Подготовка и рассмотрение отчетности об исполнении бюджета (на примере Российской Федерации)

Система бюджетного учета в РФ за последнее время претерпела значительные изменения, произошла реформа как бюджетной системы РФ в целом, так и системы бюджетного учета в частности. Если ранее под бюджетным учетом как категорией понимался только бухгалтерский учет, который ведется в бюджетных учреждениях, то в соответствии с действующим законодательством РФ бюджетный учет - это более широкое понятие, которое включает в себя:

- бюджетный учет исполнения бюджета;

- бюджетный учет получателей бюджетных средств.

Бюджетная отчетность включает в себя ряд документов, которые отражают информацию о различных финансовых и нефинансовых активах, обязательствах, а также операциях:

· отчет об исполнении бюджета;

· баланс исполнения бюджета;

· отчет о финансовых результатах деятельности;

· отчет о движении денежных средств;

· пояснительная записка.

Устанавливается, что отчёт об исполнении бюджетасодержит данные об исполнении бюдже­та по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Б аланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюд­жетного учета.

О тчет о финансовых результатах деятельности соответственно содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде.

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведе­ния о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнова­ний главными распорядителями (распорядителями, получателя­ми) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

На первом этапе сводная бюджетная отчетность составляет­ся главными распорядителями бюджетных средств, главными "администраторами доходов бюджета, главными администрато­рами источников финансирования дефицита бюджета на осно­вании бюджетной отчетности, представленной им подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источ­ников финансирования дефицита бюджета. Бюджетная отчетность на всех трех территориальных уровнях является годовой. Отчет, же об исполнении бюджета — ежеквартальным.

Сводная бюджетная отчетность представляется в органы Федерального казначейства и, соответственно, в финансовые органы по подчиненности.

Ежегодно не позднее 1 августа текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона. Годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней подлежат утверждению в соответствующих представительных органах (ст. 192, 264.10 БК РФ).

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством РФ в ГосДуму не позднее срока внесения проекта фед. бюджета на очередной финансовый год и плановый период (п. 1 ст. 264.10 БК РФ).

Одновременно с годовым отчетом об исполнении фед. бюджета Правительством РФ представляют (п. 2 ст. 264.10):

1) проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

2) баланс исполнения федерального бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4)отчет о движении денежных средств;

5) пояснительная записка;

6) отчеты об использовании ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов, состоянии государственного долга, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;

7) отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета, доклад Председатеяя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает либо отклоняет федеральный закон об исполнении бюджета (п. 2 ст. 264.11 БКРФ).

В последнем случае он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не пре­вышающий один месяц.

Отчет об исполнении бюджета субъекта РФ составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти. Исполнительный орган власти представляет соответствующему представительному органу власти отчет об исполнении бюджета в установленный срок. Конкретные сроки определяются соответствующими представительными органами власти в положении о бюджетном процессе на данной территории.

Представительные органы власти по результатам рассмотрения отчетов об исполнении бюджетов принимают решения об их утверждении либо отклонении. После припятня решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированногобюджета за предыдущий год с учетом припятня нижестоящимипредставительными органами власти решений об утверждениибюджетов и отчетов об их исполнении.

Законы и решения об исполнении бюджета или об отклонении бюджета должны быть опубликованы в СМИ, а также в течение года - в специальных статистических сборниках.


32) Бюджетное финансирование - предоставление бюджетных средств на безвозвратной и возвратной основе всем бюджетополучателям в соответствии с установленным законодательством для полного или частичного покрытия их расходов на проведение мероприятий, предусмотренных в утвержденном бюджете. Это одна из действующих форм покрытия расходов хозяйствующих субъектов; применяется для обеспечения затрат, имеющих общефедеральное, региональное и локальное значение, с их финансированием соответственно из федерального, регионального и местных бюджетов. Финансирование бюджетное осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств; в ходе бюджетного финансирования действует государственный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием денежных средств.

Финансирование на общих условиях происходит посредством бюджетных ассигнований - предельных объемов бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow