Ретардация, анализ её причин, последствия

 

Ретардация — понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Причины:

§ Явление ретардации мало изучено, но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.

§ Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т. д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).

Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.

Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

 

Последствия:

§ Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

§ Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

§ Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

 

4)Методы изучения возрастной анатомии и физиологии.

 

§ Методы поперечного исследования: одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Например, диспансеризация.

§ Методы продольного исследования: длительное наблюдение за одними и теми же детьми; применяются, когда нужно изучить динамику процесса и индивидуальные особенности этой динамики.

 

Методики:

1) Антропометрия.

Позволяет количественно описать строение тела. (рост, вес, объём и т.д.)

2) Физиометрические показатели.

Отражают одновременно уровень морфологического развития и функциональные возможности систем организма. (сила сжатия кисти и т.д.)

3) Физиологические показатели.

Позволяют оценить функциональные возможности организма и динамику протекания процессов жизнедеятельности. (ЭКГ)

4) Биохимические показатели.

Позволяют изучить состав жидких сред и продуктов жизнедеятельности. (кровь, слюна и т.д.)

5) Функциональные пробы.

Применяются с целью исследования физиологической системы в процессе её функциональной активности. (бег, приседания и т.д.)

6) Наблюдения: без вмешательства со стороны.

Эксперимент: естественный эксперимент – условия, в которых человек не выходит из своей естественной среды. (стихийные бедствия)

лабораторный эксперимент – условия создаёт человек. (тестирование препаратов)

7) Математическое моделирование и статистика.

 

5) Опорно-двигательная система: строение, функции. Возрастные особенности отделов скелета.

 

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц, она выполняет следующие функции:

§ Защитная;

§ Функция опоры;

§ Обеспечивает активные движения человека;

§ Выполняет кроветворную функцию;

§ Участвует в обмене веществ;

Пассивная часть опорно-двигательной системы скелет, состоящий из костей, хрящей, суставов и связок. В скелете человека более 200 костей.

Каждая кость – орган, состоящий из костной ткани.

Костная ткань = клетки с отростками + межклеточное вещество + нервы + сосуды + соединительно-тканная оболочка.

Кости:

§ Губчатые (содержат красный костный мозг)

§ Трубчатые (содержат желтый костный мозг).

 

Состав клетки (свойства кости): органические вещества (гибкость и упругость), неорганические вещества (твердость).

Направление роста (источник новых клеток): в длину (хрящ), в толщину (надкостница).

Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное

Сустав – сочленяющая кость с суставной впадиной + сочлененная кость с головкой + прочные связки + суставная сумка + суставная жидкость

Основные отделы:

 

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы, обеспечивающая все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие, перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клеткой и диафрагмой, глотание, образуется голос, осуществляются движения глаз, работа внутренних органов, в том числе и сердца. У человека два вида мышц: гладкие и поперечно-полосатые.

Гладкие мышцы находятся во внутренних органах: стенках сосудов, мочевого пузыря, мочеточников, кишечника. Их сокращение происходит произвольно.

Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают прикрепление мышц к сухожилиям и костям скелета. Скелетные мышцы приводят в движение кости относительно друг друга в составах, кроме того, они участвуют в образовании стенок брюшной и грудной полостей, таза. Входят в состав стеной верхней части пищевода и гортани. Осуществляют движение глазного яблока, дыхательные и глотательные движения. Все скелетные мышцы можно разделить на две группы – сгибатели и разгибатели.

Мимические мышцы – мышцы лица, не связаны с суставами.

Сердечная мышца – особая поперечно-полосатая, где волокна связаны, быстро сокращается.

У человека в каждой мышце содержатся все типы мышечных волокон; их соотношение меняется в зависимости от назначения каждой мышцы. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды, которые пронизывают внешнюю оболочку и распадаются в мышце на сеть капилляров. Через кровь осуществляется снабжение мышечных волокон кислородом и питательными веществами. Кроме того, к каждой мышце подходит нервное волокно, которое передает сигналы.

Возрастные особенности. Кость новорожденного характеризуется большим количеством воды, кроме этого кости детей имеют больше оссеина, который придает кости упругость и эластичность. Кости людей старшего поколения имеют большее количество неорганических веществ, что придает кости хрупкость и ломкость.
Костный скелет взрослого человека насчитывает 203 - 206 костей, а ребенка - 356.

Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет
Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: