Сказуемое, отвечающее на вопрос: что есть предмет? отлично от сказуемого, отвечающего на вопрос: каков предмет? Сказуемое первого рода имеет место, например, тогда, когда, отвечая на вопрос: что есть предмет? мы говорим: животное. Сказуемое второго рода имеет место тогда, когда, отвечая на вопрос: какое животное, мы говорим: разумное, смертное. Таким образом, и род, и вид отвечают на вопрос: каков предмет. А ипостась не выражает ни что есть предмет, ни каков он, но кто. Ибо, отвечая на вопрос, кто это такой, мы говорим: Петр. Затем, отвечая на вопрос, какой человек, - мы говорим: большого роста, например, или малого.
Следует заметить, что о предметах, различающихся по природе, говорят: одно и другое. Так мы говорим: человек - одно (allo), а лошадь - другое (allo): другое, разумеется, по природе, ибо человек составляет один вид, а лошадь - другой. О предметах же, различающихся лишь численным порядком, говорят: один и другой. Так мы говорим: Петр один (allos), а Павел другой (allos). Но мы не можем сказать, что Петр - одно (allo), а Павел - другое (allo), иначе солжем, ибо по природе они единое, по числу же не составляют одного.
|
|
Следует заметить что о субстанции говорится "одно" (allo). То же самое нужно сказать и о существенных разностях. Но об акциденции говорят: одного, другого качества (alloion), потому что существенные разности рассматриваются относительно вида или природы и образуют ее, акциденция же рассматривается относительно индивида, так как акциденции составляют ипостась. Поэтому человек - одно а лошадь - другое. Петр же одного свойства (alloios) и один (allos), а Павел другого свойства (alloios) и другой (allos). Но всякая разность, существенная и несущественная, полагает различие (heteroion poiei) ибо под различием нужно понимать как другое по природе, так и другое со стороны качества (alloion).
Природа обозначает, что есть предмет, а ипостась - кто это такой или что это такое: всякая же разность - каков предмет.
Глава XVIII. Сходства и различия пяти названий
Следует заметить, что пять названий имеют между собой то сходство, что все они сказываются о многих предметах. Различаются же они друг от друга тем, что род сказывается о многих предметах, различающихся между собой по виду, и отвечает на вопрос: что есть предмет? вид сказывается о многих предметах, различающихся между собою числом, и отвечает на вопрос: что есть предмет? разность же и акциденция сказываются о многих различающихся между собою по виду предметах и отвечают на вопрос: каков предмет? свойство сказывается о многих предметах, различающихся между собой числовым порядком, т.е. сказывается об одном виде и подчиненных ему индивидах, и отвечает на вопрос: каков предмет? Отличается же разность от акциденции тем, что разность есть существенное качество, т.е. является частью, подлежащей субстанции, акциденция же есть не часть субстанции, но несущественное ее качество.