При чтении таких отчётов сразу вспоминаются тесты на сообразительность, которыми нас мучили в школьные годы. Только вместо пропущенных слов читатель должен восстанавливать пропущенные мысли, то есть существенные куски информации и аргументации, которые автор не счёл нужным включить в текст. В подобных случаях читатель, пытаясь самостоятельно сделать тот шаг, который автору представлялся очевидным, чаще всего оказывается в положении студентов на одной лекции по математике, о которой я недавно читал. Профессор, стоя у доски, был погружён в длиннейший вывод. В каком‑то месте он произнёс стандартную фразу «отсюда с очевидностью вытекает следующее» и написал длинное и сложное выражение, абсолютно не похожее ни на что из написанного ранее. Затем он заколебался, на его лице появилось озадаченное выражение, он что‑то пробормотал и прошёл из аудитории в свой кабинет. Появившись оттуда через полчаса, он с довольным видом объяснил аудитории: «Я был прав. Это, действительно, совершенно очевидно».
Читая такой отчёт, вы, фигурально выражаясь, плавно скользите вдоль гладкого рельсового пути за поездом авторской мысли и вдруг натыкаетесь на разрушенный участок или на пропасть. Вы отчётливо видите, что колея продолжается на той стороне пропасти, но моста нет, и его даже не из чего построить.
Маскирующие отчёты
Характерные особенности (они могут иметь место все сразу или в определённых комбинациях):
1. Результаты представляются не полностью.
2. Полученные выводы не следуют из результатов.
3. Приводимые рекомендации не следуют из выводов.
В законченных неподдельных образцах маскирующих отчётов автор, прикидываясь учёным, выступает в действительности как лоточник. Он хочет что‑то продать в прямом смысле или соблазнить покупателя какой‑нибудь своей идеей. Маскирующие отчёты высокого класса сразу можно узнать по прекрасному переплёту, часто даже с золотым тиснением, по великолепным иллюстрациям не меньше чем в четыре цвета, проложенным папиросной бумагой, и по глянцевой дорогой бумаге.
На этом, пожалуй, можно закончить обсуждение типовых «уродов» в семье технических отчётов, главной задачей которых, как я сказал во вступлении и повторю сейчас, является передача информации — передача точная, аккуратная и недвусмысленная.[69]
— • • • —
— Доктор Пэмбери! Очень приятно, но по вашей перфокарте я вас себе совсем не таким представляла.
• • •
На физическом факультете Университета в Милане один из советских физиков обнаружил на стене следующий своеобразный «документ»:
НАСЕЛЕНИЕ ИТАЛИИ …………………………… 52 000 000
В том числе:
Старше 65 лет ……………………………………… 11 750 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 40 250 000
Моложе 18 лет ……………………………………… 14 120 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 26 130 000
Неработающие женщины …………………… 17 315 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 8 815 000
Студенты университетов ……………………… 275 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 8 540 000
Служащие различных учреждений ……… 3 830 000
Остаётся для трудовой деятельности: …… 4 710 000
Безработные, деятели политических
партий и профсоюзов …………………………… 1 380 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 3 330 000
Военные …………………………………………………… 780 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 2 550 000
Больные, сумасшедшие, бродяги,
продавцы телевизоров, завсегдатаи
ипподромов и казино ……………………………… 1 310 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 1 240 000
Неграмотные, артисты, судьи и т. д. ………… 880 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 360 000
Отшельники, философы, фаталисты,
жулики и т. д. ……………………………………………… 240 000
Остаётся для трудовой деятельности: … 120 000
Министры, депутаты, сенаторы,
заключённые ……………………………………………… 119 998
ОСТАЁТСЯ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ … 2
Кто эти двое? Я и Вы. Пусть эта трагическая действительность послужит для нас сигналом тревоги, вызовом нашему мужеству, источником новой энергии. Мы должны работать с максимальным напряжением сил, особенно Вы, потому что Я устал, выполняя свой долг перед страной в одиночку.