Вопрос 24. Характеристика декларации прав человека и болонского соглашения

Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всехстран-членов ООНдокумент, принятый на третьей сессииГенеральной Ассамблеи ООНрезолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека»)от10 декабря1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определениемправ, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частьюМеждународного билля о правах человека, наравне сМеждународным пактом об экономических, социальных и культурных правах,Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Этот документ является резолюцией, т. е. согласно Уставу ООН имеет рекомендательный, а не обязывающий характер. Поэтому нормы Всеобщей декларации прав человека первоначально рассматривались как нормы-рекомендации. Но в настоящее время они стали частью международного права. За период, прошедший после принятия данной Декларации, на земном шаре произошли глубочайшие изменения. Положения Всеобщей декларации прав человека стали благодаря практике государств восприниматься как обычно-правовые эталоны, согласно которым следует устанавливать национальное законодательство. Эти положения стали также базой для закрепления их в международных договорах. Всеобщая декларация прав человека, наряду с Уставом ООН, оказала огромное воздействие на дальнейшую нормотворческую (законодательную и договорную) деятельность государств в сфере прав человека.

В Декларации:

1) устанавливается непосредственная связь между достижением справедливости и всеобщего мира в международных отношениях и признанием равных и неотъемлемых прав человека. Пренебрежение к правам человека уже привело к варварским актам, оно возмущает совесть человечества. Нарушения прав человека дестабилизируют международную обстановку, создают угрозу безопасности государств. Уважение прав содействует дружественным отношениям между народами;

2) определяется, что непременным условием обеспечения прав человека является власть закона, т. е. установление такого законодательного режима, который гарантирует права человека, "чтобы человек не был вынужден прибегать, в качествепоследнего средства, к восстанию против тирании и угнетения". Известно, что власть закона находит широкое выражение в условиях правового государства и гражданского общества — факторах обеспечения прав человека;

3) проводится идея о тесной связи содержания Декларации с обязательство^ государств — членов ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека.

Поэтому "всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства". С учетом сказанного Генеральная Ассамблея ООН "провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

 

«Болонским» называют процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

В тексте Болонской декларации сформулированы шесть основных целей интеграционного процесса:

1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение общеевропейского Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Принятие системы, основанной на двух основных циклах - достепенного (udergraduate) и послестепенного (graduate). Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

3. Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни (lifelonglearning – LLL), если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

4. Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Из сказанного ясно, что моделью для будущей гармонизированной европейской послужила типичная для Великобритании и США двухуровневая система высшего образования (бакалавриат – магистратура), в разных вариантах применяющаяся в большинстве европейских, и не только европейских, стран. Для выбора двухуровневой системы имеются очень веские основания. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах – от 3 до 4 лет). При этом бакалавриат дает законченное высшее образование, выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на соответствующие штатные должности. Магистратура (обычно 1 – 2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Принципиальной особенностью современного подхода к профессиональному образованию является его непрерывность, необходимость постоянного повышения квалификации, обучения в течение всей жизни. В Болонской декларации на это обращено особое внимание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: