открыт дрейф генов. Холдейном и Дербжанским – заложены математич.основы микроэволюционных процессов. 1941 Бидл и Тату 1 ген – 1 фермент. 1953 – криком сформулирована модель пространственной организации мол-лы ДНК. 1956 – Тио и Леван установили диплоидный набор хромосом у человека = 46.

Развитие генетики и его понимание того что большинство заболеваний чел-ка до 90% связано с нарушением структуры или функционирования генома. Известно ок 4000 наследств. Заболеваний. Применение молек-генетич. Метода позволяет разработать подходы для диагностики лечения целого ряда заболеваний чел-ка на ур-не н.к.

 

Вопрос № 24 (1)

Наследственность-св-во живых организмов передавать био.информацию о своих признаках и особенностях развития в последующих поколениях. (все особи сходны м\у собой). Изменчивость - св-во живых организмов заключающееся в изменении наследственных задатков или в изменении их проявления в процессе развития организма. (особи различаются м\у собой, а потомки отлич-ся от родит.особей). Наследование – процесс передачи наследственного материала от родит. особи к потомству. Различают 2 основных типа наследования: аутосомное – это тип наследования при котором соответствующие гены расположены в аутосомах, представлены у всех особей вида в двойном наборе. Аутосомно – доминантное – если наследование по доминантному признаку, аут-рецессивный если навследование по рецессивному признаку. Сцепленное с полом – Морган сделал заключ. что наследсвенные задатки цвета глаз не подчин.з-нам Менделя.(признаки сцепленные с половыми хром-ми, признаки контролируемые полом, и ограниченные полом. Голандрическое наследование – это наслед.признаками, гены кот. Локализованы в У-хромосоме в гемизиготном состоянии. Митохондриальное – признак передается потомкам только от матери, а если у отца, то не передается ни дочерям ни сыновьям.

Менделем были изучены осн.закономерности наследования признаков в ряду поколений при половом размножении. Установление всех групп сцепления и локализация всех гернов, идентификация первичных признаков мутации, док-во генетической гетерогенности, обнаружение хромосомного полиморфизма, синтез генов, осущ0ие программы генома чел-ка, клонирование, применение анализа ДНК для опухолей и болезней, генная терапия наследственных заболеваний. Основные требования: растения должны обладать пост.развив-ся признаками, гибриды защищены от чужой пыльцы, растения должны искусственно оплодотворятся, должны легко выращиваться. Мендель изучил характер наследования отдельных признаков, анализировал альтернативные признаки (взаимоисключающиеся), все эти признаки были постоянны на протяжении 2 лет, скрещиваются чистые линии (проявляют 1 из форм альт.признаков, гомозиготны), точный количественный учет, выражал в алгебр.формулах формы гороха, их численные соотношения. Аллельные гены – гены расположенные в одинаковых уч-ках гомологичных ромосом и контролирующие развитие разных признаков или вариаций одного признака. Моногибридное скрещивание – скрещивание 2-х организмов с учетом пары альтернативных признаков, при этом скрещивающие орг-мы могут быть одинаковыми по паре альт.признаков, а могут отличаться. 1 з-н Менделя – при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по 1 паре альтернативных признаков все гибриды 1-го поколения будут единообразны по генотипу и фенотипу.

 

Вопрос № 25(1)

2 з-н Менделя – при скрещивании гибридов 1-го поколения в потомстве наблюдается расщепление по генотипу 1:2:1 а по фенотипу 3:1. Доминантный ген – это ген из пары аллельных генов кот-ый подавляет действие др.генов. Рецессивный ген – это подовляемый им ген. З-н чистоты гамет (Бэтсен в 1922) – расщепление основ на доминантные и рецессивные, которые не смешиваются в гетерозиготном организме, а расходятся «чистыми» при образовании гамет. Дигибридное скрещивание – это скрещивание 2-х организмов с учетом 2-х пар альтернативных признаков. Полигибридное скрещивание – это скрещивание осущ-ся с учетом нескольких пар альтернативных признаков. 3-й з-н Менделя – при полигибидном скрещивании наследование по каждой паре альтернативных признаков идет независимо от других пар признаков.

Вопрос № 26 (1)

Анализирующее скрещивание – это скрещивание организма с доминантным признаком, но неизвестным генотипом с организмом гомозиготным по рецессивному гену. Менделир.признаки – моногенные (определ-ся 1 геном), у гетерозигот в гаметогенезе равновероятно обр-ие гамет различных типов, равновероятное слияние при оплодотворении гамет с различн.ген.составом., одинаковая жизнеспособность, при полигибр.скрещ-ии анализирующие признаки не должны быть сцепленными, постоянная степень выраженности, скрещивающийся орг-м не должен быть гемизиготным, большая выборка. Основные требования: растения должны обладать пост.развив-ся признаками, гибриды защищены от чужой пыльцы, растения должны искусственно оплодотворятся, должны легко выращиваться. Мендель изучил характер наследования отдельных признаков, анализировал альтернативные признаки (взаимоисключающиеся), все эти признаки были постоянны на протяжении 2 лет, скрещиваются чистые линии (проявляют 1 из форм альт.признаков, гомозиготны), точный количественный учет, выражал в алгебр.формулах формы гороха, их численные соотношения. Ген – это участок молекулы ДНК кодирующий последов-ть аминокислот в полипептиде или последовательность нуклеотидов в т-РНК и и-РНК. Генотип-совокупность всех генов организма. Фенотип-совокупность всех признаков орг-ма, кот.формируются в рез-те реализации генотипа в определенных условиях окр.среды. Гомозиготный – организм имеющий 2 одинаковых аллельных гена, продуцир-й 1 тип гамет. Гетерозиготный – орг-м имеющий 2 разных аллельных гена, продуцир. 2 типа гамет. Гемизиготный – орг-м у которого в диплоидном наборе хром-м присутствует лишь 1 ген из аллельной пары. (ХУ-хромосомы). Цитоплазматическая наследственность- это наличие в клетках внехромосомного наследственного материала, располагающегося в различных цитоплазматических структурах.

 

Вопрос № 27(1)

После переоткрытие з-нов наследование Менделя началась эксперементальная заработка по их проверке на различных растит. и животных орг-ах. 1902-1907 гг.- Бовери проведя серию экспериментов над яйцами морских ежей пришел к выводу что для нормального ротекания митоза требуется наличие всех хромосом присущих виду. Также были открыты добавочные хромосомы у насекомых. В 1901-1902г. Мак-Кланг высказал предположение что именно эти хр-мы являются определением пола. это предположение было подтверждено в 1905 году Вильсоном которые обнаружили в числе хромосом у самок и самцов насекомых. В 1902 году Сэттон наблюдая процесс сперматогенеза отметил сх-во м\у поведение хр-ом во время обр-я гамет и оплодотворения и передачей менделевских наследственных задатков. Основные положения хр.т.н. были выдвинуты Бовери и Сэттоном. Стерхи Ван, Мишер, Бриджис разработали в 1911-14 гг т.линейного расположения генов в хромосоме, сцепления и кроссинговера. Эксперементально в опытах на плодовой мушке Дрозофила доказали осн.положения хр.т.н. при анализе наследованич раяда признаков в орг-ме Моргани установил, что некот.из них имеют зависмость от пола. в своих опытах использовал мутацию цвета глаз. Мут.-белый, норм-красный. Опыты по скрещиванию красных с белым дали рез-ты все потомки были красноглазыми, во втором скрестил гибриды, все девочки – красноглазые, а мальчики 50% карсноглазые, 50% белоглазые. Все самцы наслед.от матери белый цвет глаз, а самки от отца красный цвет – такое наследование – крис-кросс наследование. Т.к. У-хромосома не имеет аллеля детерменир.цвет глаз, а локализуется в Х-хр-ме.

Основные положения х.т.н: 1) гены локализуются в хр-ах в линейной последовательности, каждый ген занимает в хр-ме определенное место (локус); 2) гены локализуются в 1 хр-ме, наследуются совместно, образуя группу сцепления. Число групп сцепления = числу хр-м; 3) сила сцепления генов в хр-ме зависит от расстояния м\у ними. Чем ближе расположен ген, тем выше сила сцепления; 4) сцепление генов может нарушаться процессом кроссинговера, в рез-те образуются рекомбинантные хр-мы. Чем сильнее сцеплен ген, тем меньше вел-на кроссинговера; 5) сцепление генов и их рекомбинация в рез-те кроссинговера – это закономерные био.явления, в которых выражается единство наследственности и изменчивости как св-во живого. Генетическая карта- это отрезок прямой, на которой обозначен порядок взаиного расположения генов в хромосоме и указано расстояние м\у ними в морганидах. В основе построения карт лежит факт уст.Морганом: гены расположены по длине хр-мы в линейном порядке. Они строятся на рез-тах анализир.скрещивания.

 

Вопрос № 38 (2)

Понятие «ноосфера» было введено в науку французским фило­софом Э. Леруа (1927). Ноосферой Леруа назвал оболочку Земли, включающую человеческое общество с его языком, индустрией и прочими атрибутами разумной деятельности.

Высказав правильную идею о сознательной человеческой деятельности как факторе, преобразующем биосферу, Э. Леруа и некоторые его последователи дали ей идеалистическую трактов­ку. Ноосфера, по их мнению, представляет собой «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разво­рачивается с тех пор над миром растений и животных вне биосферы и над ней. В противоположность приведенной трактовке В. И. Вернадский развивал материалистическое представление о ноосфере, представ­ляя ее не как нечто внешнее по отношению к биосфере, а как новый этап в развитии биосферы, заключающийся в разумном регулиро­вании отношений человека и природы. Разумная по своим намерениям деятельность людей в масштабе биосферы способствует превраще­нию последней в ноосферу. На рассматриваемом этапе эволюция происходит под определяющим воздействием человеческого созна­ния в процессе производственной (трудовой) деятельности людей, что свойственно периоду ноогенеза. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными. Последние особо привлекают к себе внимание. Основные пути воздействия людей на природу заключаются в расходовании есте­ственных богатств в виде'минерального сырья, почв, водных ре­сурсов; загрязнении среды, истреблении видов, разрушении био-геоценозов.

В настоящее время человек извлекает из биосферы сырье в значительном и все возрастающем количестве, а современные про­мышленность и сельское хрзяйство производят или применяют вещества, не только не используемые другими видами организмов, но нередко и ядовитые. В результате этого биотический круговорот становится незамкнутым. Вода, атмосфера, почвы загрязняются отходами производства, вырубаются леса, истребляются дикие жи­вотные, разрушаются природные биогеоценозы.

Уничтожение лесов прежде всего резко нарушает водный режим планеты. Мелеют реки, их дно покрывается илом, что приводит в свою очередь к уничтожению нерестилищ и сокращению числен­ности рыб. Уменьшаются запасы грунтовых вод, создается недоста­ток влаги в почве. Талая вода и дождевые потоки смывают, а ветры, не сдерживаемые лесной преградой, выветривают почвенный слой. В результате возникает эрозия почвы. Промышленные отходы, пестициды, применяемые для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, радиоактивные ве­щества, образуемые, в частности, при испытании ядерного и тер­моядерного оружия, загрязняют природную среду.

 

Вопрос № 26(2)

1)Идеалистическое – (бог создал душу, Ч.появился 6 тыс лет назад – христианство (библейская), магометанство – Ч. создан из глины, потомство из капли воды. Жизнь возникла 3,8 млрд.лет назад. 2) материалистич-ое –Ч-продукт развития материального мира. По Аристотелю Ч-животное с кровью, м\у Ч и животным – обезъяна. Согласно современной систематике Ч.относится: тип Хордовые (есть хорда, жаб.щели, дорсальная полая нервная трубка, 2-стороння симметрия), подтип позвоночных (позвон.столб, сердце на брюшн.стороне); класс млекопитающие (теплокровность, млечные железы, волосы на теле); подкласс плацентарные (детеныш развив-ся в матери питается ч\з плаценту); отряд приматы (большой г.м. с развит.полушариями и височными долями, зрит.центр, 5-палая конечность, расположение ключицы обеспеч. подвижность рук); подотряд человекоподобные; секция –Узконосые, подсемейтсво высшие узконосые приматы; семейство гоминид (человек); вид человек разумный – гомосапиенс.

Биологическая эволюция сопровождалась соц.эволюцией. 1)зарождение и развитие искусства (рисунки на скалах), 2) окультирование растений и животных, научно-техническая эволюция. Биологические факторы утеряли доминирующую роль все нынеживущее чел-во с био.точки зрения – 1 вид, т.к. общее происхождение, соц.псих.развитие, свободное вступление в брак.

 

Вопрос № 27 (2)

1) предшественники гоминид (пара -, проприо-, дрио - … до австралопитека); 2) возникновение 1-го Ч-умелого; 3) возникновение 1-го прямоходящего Ч.-архантропа; 4) Неандерталец; 5) Неантроп.

Приматы происходят от примитивных насекомоядных в меловом периоде (60-80 млн.лет назад). 40-50млн.лет – тупаи (обезьяна нового и старого света (парапитек – размером с кошку). 35-40млн.лет – проплиопитек; 20-28 млн. – дриопитеки (более крупн.размеры, масса, движение медленные, зубы большие); 10-14 млн. – переход на землю – ромапитеки (укорочение пальцев стоп и кистей, прямохождение, большой палец стопы не проитвопоставляется, большая бедренная кость); 6-8 млн.лет – австралопитеки (южные обезьяны) (крупные 100-150 см, вертик.положение тела, зубы в виде широкой дуги, масса мозга – 450-500г,) одновременно жили африканский массивный и сфермассивный автралопитек.; 2 млн.лет назад – человек умелый (650-750г.мозг, концевые фаланги короткие и плоские); 1,8 млн - ч-к прямоходящий (на о.Ява- питекантроп, в Китае – синантроп, в Алжире – архантро, центр.Африка – алдаванский ч-к (мощный надбровн.валик, нет настоящего подбород.выступа, 800-1000г., 150-160см рост, плоский нос, строили жилища); появился неандерталец (низкий скош.лоб, глаза широко расставлены, подбород.выступ развит слаюо, рост 160-170)., поздний неандерталец – высокий лоб, заметный подбородок (40-50тыс.лет назад); Кроманьонец (1800гр.мозг, 180 см.)

 

Вопрос № 28(2)

 

Рассы – совокупность людей обладающих общностью физич.типа, происхождение которой связано с определенным ареалом. Признаки: 1) форма волосна голове, 2) цвет кожи; 3) форма головы и лица, 4) длина тела; 5) форма носа и губ.

Рассы: автралонегроидная – черные волнистые волосы, коричневая кожа, карие глаза, плоский нос с широкими крыльями, утольщенные губы; европиоидная – светля кожа, светлые волосы, волнистые или прямые волосы, среднее или сильное развитие волос на теле, губы средн.тольщины, узкий нос, высокое переносье, неширокое лицо; монголоидная – кожа смуглая, темно-карие глаза, прямой черный волос, отсутствует на лице борода и усы, складка верхнего века, лцо плоское, скулы широкие, нос прямой, губы ср.толщины.

1) биологическая гепотеза антропогенеза (Дарвин):а) изменчивость, б)наследственность,в) е.о, и.о., б.з.с.; 2) трудовая геп-за Антроп-за: Ч-сущ-во общественное. Орган и продукт труда – рука. Речь развилась в процессе труда; 3) торизальная и симиальная геп-зы: сх-во Ч с Ч.О.О.; 4) даместинационная – особености Ч обнаруж-ют частичное сх-во с аналогичн.особенностями домживотных; 5) Эндокринная – неодинаковая работа ж.в.с. у Ч. и обезьян; 6) этализационная – плод Ч похож на плод Ч.О.О.

Социал -дарвинизм – движ.сила развития – БЗС (как у животных). Это антинаучная концепция, т.к. Ч – это высший уровень развития орг-мов. Расизм – концепция, утверж-ая психическую и физич-ю неполноценность некоторых расс. Низшие и высшие рассы. Разиличия м\у людьми даже одной расы обусловлены соц.факторами.

 

Вопрос № 1 (3)

Симбиоз – обаюдополезные взаимоотношения особей 2-х разных видов (кишечная палочка и Ч). если раздельное существование этих организмов не возможно – мутуализм. Комменсализм(сотрапезничество) – орг-м одного вида поедает остатки пищи др. (ротовая амеба и Ч). Кваритранство – 1 организм использует др.организм как место обитания. Хищничество – 1 организм уничтожает организм др.вида в целях питания (чаще всего однократного). Паразитизм – орг-м одного вида живет за счет другого и наносит ему вред.

Вопрос № 2(3)

Паразитология – это наука изучающая сложный комплекс явлений паразитизма, особенности строения и жизн.цикл паразитов, а также методы диагностики, лечения и профилактики инвазионных болезней. Задачи: 1) определяет видовую принадлежность паразита, его место в эволюции; 2) морфофизиологич. особенности паразита в связи с образом жизни; 3) изучение жизн.циклов паразита; 4) определение влияния среды и хозяина на П.; 5) установление путей эфолюции П. В связи с эволюцией Х.; 6) изучение болезней паразитов их диагностики; 7) разработка методик изучения П, их дагностики; 8) разработка методов борьбы с П. И предупреждение проникновения П в организм Ч. протозоология – раздел паразитологии человека изучающий одноклеточных паразитов, гельминтология – изучает червей – как паразитов Ч., арахноэнтомология – членистоногие паразиты.термин паразит ввел в 1881г. Лейкарт. Паразитизм – орг-м одного вида живет за счет другого и наносит ему вред. При истинном паразитизме – взаимоотношения м\у аразитом и Х являются закономерными и имеют эволюц.основу. ложный паразитизм – явление для данного вида случайное (пиявки в носоглотке Ч.). Облигатный – является обязательным для данного вида организмов. Факультативный – П способны вести свободный образ жизни но попадая в организм чел-ка проходят в нем часть своего цикла и нарушают его жизнедеятельность.

 

Вопрос № 3(3)

Хозяин – орг-м за счет которого живет и раз-ся др.организм. временные паразиты – живут свободно в среде и попадает на хозяина для питания (комары). Постоянные – проводят на Х или в нем все время в теч.жизни ил определенной фазы его сущ-ия (трихинелла). Наружные – экто. (камары, вши). Кожные – в тольще кожных покровов (чес.зудень). полостные (в полостях). Внутренние – эндо: 1) органов (черви); 2) крови (личинки филярии); 3) целомич.полостях (черви), 4)прочие ткани (трихинеллы в мышцах). Хозяин: окончательный – п в половозрелой форме (Ч для св.цепня); промежуточный – п в личиночной стадии (Ч для малярийного пл).; резервуарный – он не обязательный в жизн.цикле.

 

Вопрос № 4(3)

В учении о природно-очаговых заболеваниях лежит большая заслуга Павловскго. Но его учения 20 лет не признавались. Природно-очаговые болезни – болезни, возбудители которых неопределенно долго циркулируют в дикой природе независимо от деятельности Ч.:зоонозы (болеют животные), антропозоонозы (и животн. и Ч), антропонозы (только Ч). Трансмиссивные – передаются с пом.переносчика: а) облигативно-трансмиссивные – обязательно есть переносчик (малярия); б) факультативно-трансмис – может быть а может не быть (чума); в) нетрансмиссивные- нет переносчика. По природе возбудителя: инфекции – растение (возбудитель)бактерии; инвазии – животное (гельминты). Возбудитель – био.объект, кот.при проникновении в организм вызывает развитие заболевания. Донор – группа животных или Ч, кот.явл-ся источниками распрост-я возбудителей заболевания. Реципиенты – организмы, которые передаются возбудителям. Переносчик – био.объект, у кот.в филогенезе сложились определенные взамоотношения м\у донором, реципиентом и возбудителем. Резервуар природного очага – это совокупность донора, реципиента, возбудителя и переносчика при соответствующих экологичкских условиях.

 

Вопрос № 5(3)

Возбудитель может проникать в орг-м ч\з органы дыхания и пищевариения (алиментарный путь) или ч\з кожные покровы: 1) инакуляция – со солюной (малярийный пл.и Ч); 2) контаминация – загрязнение фекалиями (сыпной тиф – вошь);3) гратаж – раздавливается, и гемолимфа втерается ч\з ссадину в кровь (возвратный тиф). М\у возбудит. И переносчико: 1) пропагативный – возбудитель находит благоприятные условия в организме переносчика (спирохета и вша);2) циклопропогативный – возбудитель сущ-ет, размнож-ся и проходит опред.стадии развития в орг-ме переносчика (комар – маляр.пл-ий); 3) Цикломорфный – возбудитель находит благоприятные усл в орг-ме переносчика, проходит стадии развития, но численность его не увел-ся (микрофилярии – комар). Поражаемость ч-ка зависит от: продолжительности пребывания в прир.очаге, от качества очага, от возраста, от пола(женщины устойчивее), наличие мер защиты.

Вопрос № 6(3)

Природный очаг – участок территории определенного географ.ландшафта, на котором эфолюционно сложились определенные межвидовые взаимоотношения м\у возбудителем, донором, реципиентом и ностиелем при наличии благоприятных условий для циркуляции возбудителя. Элементарный прир.очаг – наименьший уч-ок территории, на котором обеспечивается непрерывная циркуляция возбудителя природных очагов болезни. В его сот.должен входить хотябы 1 донор, возбудит., переносчик и реципиент.бывают: 1)одиночные – имеют четкие границы (нора), 2) диффузные – доноры реципиенты вместе с возбкдителями имеют широкие границы (чума). Природные очаги по происх-ию: 1)первичные – возник.на одной терр-ии в ходе естеств.эволюции биогеоценоза, 2) иррагинирующие – формир.при передвижении перичного очага новые территории, 3) возникают за счет 2 с послед.обособлением. 4) антропоургические – связан с происх.и деятельн.Ч; 4) сопряженные – одновременно прир.лчаги неск.заболеваний. по видовому разнообр: 1) моногастальные (1 вид жив.доноров), 2) поилгастальные (неск-ко видов животн.доноров); по родовому разнообразию: 1) мновекторные (переносики 1 вида), 2) поливекторные (разных видов – комары); по хар-ру эволюции: 1)прогресирующ – (увелич территория и численность сост.его организмов), 2)Регрессирующий – наоборот уменьшается, 3) метаморфный (произошла замена 1 вида переносч.другим), 4) рецепрокный – подвергшийся обратному развитию.По активности: 1) валентный – повышена, 2) летентный – миним.активность (из-зи малых доз возбудит.могут быть не обнаружены), 3) затухающие – ижет снижение активности.

 

Вопрос № 7(3)

К типу Простейшие относят организмы, тело которых состоит из одной клетки, функционирующей, однако, как целый организм. Клетки простейших способны к самостоятельному питанию, пере­движению, защите от врагов и к переживанию неблагоприятных условий. В строении простейших обнаруживаются как все особен­ности эукариртических клеток, так и специфические органеллы, обеспечивающие выполнение организменных функций.

Питание простейших происходит с помощью пищеварительных вакуолей, содержащих пищеварительные ферменты и связанных по происхождению с лизосомами. Оно осуществляется за счет фаго- или пиноцитоза. Остатки непереваренной пищи выбрасываются наружу. Некоторые простейшие содержат хлоропласты и способны питаться за счет фотосинтеза.

Большинство простейших имеют органеллы передвижения: жгу­тики, реснички и псевдоподии (временные подвижные выросты цитоплазмы). Формы органелл движения лежат в основе система­тики простейших.

Пресноводные свободноживущие простейшие имеют органел­лы, регулирующие водно-солевой баланс, — сократительные ваку­оли.

Большинство простейших имеют одно ядро, но встречаются и многоядерные формы. Ядра некоторых простейших характеризуются полиплоидностью.

В жизненном цикле большинства простейших выделяют стадию трофозоита — активно питающуюся и перемещающуюся форму— и стадию цисты. Циста — неподвижная форма жизненного цикла простейших, покрытая плотной оболочкой и характеризующаяся резко замедленным обменом веществ. Паразитические простейшие инцистируются, попадая во внешнюю среду. В таком состоянии они способны переноситься ветром, водой и животными на огромные расстояния и таким образом расселяться. При попадании цисты в благоприятные условия происходит эксцистирование и простей­шее начинает активно функционировать в состоянии трофозоита.

Болезни, вызываемые простейшими, называют протозойными. Медицинское значение имеют простейшие, относящиеся к классам Саркодовые, Жгутиковые, Инфузории и Споровики.

 

Вопрос № 8(3)

Дизентерийная амеба Entamoeba histolytica (кл. Саркодовые) — возбудитель амебиаза (рис. 19.3, Б). Амебиаз встречается повсеме­стно, но чаще в зонах с влажным жарким климатом. В цикле развития амебы имеется несколько стадий, морфологически и физиологически отличающихся друг от друга. Мелкая вегетативная форма обитает в просвете кишки. Размеры ее 8—20 мкм. В цитоп­лазме можно обнаружить бактерии и грибки — элементы микро­флоры кишечника.

Крупная вегетативная форма также обитает в просвете кишки в гнойном содержимом язв кишечной стенки. Ее размеры —до 45 мкм. Цитоплазма четко разделена на прозрачную, стекловидную эктоплазму и зернистую эндоплазму. В ней расположены ядро с характерной темно окрашенной кариосомой и эритроциты, кото­рыми она питается. Передвигается с помощью псевдоподий. В тканях располагается тканевая форма. Она мельче крупной вегетативной формы и не имеет в цитоплазме эритроцитов. Цисты обнаружива­ются в фекалиях больных и паразитоносителей, у которых заболевание проходит бессимптомно. Цисты имеют округ­лую форму диаметром 8—15 мкм и от одного до четырех ядер в виде колечек.

Жизненный цикл паразита сложен. Человек заражается амебиазом. Проглатывая цисты паразита с водой или пищевыми продуктами, загрязненными землей. В просвете толстой кишки из цисты образуется, за счет следующих друг за другом делений, восемь мелких клеток, превращающихся в мелкие вегетативные формы. Вреда не приносят. Они могут вновь инцистироваться и выходить наружу. При ухудшении условий существования хозяина мелкие вегетативные формы способны превращаться в крупные, которые вызывают образование язв. В остром периоде заболевания у больного в фекалиях обнаружива-ются не только цисты, но и трофозоиты.

Диагноз ставится на основе обнаружения в фекалиях трофозоитов с заглоченными эритроцитами. Четырехъядерные цисты могут свидетельствовать скорее о хроническом течении заболевания или о паразитоносительстве.

Личная профилактика —соблюдение правил гигиены питания. Общественная профилактика — санитарное благоустройство туале­тов, предприятий общественного питания.

 

Вопрос № 9(3)

Лейшмании Leischmania (кл. Жгутиковые) —возбудители лейшманиозов. Заболевания человека вызываются

L. donovani— возбудитель висцерального лейшманиоза, L. tropica — возбудитель кожного лейшманиоза, L. mexicana— возбудитель лейшманиоза Центральной Америки, L. brasiliensis— возбудитель бразильского лейшманиоза. Они существуют в двух формах: в безжгутиковой, или лейщманиальной, и жгутиковой, или промастиготной.

Лейшманиальная форма очень мелка — 3—5 мкм в диаметре. Имеет круглое ядро, занимающее около цитоплазмы; жгутика нет, но перпендикулярно клеточной по­верхности располагается палочковидный кинетопласт. Эти формы обитают в клетках ретикулоэндотелиальной системы человека и ряда млекопитающих (грызунов, собак, лис). Промастиготная фор­ма удлинена—до 25 мкм, спереди находится жгутик, у основания которого хорошо виден такой же кинетопласт, что ив безжгутиковой стадии паразита. Обитает пищеварительной системе москитов. Безжгутиковая форма, посеянная на культуральную среду, превра­щается в жгутиковую.

Лейшманиозы широко распространены в странах с тропическим и субтропическим климатом, типичные природно-очаговые заболевания. Природными резервуарами являются грызуны, дикие и домашние-.хищники. Заражение человека происходит при укусе инвазированными москитами.

Заболевания которые они вызывают лейшмании делят на три основные формы: кожный, слизисто-кожный и висцеральный лейшманиозы.

При кожном лейшманиозе очаги поражения находятся в коже вызывают на коже длительно не заживающие язвы на месте укусов москитами. Язвы заживают через несколько месяцев после образования, а на их месте на коже остаются глубокие рубцы. L. brasiliensis способны распространяться по лимфатическим сосудам кожи с образованием многочисленных кожных язв в отдалении от мест укусов.

При слизисто-кожном лейшманиозе паразиты проникают из кожи по кровеносным сосудам в носоглотку, гортань, мягкое нёбо, половые органы, поселяются в макрофагах соединительных тканей этих органов и вызывают здесь деструктивные воспаления.

Висцеральный лейшманиоз начинается через несколько месяцев или даже лет после заражения как системная инфекция. Паразиты размножаются в макрофагах и в моноцитах крови. Нарушаются функции печени, кроветворение.

Лабораторная диагностика основана на микроскопировании мазков из кожных язв, пунктатов лимфатических узлов и костного мозга. В окрашенных препаратах обнаруживается лейшманиальная форма паразитов как внутри клеток, так и внеклеточно. Исполь­зуют также и биологические пробы — заражение лабораторных грызунов.

Профилактика — в первую очередь, это борьба с переносчиками и уничтожение природных резервуаров (грызунов и бродячих со­бак), а также профилактические прививки.

 

Вопрос № 10 (3)

В половых органах человека обитает влагалищная трихомонада Trichomonas vaginalis (кл. Жгутиковые) — возбудитель трихомоноза. Длина этого паразита 14—30 мкм. Форма тела грушевидная. На переднем конце находятся четыре жгутика. До середины клетки доходит также небольшая ундулирующая мембрана. По середине тела тянется аксостиль, выступающий из клетки на ее заднем конце. Характерна форма ядра, овального, заостренного с двух концов и напоминающего косточку сливы (рис. 19.5).

В пищеварительных вакуолях располагаются лейкоциты, эритроциты и бактерии, которыми этот паразит питается. Цист не образует. Эта трихомонада обитает у женщин во влагалище и в шейке матки, а у мужчин — в мочеиспускатель­ном канале, мочевом пузыре и в предстательной железе. Зараженность женщин достигает 20—40%, мужчин— 15%. Серьезных повреждений хозяину эта трихомонада не наносит, но, тесно контакти­руя с эпителием мочеполовой системы, она вызы­вает возникновение мелких воспалительных оча­гов под эпителиальным слоем и слущивание по­верхностных клеток слизистой оболочки. Через нарушенную эпителиальную выстилку в просвет органа поступают лейкоциты. У мужчин заболе­вание обычно завершается спонтанным выздоров­лением примерно через 1 мес. У женщин трихо­моноз может протекать несколько лет.

Лабораторная диагностика — обнаружение живых подвижных трихомонад в мазке из выделе­ний мочеполовых путей.

Профилактика — соблюдение правил личной гигиены при половых контактах.

кишечная трихомонада Trichomonas hominis – обитает в кишечнике человека и вызывает поносы.

Вопрос № 11 (3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow