Зона ответственности. 9

Введение

Нотация BPMN (The Business Process Modeling Notation) - новый стандарт для моделирования бизнес процессов и сетевых услуг, впервые выпущен BPMI Notation Working Group в мае 2004 года, последняя версия - BPMN 2.0 вышла в 2010 году. Оригинальная спецификация (на английском языке) изготовлена группой компаний «Object Management Group».

BPMN - связующее звено между фазой дизайна бизнес-процесса и фазой его реализации, использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Модели бизнес-процессов в нотации BPMN являются ДОКУМЕНТИРУЕМЫМИ и ИСПОЛНЯЕМЫМИ (т.е.они реализуются в любой BPM-системе и могут быть запущенны и работать в реальном времени).

События

Пример процесса «Обработка заказа» в рамках продажи и аренды велосипедов через интернет-магазин - рис. 1.

Рис. 1. Процесс обработки заказа

Чтение процесса всегда начинается со Стартового события, котороеуказывает на то, в какой точке берет начало процесс, никакой входящий поток операций не может быть соединен со стартовым событием. На рис. 2 представлен перечень стартовых событий (слева направо):

· Стартовое - начало процесса.

· Таймер - старт процесса обусловлен определенным временам.

· Сообщение - поступает от участника процесса и инициирует процесс.

· Сигнал - начало процесса обусловлено сигналом другого процесса (это не сообщение).

· Условие начала процесса.

· Параллельное множественное выполнение всех триггеров.

· Множество вариантов старта процесса, достаточно только один триггер.

Рис.2. Стартовые события процессов

От Стартового события выполнение процесса идет по линиям (Поток операций) до Конечного события (красный кружок), которых может быть несколько. Конечное событие указывает на то, в какой точке завершается тот или иной процесс, при этом никакой Исходящий поток операций не может быть соединен с Конечным событием. Логика работы (ход) процесса выражается во всевозможных элементах, расположенных между Стартовым и Конечным событиями. На рис. 3 приведены обозначения различных конечных событий.

Рис. 3. Конечные события процессов

Особые события: Терминатор -немедленное завершение процесса и всех задач; Эскалация -расширениепроцесса; Ошибка -наличие ошибки; Отмена - транзакция подпроцесса отвергнута, переход к выполнению альтернативного потока действий и др.

В описании бизнес-процессов используются Промежуточные события, которые влияют на ход процесса, но сами по себе не являются полноценным действием. Для определения типа события используются различные маркеры - специальные значки в центре круга События. На рис. представлены Промежуточные события.

Рис. 4. Типы промежуточных событий

Особые события: Ссылка -связь двух секций процесса Компенсация - указание на выполнение компенсационных действий; Эскалация - расширение действий процесса и др.

Задачи (действия)

Основным элементом, отражающим деятельность, выполняемую внутри процесса, является Задача (Действие). Элементарное Действие выражается в выполнении одной единственной Задачи -прямоугольник с закругленными углами. На рис. 5 показаны графические образы различных типов задач.

Рис. 5. Типы задач

Абстрактная Задача -обычнаязадача, не подлежащая декомпозиции.

Пользовательская Задача - человек выступает в роли исполнителя, могут применяться различные устройства, механизмы, а также ИТ.

Ручная задача -исключается использование каких-либо автоматизированных механизмов исполнения или приложений, не поддается управлению никаким механизмом выполнения бизнес-процесса, неуправляемое действие, которое исполнитель выполняет за рамками системы. Например, услуга внешней организации, проведение совещания.

Обращение к бизнес-правилам -выполнение действи согласно заданным алгоритмам (бизнес-правилам).

Задача-сценарий - выполнение автоматизированного действия с помощью средств ИТ (сценарий записан на определенном языке).

Автоматическая Задача - автоматическое выполнение, без конкретного исполнителя средствами самой BPMS, вид сервиса.

Отправка сообщения -отправка сообщения внешнему участнику.

Получение сообщения -ожиданиеполучения сообщения от внешнего участника.

Стандартный цикл -выполнение повторяющегося действия в соответствии с логическим условием.

Множественный цикл -выполнение повторяющегося действия заданное число раз.

Шлюзы

Шлюзы (Условия) - небольшой ромб для изображения ветвления, представляет собой совокупность входов и выходов, используются для контроля расхождений и схождений потока операций в рамках процесса. На рис. 6 показаны различные типы шлюзов.

Условие можно представить себе в виде вопроса, который появляется в какой-то точке процесса и предполагает несколько вариантов ответов, каждый из предлагаемых ответов связан с определённым направлением потока операций.

ПРИМЕР 1.

Магазин осуществляет продажу велосипедов, а также сдает их в аренду велосипеды. Процесс обеспечивает регистрацию и проверку вида заявки: покупка товара или оформление аренды, проверку наличия товара на складе (если товар отсутствует, его заказывают на фабрику и сообщают об этом клиенту. Если товар в наличии, его бронируют под заказ). Отпуск товара выполняется в течение 3-5 дней. Если сумма заказанного товара (велосипеда) больше 20000 руб., покупатель получает Подарок 1; если сумма дополнительно заказанного товара больше 5000 руб., покупатель получает Подарок 2. После оплаты заявки производится выдача товара. Через определенное время покупателю делается запрос о качестве товара. Передача товара в аренду осуществляется на определенное время, после чего товар принимается обратно.

1. Запустить Bizagi

2. Бизнес-процесс выполняется в рамках одного подразделения - Интернет-Магазин. Переименовать пул «Интернет-магазин».

3. Разместить внутри пула элементы диаграммы (см. рис. 9). Указать типы задач, сообщений, добавить подписи к элементам диаграммы.

4. Для элементов ЗАДАЧА формируется набор свойств либо специфичный для каждого типа задач, либо обобщенный набор свойств для указанных типов задач.

Выделить задачу ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ЗАЯВКУ и ввести для нее свойства:

4.1. Основные: вводится поясняющий текст; указывается исполнитель (роль). Для Исполнителей формируется список:

- вызвать окно Выбрать исполнителя,

- нажать кнопку Исполнитель,

- в окне Исполнители нажать кнопку Добавить исполнителя,

- заполнить сведения об исполнителях (Менеджер офиса, Менеджер отдела продаж),

- выбрать исполнителя задачи.

4.2. Расширенные:

· Длительность (мин.), тип - Номер, от 5 до 10

· Количество раз/день, тип - Номер, от 0 до 100

· Расценка (руб.), тип - Номер, от 10 до 25

· Информационные технологии, тип - Варианты выбора, Значения: ЭТ, БД, Документ.

В режиме редактирования свойств имеются следующие возможности: Редактировать выделенной свойство, Удалить выделенной свойство, Переместить свойство вверх или вниз, Использовать совместно с указанными элементами - рис. 7.

Рис. 7

Указать Использовать атрибуты совместно для задач: Пользовательская задача и Получение сообщений.


Рис. 8. Процесс «Обработка заказа»


Для задачи типа Выполнение сценария указатьрасширенныесвойства:

· Длительность (мин.), тип - Номер, от 5 до 10

· Количество раз/день, тип - Номер, от 0 до 100

· ПО - Варианты выбора, значения: 1С Предприятие, ППП Галактика, скрипт.

Указать Использовать атрибуты совместно для задачи Автоматическая.

5. Заполнить свойства задач Автоматическая.

6. Для событий ввести текстовое описание.

7. Проверить правильность модели - Главная, Модель, Валидация.

7. Сохранить модель под именем - ЗАКАЗ ТОВАРА.

Зона ответственности

Для отображения взаимодействия между участниками бизнес-процесса в нотации BPMN используются элементы Пул и Дорожка. Пул - область процесса (совокупность всех действий и ответственных за их выполнение лиц), используются для глобальных взаимодействий между участниками процесса. Пул представляется рамкой, если каждый бизнес-процесс описывается отдельно Пул не визуализируют.

Дорожка - аналог внутреннейроли (зоны ответственности) участоника процесса, представляется прямоугольником внутри пула, может располагаться как вертикально, так горизонтально. Пул и Дорожки в рамках одного потока операций в нотации BPMN называются Оркестровкой. В области одного Пула могут находиться несколько Дорожек.

 


Рис. 9. Процесс «Обработка заказа»


ПРИМЕР 2.

1. Запустить Bizagi

2. Открыть модель бизнес-процесса ЗАКАЗ ТОВАРА.

3. Выбрать элемент Дорожка и добавить его в пул. В результате возникает новая дорожка (Дорожка 1).

4. Переименовать дорожку в Менеджер отдела продаж.

5. Выбрать элемент Дорожка и добавить его в пул (сверху). В результате возникает новая дорожка (Дорожка 2).

6. Переименовать дорожку в Менеджер офиса.

7. Переместить в дорожку «Менеджер офиса» события и задачи (см. рис. 9).

Подпроцессы

Подроцесс графически изображается в виде прямоугольника с маркером «+», используется для:

1) декомпозиции и повышения читаемости и наглядности схем (диаграмм);

2) описания повторяющихся действий внутри различных процессов.

Декомпозиция процесса (разбивка на подпроцессы) позволяет моделировать и вносить изменения в рамках каждого Подпроцесса, не изменяя весь основный процесс целиком. При детализации каждого отдельного Подпроцесса описываются необходимые условия выполнения: участники, активности, бизнес-правила и т.д. Повторное использование Подпроцессов позволяет ссылаться на них сколько угодно раз в одном или в абсолютно разных процессах.

При внесении изменений в Подпроцесс нет необходимости перерисовывать все процессы, ссылающиеся на него. Сопровождением и актуализацией Подпроцесса занимаемся только его владелец, что позволяет сократить время внесения изменений в процессы, снизить риск ошибок и иметь постоянно актуальные решения.

Рис. 10 Типы подпроцессов

На рис. 10 показаны основные типы подпроцессов. Обычный подпроцесс предназначен для детализации своего содержания на другой диаграмме. Повторно используемый подпроцесс оформляется как вызываемая процедура в BPMN. Подпроцесс, основанный на событии, имеет вариации, в зависимости от типа события. Транзакция - последовательность действий, которая может закончиться успешно или не успешно; возможен «откат» (roll back) транзакции. Спонтанный Ad-Hoc подпроцесс Subprocess представляет собой группу задач, которые не требуют соблюдения последовательного выполнения. Стандартный циклический подпроцесс обеспечивает многократное выполнение с учетом некоторого логического условия. Множественный циклический подпроцесс выполняется последовательно или параллельно над определенными объектами предопределенное количество раз.

Подпроцессы могут представляться в свернутом или развернутом виде.

ПРИМЕР 3.

Построить модель процесса «Найм персонала», который условно разбит на 3 подпроцесса: Поиск кандидата, Оформление на работу, Обучение персонала. Основной процесс выполняется сотрудниками отдела кадров (ОК).

Поиск кандидатов осуществляется следующим образом. От руководителей отделов поступают заявки на подбор персонала. Начальник ОК готовит сводную заявку, которую передает на утверждение Генеральному директору. Далее менеджер по подбору персонала выполняет заявку, формирует список кандидатов и организует собеседования с ними. Руководители отделов выбирают кандидата, генеральный директор утверждает кандидата на должность.

Рис. 11. Процесс верхнего уровня «Найм персонала».

Начальник ОК и менеджер ОК оформляют работника. Начальник отдела организует обучение и тестирование сотрудника.

Порядок выполнения работы:

1. Запустить Bizagi

2. Бизнес-процесс выполняется в рамках одного подразделения - Отдел кадров. Переименовать пул «Отдел кадров».

3. Создать модель, включающие 3 подпроцесса - рис. 11, предвариетльно разделив пул на этапы.

4. Для подпроцесса Поиск кандидата модель - рис. 12.

Рис.12. Подпроцесс «Поиск кандидата»

Описать свойства элементов модели. Список исполнителей - Менеджер ОК, Начальник ОК, Начальник отдела, Генеральный директор. Распространить свойства на модель.

5. Для подпроцесса Оформить на работу модель - рис. 13.

Рис. 13 Подпроцесс Оформить на работу.

Добавить исполнителя - Сотрудник. Задать свойства элементам модели.

6. Для подпроцесса Обучить персонал создать модель - рис. 14.

Рис. 14. Подпроцесс Обучить персонал

Задать свойства элементам модели.

7. Получить развернутые подпроцессы в основной диаграмме - рис. 15.

8. Опубликовать модели процесса и подпроцессов в разных форматах - команда Опубликовать.


 

Рис. 15. Развернутые подпроцессы


Оглавление

Введение. 2

События. 2

Задачи (действия) 4

Шлюзы.. 5

ПРИМЕР 1. 6

Зона ответственности. 9

ПРИМЕР 2. 11

Подпроцессы.. 11

ПРИМЕР 3. 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: