Формы закреплены в БК РФ

1. Прежде всего следует выделить кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данные соглашения представляют собой дву- и многосторонние сделки, сутью которых является предоставление РФ как заемщику денежных средств в виде кредитов на условиях добровольности, платности, срочности и возвратности.

2. Государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, т.е. эмиссионных ценных бумаг (облигации), выпущенных от имени РФ, субъекта РФ и муниципального образования, которые удостоверяют право их держателя на получение от эмитента денежных средств или иных имущественных прав.

3. Договоры и соглашения о получении РФ кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

4. Договоры о предоставлении РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями государственных (муниципальных) гарантий. Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

5. Долговые обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ. Так, государственным внутренним долгом РФ признаются государственные долговые товарные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления.

В финансово-правовой литературе вьщеляют различные основания для классификации государственных (муниципальных) долгов. 1. В зависимости от эмитента выделяют:

• государственный долг Российской Федерации;

• государственный долг субъекта Российской Федерации (субфедеральный долг);

• муниципальный долг.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниuипальных образований, если последние не были гарантированы Российской Федераuией (и наоборот).

2. В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:

• внешний долг; • внутренний долг.

3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:

а) капитальный - вся сумма выпущенных, но непогашенных обязательств с учетом невыплаченных проuентов.

б) текущий - понимается задолженность, срок оплаты которой уже наступил.

Управление государственным (муниципальным) долгом - совокупность финансово-долговых операций, осуществляемых исполнительными органами гос. (муниципальной) власти и уполномоченными специализированными финансовыми организациями в одностороннем порядке или по согласованию с кредиторами в целях изменения структуры и состава государственного (муниципального) долга. Осуществляется Правительством РФ.

Основные виды финансово-долговых операций.

1. Выпуск государственных (муниципальных) ценных бумаг - отчуждение государством (муниципальным образованием) государственных (муниципальных) ценных бумаг первым владельцам.

2. Конверсия - изменение доходности государственного займа путем уменьшения или увеличения процентной ставки,

уплачиваемой на основной долг. Выделяют несколько видов конверсий:

• факультативную (кредиторы могут отказаться или согласиться с новыми условиями);

• обязательную (кредиторы могут принять новые условия или получить обратно внесенную сумму);

• принудительную, которая предполагает одностороннее изменение условий займов.

3. Консолидация (пролонгация) – изм-ние срока действия ранее выпущ. займов в целях легальной отсрочки платежа.

4. Унификация - объединение обращаюшихся займов в один вновь выпускаемый. Особенностью данной операции является то, что она проводится, как правило, одновременно с изменением ставки процента (конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).

5. Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств.

Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

6. Реверс - изменение предмета долгового обязательства. При замене денежного обязательства обязательством предоставить определенное имущество (например, товары народного потребления) можно говорить о натурализации, а в обратной ситуации - о валютизации.

7. Рефинансирование - погашение существующего государственного долга за счет средств ранее выпущенного займа.

Существует прямое рефинансирование (замена на новые облигации при наступлении срока платежа) и предварительное рефинансирование (до наступления срока платежа).

9. Обслуживание (выплата доходов в виде процентов или в иной форме) и погашение долга (возврат основного долга) являются финансово-долговыми операциями, в результате которых изменяется размер, состав и структура государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Безвозмездное выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow