Основные принципы закаливания

Чтобы получить положительные результаты от закаливающих процедур, необходимо соблюдать следующие принципы:

1.Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

2.Последовательность применения закаливающих процедур (к водным и солнечным ваннам переходить после привыкания к воздушным; к купанию – после сухого обтирания).

3.Систематичность начатых процедур.

4. Комплексность.

5.Учет индивидуальных особенностей ребенка (по группам здоровья).

6.Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Правила закаливания. Начинать закаливающие процедуры необходимо когда человек полностью здоров. Детям и людям, страдающим различными заболеваниями можно начинать закаливание с щадящих процедур и только после консультации с врачом. Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце. Так же очень важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если все-таки так получилось, что Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур.Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм. При закаливании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, состояние здоровья, время года, природно-климатические условия и так далее. Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль. Оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

9.Как следует проводить закаливание воздухом. Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Облегчать одежду надо постепенно: сначала с ребенка снимают шерстяные кофты, рейтузы, теплые носки и ботинки, затем шерстяные, байковые и фланелевые платья и рубашки с длинными рукавами заменяют одеждой, сшитой из бумажных тканей с короткими рукавами, а вместо колготок надевают носки.

Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18—20°, вся жизнь детей) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от погоды, но в среднем, включая сон для детей 2—3 месяцев, должна продолжаться не менее 2—3 ч, для детей 4—5 месяцев — 4 ч и для детей от 6 месяцев до 7 лет — 5—6 ч (с 2—3 перерывами). Зимой, при температуре воздуха ниже —10°, детей первых 2—3 месяцев жизни на свежий воздух выносить не рекомендуется. С детьми от 3 до 6 месяцев можно совершать прогулки при температуре воздуха не ниже —12°, а с детьми от года до полутора лет не ниже —16°.

Детей 3—7 лет не стоит лишать прогулки (до 30 мин) даже при температуре воздуха —20—25°. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазывать лицо гусиным жиром или детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Воздушные ванны начииают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой — на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1—1,5 ч. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Образующееся в организме ребенка при движениях и трудовой деятельности тепло предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

10.Как влияет солнечная радиация на рост и развитие детей. Решающее значение для роста и развития организма детей имеют социальные и экономические условия жизни: жилище, питание, бытовые и гигиенические условия, трудовая деятельность, физические упражнения, перенесенные заболевания и др. На рост и развитие детей влияют также время года, климат и географические условиях наиболее благоприятен умеренный климат. При одинаковых материальных условиях жизни дети интенсивнее растут, развиваются, прибавляют в весе летом (в июле и августе) и осенью; в первой половине года вес тела не изменяется или даже уменьшается (в мае и июне). Все это факторы экзогенные.

Однако экзогенные факторы, например, солнечная радиация, повышение и понижение средней температуры внешней среды и другие, не являются основными, определяющими рост и развитие детей. Оказалось, что в годы повышенной солнечной радиации и температуры внешней среды рост и развитие детей снижались, а половое развитие задерживалось вследствие ухудшения материальных условий жизни. От одной трети до половины детей, поступивших в некоторые школы-интернаты, отличались низким физическим развитием или развитием ниже среднего. При разных условиях внешней среды через 6 лет обучения и воспитания в этих школах у подавляющего большинства детей физическое развитие стало средним и выше среднего. Существенное влияние на физическое развитие детей оказывают труд, физические упражнения и подвижные и спортивные игры, особенно на свежем воздухе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: