Эволюционные идеи Средневековья и Возрождения

С подъёмом уровня научного знания после «веков мрака» раннего Средневековья эволюционные идеи вновь начинают проскальзывать в трудах учёных, теологов и философов. Альберт Великий впервые отметил самопроизвольную изменчивость растений, приводящую к появлению новых видов. Примеры, когда-то приведенные Теофрастом, он охарактеризовал как трансмутацию одного вида в другой. Сам термин, очевидно, был взят им из алхимии. В XVI веке были переоткрыты ископаемые организмы, но только к концу XVII века мысль, что это не «игра природы», не камни в форме костей или раковин, а остатки древних животных и растений, окончательно завладела умами. В работе 1559 года «Ноев ковчег, его форма и вместимость» Иоганн Бутео привёл вычисления, которые показывали, что ковчег не мог вместить все виды известных животных. В 1575 году Бернар Палисси устроил в Париже выставку ископаемых, где впервые провёл их сравнение с ныне живущими. В 1580 году он опубликовал в печати ту мысль, поскольку всё в природе находится «в вечной трансмутации», то многие ископаемые, остатки рыб и моллюсков относятся к вымершим видам.
Определенный провал в развитии учения об эволюции следует отметить в средние века, что объясняется:

1) застоем в развитии естествознания в этот период;

2) реакционным влиянием церкви,

3) экономическими и социальными условиями.

Реакционное направление «креационизм», преобладавшее в XIV-XVIII веках, обусловило господство метафизических взглядов на создание природы (растений, животных, человека) Творцом и её постоянную неизменность. В этот период развивалась систематика растений и животных. Линней считал, что разрабатываемая им систематика растений должна отражать план Создателя и что количество видов организмов на планете столько, сколько их определил Создатель. Тем не менее, сама систематика (растений и животных) фактически не совмещалась с креационизмом хотя бы потому, что близость строения особей в рамках какого-либо таксона (род, семейство и т.д.) объяснима только с точки зрения исторического развития биосферы и единства происхождения таксона.
В тот период имело хождение и другое направление - преформизм (лат. praeformo - предобразую) - учение о предопределенном развитии организмов, т.е. живые существа полностью заложены еще в половых клетках (сперматозоидах, по анималькультисту А. Левенгуку, открывшему сперматозоиды, или яйцах, по овистам Я. Сваммердаму и М. Мальпиги). Преформисты считали, что развитие организмов сводится к развертыванию и росту каких-то предшествующих зачатков. Крайние преформисты (Геллер, Ш. Бонне и др.) полагали, что в половых органах зародышей заложены друг в друга зачатки последующих поколений и потому отвергали развитие органического мира.
Трансформизм как противовес креационизму оформился в XVIII веке, признавая изменения и превращения форм организмов, но исторического поступательного развития организмов это направление не коснулось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: