Семинар №1: Древние формы верований. Представления о мире и формирование религиозных верований: анимизм, фетишизм, культ предков, тотемизм, магия

История МИРОВОЙ культуры

Автор программы О.А. Пивоварова_

Все_ ТЕМЫ

Культура как общественное явление

Содержание понятия «культура». Историческое развитие представлений о культуре. Многообразие подходов к определению культуры. Сущность культуры. Структура феномена «культура» Материальная и духовная культура. Национальная и мировая культура как предмет изучения. Основные формы культуры. Народная, элитарная и массовая культура.

 

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» заполнить таблицу: «Функции культуры». «Культура и цивилизация: соотношение понятий».

Написать эссе на тему: «Мир через культуру».Концепция Н.Рериха

Раздел 1.

Культура первобытного общества

 

Тема 1.1.

Культурная эволюция человечества

Периодизация развития первобытной культуры: основные периоды, их датировка и характеристика. Основные теории антропогенеза и культурогенеза. Источники знаний о первобытной культуре: значение антропологии и археологии в изучении первобытной культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Социальные отношения в первобытном обществе и достижения культуры. Регулирование отношений в первобытном обществе и возникновение первичных стереотипов поведения. Табу и их роль в формировании нравственности. Мифомышление первобытного человека. Зарождение искусства.Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: "палеолитические Венеры", пещерная живопись Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.

 

Семинар №1: Древние формы верований. Представления о мире и формирование религиозных верований: анимизм, фетишизм, культ предков, тотемизм, магия.

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме: «Миф – исторически первая форма культуры»

Раздел 2.

Культура Древнего мира

Тема 2.1.

Культура Древнего Египта

Периодизация культуры Древнего Египта. Проблема периодизации истории Древнего Египта. Социально-экономические предпосылки развития культуры Древнего Египта.Египетская культура как типично ирригационная культура. Роль географического фактора в жизни египтян. Нил и его влияние на египетскую культуру.

Характерные особенности мировоззрения и религии древних египтянДревнеегипетская мифология – главный источник образов и символики древнеегипетского искусства. Особенности архитектуры и изобразительного искусства. Тесная зависимость архитектуры и религиозного культа. Реализация идеи беспредельного могущества фараона. Искусство бальзамирования и мумификации. Мифологические и религиозные представления египтян. Культовое искусство: строительство пирамид и храмов. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых». Культурные функции жречества. Религиозная реформа Эхнатона - первая попытка установления монотеизма, ее влияние на религию древних евреев. Всемирное значение Древнеегипетской цивилизации.

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме: «Культура Древнего Египта»

Тема 2.2.

Культура древней

Месопотамии (Двуречья)

Семинар№2: Культура древней Месопотамии

Самостоятельная работа:Опережающее задание к семинару. Раскрыть содержание понятия «Двуречье». Географическое положение региона, культурное и политическое значение Месопотамии.

Тема 2.3.

Культура Древней Америки

Города – государства майя. Религиозные представления. Научные знания. Архитектура и изобразительное искусство. Литература, танцы и музыка майя. Человек в Мексике – начало оседлости и культуры. Тольтекский мифологический цикл. Прибытие ацтеков. Религия и мифология ацтеков. Политическое устройство империи ацтеков. Сакральное искусство. Календарь ацтеков, государство инков. Искусство инков – золотое и из золота. Смерть «золотой империи». Пирамида Солнца в Теотиуакане–прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Элементы культуры доколумбовой Америки в культуре латиноамериканских стран.

 

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» заполнить сравнительную таблицу

Тема 2.5.

Культура стран Востока.

Древняя Индия. Этапы развития индийской культуры. Возникновение индийской цивилизации (V-IV тыс. до н.э.). Специфика древнеиндийской культуры. Кастовый строй, его роль в индийской культуре. Религиозный характер культуры. Основные религии: ведизм, брахманизм, буддизм, индуизм. Характерные черты индийской письменности. Научные достижения Древней Индии. Особенности художественной культуры Индии, их проявление в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.

 

Древний Китай. Периодизация. Характерные особенности культуры Древнего Китая. Стабильность и консерватизм образа жизни. Традиционализм культуры. Религия: культ духов природы, культ предков. Даосизм. Конфуцианство и его роль в культурном развитии Китая. Мировоззрение и базовые ценности. Китайская каллиграфия. Научные достижения. Технические открытия в Древнем Китае: изобретение пороха, бумаги, печатного станка. Искусство. Строительство Великой Китайской Стены. Храм Неба в Пекине.

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме: «Культура Древнего Востока»

Раздел 3.

Мир античной культуры

Тема 3.1.

Эгейская культура

Древние свидетельства существования Эгейских цивилизаций: Крита, Трои, Микен, Киклад и Феры (Гомер) и археологические их открытия (Шлиман, Эванс). Природные условия и социальные факторы вызвавшие к жизни Эгейские цивилизации. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите и ее характерные черты и особенности. Своеобразие ахейской Микенской культуры. Значение эгейских цивилизаций для развития греческой культуры.

Тема 3.2.

Культура Древней Греции

Понятие «античный мир». Античная культура как основа современной западной цивилизации. Особенности этапов истории культуры Древней Греции. Культурные ценности и нормы. Идеал человека. Агональность. Система образования и воспитания: греческая "пайдейя". Древнегреческая мифология. Архитектура: ордерная система, простота и гармония. Скульптура: культ телесности. Литература: эпическая поэзия, лирика, комедия и трагедия. Театр. Вазопись. Семь чудес света.

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме: «Мир античной культуры»

Тема 3.3.

Культура Древнего Рима

Семинар№3: Особенности и взаимосвязь греческой и римской культур.

Самостоятельная работа: Подготовка к семинару.

Раздел 4

Культура Средневековья и Возрождения

Тема 4.1.

Культура Византии

Образование византийского государства. Этапы социально-политической и культурной истории Византии (IV-XV вв.). Византийская культура - синтез античной, восточной, христианской культуры. Религия и государство. Единство христианского учения и императорской власти. Византийский стиль в архитектуре. Центрально-купольная базилика Св. София в Константинополе как образец православного храма и образ мироздания. Византийский стиль в иконописи. Быт и нравы Византии. Историческое значение византийской культуры.

Тема 4.2.

Культура Русского средневековья.

Русская культура как явление мировой культуры. Периодизация развития русской культуры. Культура раннего средневековья. Крещения Руси. Социокультурные последствия принятия христианства. Судьба язычества после принятия христианства.Особенности древнерусского язычества. Мифология и пантеон.

Иконопись. Структура иконостаса и значение. Образ святых в творчестве Феофана Грека. Московская школа иконописи. Андрей Рублев. Икона «Троица» – символ национального единения.

Самостоятельная работа: Заполнить таблицу: «Античные города государства Северного Причерноморье»

Тема 4.3.

Культура Западного Средневековья

Со Хронология и периодизация средневековой европейской культуры. Феодализм как экономическая основа средневековой культуры. Сословная иерархия: духовенство, рыцарство, третье сословие. Религиозность как доминанта духовной жизни. Нравственный идеал средневековья и его сословные модификации. Традиционализм культуры. Символизм. Каноничность. Картина мира средневекового человека. Система образования и наука средневековья. Теология и схоластика. Образование: религиозное и светское. Средневековые школы и университеты. Церковь как основной институт культуры. Священная инквизиция. Орден иезуитов. Начало Реконкиста. Монастыри и монашеские ордена. Монашество как особая социальная группа. Образование духовно- рыцарских орденов. Рыцарство – как культурное явление. Рыцарский куртуазный культ. Куртуазная литература. «Карнавальная культура» - особая субкультура средневекового общества. Средневековый город и его роль в становлении личности. Отражение средневековых представлений о мире в искусстве Западной Европы: романский и готический стили в искусстве. Средневековые храмы и соборы как центр общественной, политической и культурной жизни.

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме:

«Средневековая модель мира»

Тема 4.4.

Культура Возрождения и Реформации в Европе

Понятие "Ренессанс". Хронология и периодизация. Социокультурная характеристика эпохи Возрождения. Общественно-исторические предпосылки зарождения культуры Возрождения, ее гуманистический характер. Особенности развития европейского Возрождения и роль личности в этом процессе. Главные события эпохи. Пантеизм – эволюция философских идей. Процесс секуляризации мышления. Изменения в социуме. Бюргерство как носители идеологии Возрождения. Значение географических открытий для развития интеллекта европейцев. Интеллектуальная и художественная элита эпохи Возрождения. Титанизм и универсализм как отличительная черта человека нового типа. Доминанта художественного и интеллектуального творчества. Мировое значение искусства Возрождения и его влияние на современную западноевропейскую культуру.

Семинарское занятие№4: Становление и развитие протестантской культуры.

Самостоятельная работа: Опережающее задание к семинару. Реформация как религиозно-идеологическое и социально-политическое движени XVI в. в Германии.

Тема 4.5.

Северное Возрождение

Специфика Северного Возрождения. Отличие итальянского Возрождения от Северного. Характерные черты и особенности искусства Нидерландов XV-XVI вв. Мистический характер Возрождения в Германии. Светский характер французского Ренессанса. Театр Уильяма Шекспира. Место и значение Северного Возрождения в культурном развитии Европы.

 

Самостоятельная работа: используя «Рабочую тетрадь» выполнить задания по теме: «Культура Возрождения»

Раздел 5.

Культура Нового и Новейшего времени

Тема 5.1.

Культура XVII

Социокультурные предпосылки Нового времени в Западной Европе. Особенности и периодизация европейской культуры Нового времени. Научная революция XVII в. и секуляризация культуры. Промышленный переворот. Рационализм и его проявления. Художественные стили. Культура стран Западной Европы. «Галантный век» как аристократическая субкультура эпохи.

Характерные черты русской культуры XVII.Смена внешних культурных ориентиров. Просвещение и образование XVII. Живопись и архитектура.

Тема 5.2.

Культура Просвещения

Просветительское движение и его двойственный характер. Просвещение в Англии, Германии, во Франции. Энциклопедисты. Значение «Великой энциклопедии» для развития европейской культуры. Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Стилевые направления европейской культуры (барокко, классицизм, рококо, реализм).

Проблема европеизации России. Реформы Петра I и их значение для развития русской культуры. Система воспитания и образования. Российская академия наук, Университет, домашнее и церковно-приходское образование. Развитие наук. М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин. Литература и искусство. Русское барокко, русский классицизм. «Век Екатерины» — век расцвета дворянской культуры. Основные стили в искусстве Нового времени.

Семинарское занятие№5Специфические черты культуры эпохи Просвещения в творчестве выдающихся ее представителей.

 

Самостоятельная работа: Подготовка к семинару.

Тема 5.3.

Культура конца XIX – началаXX веков

Новые мировоззренческие представления и их отражение на культуру ХIX в.

Характерные особенности развития культуры ХIХ в.19 век – век классической науки.

Характерные черты искусства XIX столетия. Архитектурная эклектика.

Стилевые направления художественной культуры XIX в.(ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн).

Русская культура в XIX в.Образование и наука в XIX вв..Научные открытия в России. (Н.И. Лобачевский, Б.С. Якоби, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев и т.д.).

«Золотой век» русской культуры (литература, музыка, живопись). Система воспитания и образования. Культурная атмосфера конца XIX — начала XX века. «Серебряный век» русского искусства. Модернизм. Основные направления художественной культуры XX века: абстракционизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм. Сюрреализм как художественный метод психоанализа. Массовая и элитарная культура: сущность и проявления.Основные проявления и направления массовой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: