Вопрос,Казахская интелегенция в 1 и 2 госдуме

Вопрос.Социально-экономическое развитие Казахстана в начале 20 века

В начале ХХ в. территория Казахстана состояла из 6 областей. ХХ век Казахстан встретил, как колония России. Казахи были полностью лишены всех политических прав, лучших своих земель, традиционное хозяйство и социальная структура разрушались. Колониальные власти ставили вопрос о русификации Казахстана. Хозяйство казахского края интенсивно вовлекалось в систему общероссийской экономики. В начале ХХ века начался новый этап разрушения национальной экономики и культуры казахского народа. Российский военно-феодальный империализм резко усилил национально-колониальный гнет. Негативные черты колонизаторской политики российского правительства наиболее ярко проявились в области промышленности. В сохранении ее низших форм были заинтересованы крупнейшие метрополии и само царское правительство. Политика царизма была направлена, прежде всего, на создание гарантированного долгосрочного источника сырьевых ресурсов. Был ввоз капитала, и почти все актуальные полезные залежи Казахстана принадлежали иностранному капиталу. В целом в промышленности края преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, маслобойные и др

ВопросКазахская интелегенция и ее задачи

Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.

К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование.

Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.

Возникновению и развитию переодическрй печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края.

Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.

Процесс создания системы народного образования был сложным и, несмотря на свой ограниченный характер, имел большое значение для формирования первых кадров национальной интеллигенции.

Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.

Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.

Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.

вопрос,Казахская интелегенция в 1 и 2 госдуме.

После упразднения Петром I земских соборов Россия почти 200 лет не имела общегосударственного представительного учреждения. В августе 1905 года царь Николай II под напором революционных сил России издал манифест о создании Государственной Думы как законосовещательного и представительного органа империи.

Но некоторые народы Российской империи, в том числе Средней Азии и Казахстана, лишились избирательного права. Местным властям в самом начале избирательной кампании была дана особая инструкция о категорическом недопущении казахов к выборам как «кочевых и бродячих инородцев». Это вызвало взрыв недовольства и негодования среди казахов. Коренное население края требовало допуска их представителей в Государственную Думу России. Мощная волна протеста, прокатившаяся по всем регионам края, заставила царское правительство пойти на некоторые уступки. Казахи были все же допущены на выборы.

В 1906 году I Государственную Думу от казахов представляли: от Тургайской области - Ахмет Беремжанов, Уфимской губернии - Салимгерей Жанторе, Акмолинской области - Шаймерден Косшегулулы, Семипалатинской области - Алихан Бокейханов и другие. Все они были образованными людьми и пользовались уважением среди народа. Но депутаты I Государственной Думы России заседали всего лишь 73 дня. Недовольный их инициативами Николай II издал указ о роспуске Думы и назначении новых выборов.

В 1907 году в состав II Государственной Думы России вошли: от Акмолинской области Шаймерден Косшегулулы, Тургайской - Ахмет

 

Ахмет Беремжанов.

Беремжанов, Семипалатинской — Темир-гали Нурекенов, Семиреченской — Мухамед-жан Тынышпаев, Уральской — Бахытжан Каратаев и др. Эта Дума заседала тоже недолго: всего лишь 104 дня.

Во II Государственной Думе депутаты от казахского населения примыкали к кадетам и входили в мусульманскую фракцию. Совместно с другими представителями национальных окраин России казахские депутаты добивались прекращения переселения крестьян в Казахстан. Так, выступая на заседании II Государственной Думы, Б. Каратаев сделал доклад о негативном влиянии переселенческой политики на жизнь казахов. В своем пламенном выступлении он подчеркивал: «Вы должны понять, сегодня для высвобождения участков для крестьян-переселен-цев киргизов изгоняют не только с исконных земель, но и из собственных жилищ».

Были и случаи коллективного обращения казахских депутатов в защиту прав своего народа. Так, в своем заявлении депутаты Государственной Думы второго созыва Каратаев, Беремжанов, Нурекенов и Косшегулулы в марте 1907 года были вынуждены констатировать: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: