Эволюционные идеи в античности

История эволюционного учения берет начало в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах. Толчком к признанию эволюции научным сообществом стала публикация книги Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», позволившая полностью переосмыслить идею эволюции, подкрепив её опытными данными многочисленных наблюдений. Синтез классического дарвинизма с достижениями генетики привёл к созданию синтетической теории эволюции. Остановимся коротко на историческом аспекте развития эволюционного учения вообще и эволюционной экологии, в частности. Эволюционное направление в науке развивалось и приобрело свои специфические очертания задолго до выделения экологии как науки в борьбе различных идей и направлений постоянного развития, с одной стороны, и метафизической концепции о сотворении природы и неизменности её составляющих, с другой. Основательные теории эволюции органического мира были выдвинуты лишь в XIX веке. До этого идеи эволюционного развития мира существовали в виде отдельных форм эволюционизма. Понимание развития биосферы вырисовывалось постепенно в борьбе материалистических и идеалистических взглядов. Точка зрения идеалистов на мир — это действие нематериальных факторов, определивших эволюцию мира.
Идеи о происхождении живого из неживого и динамичности развития живого высказывались еще за 2 - 3 тыс. лет до нашей эры учеными в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Вавилония). Древнегреческие философы Гераклит, известен как создатель концепции вечного движения и изменяемости всего существующего; Демокрит, автор атомистической концепции строения мира, полагал, что организмы могут приспосабливаться к изменениям внешней среды; по представлениям Эмпедокля, организмы сформировались из первоначального хаоса в процессе случайного соединения отдельных структур, причем неудачные варианты (уроды) погибали, а гармоничные сочетания сохранялись (своего рода наивные представления об отборе как направляющей силе развития). А также древнеримский ученый и поэт Лукреций Кар, в своей знаменитой поэме "О природе вещей" высказал мысли об изменяемости мира и самозарождении жизни. Аристотель не поддерживал, во всяком случае в достаточно ясной форме, идею изменяемости окружающего мира. Однако многие его обобщения, сами по себе укладывавшиеся в общую картину неизменности мира, сыграли в дальнейшем важную роль в развитии эволюционных представлений. Таковы мысли Аристотеля о единстве плана строения высших животных (сходство строения соответствующих органов у разных видов было названо Аристотелем "аналогией"), о постепенном усложнении ("градации") строения в ряду организмов, о многообразии форм причинности (Аристотель выделял 4 ряда причин: материальную, формальную, производящую, или движущую, и целевую).
В легендах первобытных народов о сотворении мира и во многих религиях лежит практически одна концепция, согласно которой Вселенная статична и после создания не изменялась. Выполненные епископом Джеймсом Ашшером (Ушером) в XVII веке расчеты, показавшие, что мир был создан в 4004 году до н.э., привлекают внимание своей удивительной точностью. Это было сделано в эпоху, когда возможности истории оставались ограниченными из-за укоренившихся рутинных представлений о мире и практической невозможности использования письменных источников, что выпало на долю естествоиспытателей и философов эпохи Просвещения, которой ознаменовался XVIII век, а также геологов и биологов в XIX веке.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: