Тема 3. Учение о бытии

Вопросы для обсуждения

 

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Категории материального и идеального.

3. Философские концепции пространства и времени.

4. Учения о движении и развитии. Модели диалектики.

5. Теории детерминизма и индетерминизма в философии.

6. Развитие учений о динамических и статистических закономерностях.

7. Понятие картины мира. Философская, религиозная и научная картины мира.

 

Тестовые задания

1. Утверждение существования двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей» – принадлежит...

a) Протагору

b) Аристотелю

c) Платону

d) Пифагору

 

2. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется...

a) дуализмом

b) провиденциализмом

c) скептицизмом

d) плюрализмом

 

3. Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует…

a) детерминизм

b) мистицизм

c) индетерминизм

d) синергетику

 

4. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...

a) объективной реальностью

b) телесными вещами

c) различными природными стихиями

d) бытием как таковым

 

5. Философы-идеалисты понимают под субстанцией…

a. дух

b. космос

c. материю

d. природу

 

6. В основе философии лежит(-ат)...

a) вопрос о бытии

b) осмысление научных открытий

c) размышления философов

d) признание многообразия мира

 

7. Монотеистической религией не является…

a) христианство

b) ислам

c) иудаизм

d) буддизм

 

8. Предельно общие характеристики всего существующего выражаются в категории...

a) «сущность»

b) «бытие»

c) «взаимодействие»

d) «жизнь»

 

9. Категория «субстанция»...

a) обозначает чувственно воспринимаемый мир

b) выражает априорные формы человеческого рассудка

c) обозначает духовный мир человека

d) выражает идею единства бытия

 

10. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда её не было вовсе», – утверждают...

a) креационисты

b) спиритуалисты

c) сциенисты

d) материалисты

 

11. Учение о бытии не касается вопроса о …

a) разновидностях бытия

b) месте человека в мире

c) познаваемости мира

d) возникновении мира

 

12. Современные представления о бытии отождествляют его со (с) …

a) всем, что можно почувствовать

b) всеми материальными объектами

c) всем существующим

d) жизнью отдельного человека

 

13. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл древнегреческий философ...

a) Эпикур

b) Аристотель

c) Парменид

d) Платон

 

 

14. Христианство определяет бытие как…

a) всё, что существует

b) свободный дар Бога

c) продукт взаимодействия человека и природы

d) вечный и неизменный мир

 

15. С позиции диалектического материализма материя есть...

a) кирпичик мироздания

b) внешняя проекция комплекса человеческих ощущений

c) объективная реальность

d) физический мир, созданный нематериальной субстанцией

 

16. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа...

a) индетерминизма

b) развития

c) необходимости

d) детерминизма

 

17. Древнегреческие натурфилософы VI – V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...

a) объективной реальностью

b) телесными вещами

c) различными природными стихиями

d) бытием как таковым

 

18. В мифопоэтическом сознании универсальная концепция мира воплощается в образе …

a. «Дракона»

b. «Мировой Оси»

c. «Шара»

d. «Мирового Древа»

 

19. Понятие «научная картина мира» …

a) Выражает образные представления о мире

b) претерпевает историческую эволюцию

c) является абсолютным и неизменным

d) не характерно для современной философии

 

20. Картина мира - это...

a) совокупность мировоззренческих знаний о мире

b) художественное описание мира

c) естественнонаучное описание мира

d) географический атлас мира

 

21. Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется...

a) регрессом

b) диалектическим отрицанием

c) случайностью

d) синергией

 

22. Сведение высших форм движения к низшим ведет к...

a) солипсизму

b) механицизму

c) нигилизму

d) абстракционизму

 

23. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является...

a) протяжённость

b) необратимость

c) изотропность

d) трёхмерность

 

24. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе...

a) Священного писания

b) повседневного опыта

c) философских идей

d) мифологических представлений

 

25. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть...

a) искусство

b) мифология

c) религия

d) философия

 

26. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже...

a) XVI – XVII вв.

b) XIX – XX вв.

c) XII – XIII вв.

d) XIV – XV вв.

 

27. Деистическая картина мира связана с идеей …

a) нелинейного развития

b) большого взрыва

c) первозданного хаоса

d) первотолчка

 

28. Диалектико-материалистическая картина мира разрабатывалась …

a) И. Ньютоном

b) Ф. Вольтером

c) Ф. Энгельсом

d) Д. Бруно

 

29. Важной функцией мифа являлось...

a) опытное познание мира

b) развитие образования

c) закрепление сложившихся в обществе традиций и норм

d) формирование научной картины мира

 

30. Наука как самостоятельный социокультурный феномен возникает...

a) в XVI – XVII вв.

b) в XI – XIII вв.

c) в XX веке

d) в V – IV вв. до н.э.

31. В мифопоэтическом сознании универсальная концепция мира воплощается в образе …

a) «Дракона»

b) «Мировой Оси»

c) «Шара»

d) «Мирового Древа»

 

32. В отличие от христианской картины мира, в буддийской картине мира содержится …

a) идея цикличности

b) принцип разделения священного и мирского

c) множество образов и символов

d) идея творения

 

33. Космоцентризм характерен для ___________ картины мира.

a) научной

b) религиозной

c) обыденной

d) мифологической

 

34. Категорией, обозначающей длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов, является...

a) количество

b) движение

c) время

d) пространство

 

35. Первым среди естествоиспытателей научно обосновал идею о пространстве и времени как неразрывных неотъемлемых свойствах материальных процессов…

a) Г.В.Лейбниц

b) Д.Бруно

c) Г.Галилей

d) И.Ньютон

 

36. Идея развития утверждается в философии в...

a) в конце XVIII – середине XIX вв.

b) Античности

c) Средние века

d) эпоху Возрождения

 

37. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции...

a) объективного материализма

b) эмпириокритицизма

c) субъективного идеализма

d) диалектического материализма

 

 

38. Согласно субстанциальной концепции, время...

a) является самостоятельной, ни от чего не зависящей сущностью

b) зависит от отношений между материальными объектами

c) является психологическим переживанием человеком реальных процессов

d) зависит от человеческого существования

 

39. Понимание движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования было характерно для философии и естествознания...

a) XIX – XX вв.

b) XVII – XVIII вв.

c) X – XIV вв.

d) XIV – XVI вв.

 

 

40. К свойствам времени не имеет отношения…

a) обратимость

b) длительность

c) одномерность

d) непрерывность

 

41. Согласно диалектике, источником развития выступает...

a) стремление к установлению равновесия

b) любое изменение объекта

c) внешнее воздействие на объект

d) разрешение внутренних противоречий

 

42. Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется...

a) регрессом

b) диалектическим отрицанием

c) случайностью

d) синергией

 

43. Верным является суждение, что...

a) «покой характерен только для неживых объектов»

b) «покой существует только в природе и отсутствует в обществе»

c) «покой есть момент всякого движения»

d) «покой есть отсутствие движения»

 

44. Общим для пространства и времени является свойство…

a) однонаправленности

b) протяженности

c) обратимости

d) бесконечности

 

 

45. Идеалистический взгляд на природу пространства и времени выражает высказывание:

a) «Пространство и время представляют собой формы человеческого восприятия мира»

b) «Пространство и время есть объективные сущности»

c) «Пространство и время являются свойствами реальных объектов»

d) «Пространство и время есть коренные условия бытия»

 

46. Единство качества и количества есть...

a) норма

b) время существования

c) граница

d) мера

 

47. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...

a) отражают саморазвитие абсолютного духа

b) имеют универсальный характер

c) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

d) реализуются только в живой природе

 

48. Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…

a) «не всякое движение является развитием»

b) «не всегда развитие есть движение»

c) «движение тождественно развитию»

d) «движение и развитие не связаны друг с другом»

 

49. Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…

a) догматизм

b) софистика

c) релятивизм

d) эклектика

 

50. Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана...

a) философией Возрождения

b) аналитической философией

c) немецкой классической философией

d) философией Просвещения

 

51. Согласно диалектике, источником развития выступает...

a) стремление к установлению равновесия

b) любое изменение объекта

c) внешнее воздействие на объект

d) разрешение внутренних противоречий

 

 

52. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют...

a) телеологическим

b) метафизическим

c) диалектическим

d) аксиоматическим

 

53. Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…

a) любое явление самопроизвольно

b) в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий

c) причина всегда предшествует следствию

d) следствие может опережать причину

 

54. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть...

a) то, что можно измерить

b) внешние признаки предмета

c) то, что никогда не изменяется в предмете

d) система необходимых свойств предмета

 

55. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики...

a) отражают саморазвитие абсолютного духа

b) имеют универсальный характер

c) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

d) реализуются только в живой природе

 

56. С точки зрения философии, развитие …

a) характерно только для материальных систем

b) характерно только для социума

c) наблюдается только в живых системах

d) присуще природе, обществу и сознанию

 

57. Одним из основных отличий развития от движения заключается в...

a) противоречивости

b) изменчивости

c) направленности

d) объективности

 

58. К диалектике не имеет отношения принцип…

a) всеобщей связи

b) противоречия

c) относительности

d) развития



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: