Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (1943-1991 г.г.)

 

Нормализация отношения с Русской православной церковью, начавшаяся в годы Великой Отечественной войны, поставила вопрос о необходимсти создания специального органа, призванного осуществлять связь государства с Московской патриархией. Им стал Совет по делам Русской православной церкви, созданный постановлением Совета Народных Комиссаров в августе 1943 г. (полное наименование его было «Совет по делам Русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров»). Данным же решением был утвержден его председатель – Г. Карпов, выходец их спецслужб. В Положении о Совете было записано, что он осуществляет связь между правительством СССР и Патриархом Московским по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения правительства СССР. На Совет возлагались следующие функции: предварительное рассмотрение вопросов, возбуждаемых Патриархом и требовавших вмешательства правительства; разработка проектов законодательных актов и постановлений по проблемам церкви, а также инструкций и других указов по их применению, внесение их на рассмотрение СНК, наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории страны законов и постановлений, относящихся к РПЦ, своевременное информирование правительства СССР о состоянии РПЦ, ее положении, деятельности на местах; общий учет церквей и составление статистических сводок по данным, представляемым местными органами. Для решения таких задач Совету предоставлялось право требовать от центральных и местных советских органов получения необходимых сведений и материалов по вопросам, связанным с РПЦ [1.Л. 3]. Для регулирования отношений государства с другими церквами и религиозными организациями в мае 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов, основной задачей которого определялось осуществление связи между правительством и руководителями религиозных объединений: армяногригорианской, старообрядческой, католической, греккатолической, лютеранской церквей, а также мусульманского, иудейского, буддистского и сектантских вероисповеданий по вопросам этих конфессий, требовавших вмешательства правительства. Положение о функциях данного Совета слово в слово повторяло Положение о Совете по делам РПЦ, заменились только названия вероисповеданий. Председателем Совета по делам рели гиозных культов был назначен В. Полянский [2]. И тот, и другой Советы имели на местах своих уполномоченных, должность которых входила в номенклатуру должностей республиканских, крае вых и областных советов депутатов и по статусу приравнивалась к заведующему отделом облиспол кома. Если верить букве «Положений» о Советах и их уполномоченных, то они должны были выполнять роль некоего нейтральнопромежуточного звена в отношениях между религиозными организациями и государственными органами, следить за правильностью применения и соблюдения законов обеими сторонами, а также выполнять консультативные, арбитражные и другие функции. Но, как свидетельствует вся история существо вания этих институтов, ни о какой нейтральности ни Советов, ни их уполномоченных говорить не приходится. Одну из главных своих задач каждый из них видел в налаживании атеистической пропаганды, нередко выступая в качестве наиболее активных, последовательных и бескомпромиссных ее организаторов. «Совет не является органом пропаганды атеизма. Но помогать тем, кто ведет ее, может и должен. А неправильные действия Советов принесут вред делу атеистического воспитания на селения», – отмечалось на одном из заседаний Со вета по делам РПЦ [3]. Не случайно, поэтому, в каждом отчете уполномоченных имелись сведения о проделанной атеистической работе. В этом отношении они тесно контактировали с партийными организациями, редакциями газет, обществом «Знание», являлись членами различных Советов атеистов и т. д. Не было ни одного семинара атеистов, на котором бы не выступали уполномочен ные. Они рассказывали борцам с религией о том, какие организации существовали в данной местно сти, давали рекомендации, как лучше работать по разоблачению религии, церкви, верующих. Связь партийных органов с Советами и уполно моченными была самая тесная, и каждая из сторон была в ней заинтересована. Советы, например, требовали от уполномоченных высылать в Москву та кую информацию: с кем из секретарей обкома уполномоченный встречался за отчетное время; по чьей инициативе встреча состоялась; какие вопросы на ней обсуждались; какие указания от обкома последовали; требовал ли ОК КПСС информационные отчеты; кто из работников партийного органа их просматривал; обсуждались ли вопросы о работе уполномоченных на бюро обкома и т. п. [4]. В целом, каждое постановление партийного ко митета (любого уровня) неизменно рассматрива лось Советом по делам РПЦ и Советом по делам религиозных культов как руководство к действию, а те, соответственно, требовали от уполномочен ных решительных усилий по выполнению партпо становлений [5]. Помимо тесного контакта с местными партий ными и советскими органами, представители Сове тов сотрудничали с органами МВД. По просьбам («наводке»?) уполномоченных милиция задержива ла и выдворяла с подведомственной ей территории священнослужителей, которые действовали без специального разрешения. К помощи милиции прибегали, когда нужно было разогнать «незаконные сборища» незарегистрированных религиозных об ществ, наложить на них штраф и т. д. Паспортные отделы МВД регулярно поставляли уполномочен ным сведения о прописке не только религиозных активистов, но и рядовых верующих. Даже разрешение на изготовление штампов и печатей зарегистрированных обществ органы внутренних дел выдавали после соответствующей визы местного уполномоченного и по заверенному им эскизу [6. Л. 79]. Контактировали Советы и их уполномоченные и с органами госбезопасности, ведь многие рели гиозные активисты носили на себе ярлык антисоветчиков, врагов социализма и пособников реакционных кругов Запада и даже агентов их спец служб. Достаточно напомнить, что первый председатель Совета по делам Русской православной церкви Г. Карпов, занимавший пост с 1943 по 1960 гг., был генералмайором этого ведомства. Председатель Совета по делам религиозных культов В. По лянский тоже значительное время работал в орга нах НКВД, в том числе и в том отделе, который за нимался деятельностью религиозных организаций Иначе говоря, Советы по делам РПЦ и рели гиозных культов были послушными проводниками политики партии и государства в так называемом религиозном вопросе. Главную свою задачу они видели в установлении контроля за деятельностью официально зарегистрированных религиозных объединений, что в целом успешно достигали. Не менее успешной была их работа по всемерному ограничению сети религиозных объединений. Это обеспечивалось соответствующей тактикой обоих Советов при решении вопросов о регистрации организаций верующих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: