Мировой эконом. Кризис 1929-1933 и ее особенности для США

Наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933, от которого наиболее пострадали США и Германия. Пром. производство в США сократилось на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономи-ческих лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше – на 45%, в Югославии – на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров.

На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» гос-ва в эконом. жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна.

Либерально-реформистский метод выхода из кризиса - «новый курс президента Рузвельта в США»; Социал-реформистский – характерен для Скандинавских стран, Франции; тоталитарный вариан т государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

Американ. вариант опирался на традиции либеральной экономической доктрины => упор делался на косвенные методы воздействия на хоз. и общ. сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финанс. реформы –исходный пункт последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики гос. осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов эконом.роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика гос. финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями/

К началу 2ой мировой США полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Брит, так и ряд стран, применивших политику «нового курса». Это направление избрали страны с более высоким уровнем эконом. развития и прочными демократич. традициями.

Особенности «Нового курса»:

1) в промышленности: принудительное картелирование предприятий (более крупные поглощали более мелких, неконкурентноспособные предприятия оказались вытесненными с рынка); составлялись кодексы честной конкуренции, в рамках которых регламентировался объем производства, минимальный уровень цен, распределялись рынки сбыта продукции;

2) в с.х гос.стремилось добиться повышения цен на с.хозяйственную продукцию, увел. доходы фермеров. С этой целью власти осуществляли сокращение посевных площадей и поголовья скота, согласившиеся на эти меры фермеры получали компенсацию. Некоторые фермеры получили гос. дотации;

3) в финанс.сфере: сокращение и реорганизация банковской системы, девальвация доллара, контроль над выпуском бумажных денег и ценных бумаг;

4) значительные сдвиги произошли и в сфере трудовых отношений: рабочие получили право на заключение коллективных договоров и организацию профсоюзов на предприятиях. Наемным работникам предоставлялись определенные соц. гарантии: в законодательном порядке фиксировались мин.уровень зарплаты и мах. продолжительность раб. дня. В целях борьбы с безработицей организуется спец. администрация общественных работ, осуществляющая строительство граждан.и воен. объектов. Данные меры привели к положительным результатам и способствовали постепенному выходу из кризиса. «Новый курс» осуществлялся в условиях сохран. и развития традиционной американ.демократич. системы («мягкий вариант»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: