Внешняя политика Екатерины

 

1. Расширение границ империи. Присоединение Крыма, Балты, Кубанской области, западной Руси, литовских губерний, герцогства Курляндского. Раздел Речи Посполитной и война с Османской империей.

2. Георгиевский трактат. Подписан для установления протектората России над царством Картли-Кахети (Грузия).

3. Война со Швецией. Развязана за территорию. В результате войны был разбит швецкий флот, а российский потоплен штормом. Подписан мирный договор, согласно которому границы между Россией и Швецией остаются прежними.

4. Политика с другими странами. Россия часто выступала в качестве посредника, устанавливающего мир в Европе. После французской революции, Екатерина примкнула к антифранцузской коалиции ввиду угрозы самодержавию. Началась активная колонизация Аляски и Алеутских островов. Внешняя политика Екатерины 2 сопровождалась войнами, одерживать в которых победы императрице помогали талантливые полководцы, такие как фельдмаршал Румянцев.

№ 14 Внутренняя политика России в первой половине19 века.

Главная цель внутренней политики царского правительства состояла в том, чтобы сохранить существовавшую социально-политическую и экономическую систему, усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике первой половины XIX в. доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства и крепостного состояния крестьян, поддержку православной церкви, подавление инакомыслия и предотвращение возможного революционного взрыва. Укрепление внутреннего положения способствовало внешнеполитическому усилению России, по праву занимавшей одно из ведущих мест среди европейских держав. Во внутренней политике России первой половины XIX в. было два важных рубежа: окончание Отечественной войны 1812 г. и 1825 г. — смена царствования и восстание декабристов. Эти события вызвали усиление консервативности и даже реакционности во внутриполитическом курсе. В центре внимания правительства стояли три важнейшие проблемы: административная — совершенствование государственного управления; социальная — аграрно-крестьянский вопрос; идеологическая — улучшение системы просвещения и образования. Решение первого вопроса правительство видело в дальнейшей централизации административного аппарата, в создании кадров образованных, профессионально грамотных чиновников, преданных лично императору и материально зависящих от получаемого жалованья. При решении крестьянского вопроса главное состояло в том, чтобы снять социальную напряженность в деревне, ликвидировать возможность крестьянских выступлений. Для этого необходимо было уничтожить наиболее Уродливые проявления крепостничества, тормозившие экономическое развитие страны, вызывавшие протест передовой общественности и позорившие Россию перед Западной Европой. О развитии образования правительство заботилось лишь постольку, поскольку это могло бы способствовать, во-первых, упрочению самодержавия и привилегированного положения дворянства, а во-вторых, модернизации экономики, обеспечивавшей обороноспособность страны и возможность проведения активной внешней политики. Дискуссии при дворе и в обществе, принятие отдельных указов и проведение мероприятий по этим трем направлениям не изменили в первой половине XIX в. экономического и социально-политического строя России. Она осталась самодержавно-крепостнической страной, в которой власть опиралась на военно-полицейскую силу и на церковь, призывавшую подданных к беспрекословной покорности.
№ 15 Внешняя политика России во второй половине 19 века.

В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям, рекам и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение в нее или насильственное присоединение многих соседних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка — разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль на международной арене. Они определились еще в XVIII в., когда она стала складываться как огромная евразийская империя. На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил Революционные выступления в Дунайских княжествах. На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи. К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в, добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало предпринимать практические шаги для проникновения в Среднюю Азию.
№ 16 Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 века.

Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.

Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение ввозить книги из-за границы, принятие нового цензурного устава (1804) — все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И. П. Пнин, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, А. П. Куницын, создавшие в Петербурге Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801—1825). Находясь под сильным влиянием взглядов Радищева, они переводили сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения.

Сторонники различных идейных направлений стали группироваться вокруг новых журналов. Популярностью пользовался “Вестник Европы”, издававшийся Н. М. Карамзиным, а затем В. А. Жуковским.

Большинство русских просветителей считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и, кроме того, помня об ужасах якобинского террора, рассчитывали достичь своей цели мирным путем, через просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания.

Основная масса дворянства и чиновничества была настроена консервативно. Взгляды большинства нашли отражение в “Записке о древней и новой России” Н. М. Карамзина (1811). Признавая необходимость перемен, Карамзин выступал против плана конституционных реформ, поскольку России, где “государь есть живой закон”, нужна не конституция, а пятьдесят “умных и добродетельных губернаторов”.

Огромную роль в развитии национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Страна переживала огромный патриотический подъем, в народе и в обществе ожили надежды на широкие преобразования, все ждали перемен к лучшему — и не дождались. Первыми разочаровались крестьяне. Героические участники боев, спасители Отечества, они надеялись получить свободу, но из манифеста по случаю победы над Наполеоном (1814) услышали: “Крестьяне, верный наш народ — да получат мзду свою от Бога”. По стране прокатилась волна крестьянских выступлений, количество которых в послевоенный период возросло. Всего по неполным данным за четверть века произошло около 280 крестьянских волнений, и примерно 2/3 из них — в 1813—1820 гг. Особенно длительным и ожесточенным было движение на Дону (1818—1820), в которое было вовлечено более 45 тыс. крестьян. Постоянными волнениями сопровождалось введение военных поселений. Одним из крупнейших было восстание в Чугуеве летом 1819 г. Росло недовольство и в армии, состоявшей в массе своей из набранных через рекрутские наборы крестьян. Неслыханным событием стало возмущение гвардейского Семеновского полка, шефом которого был император. В октябре 1820 г. солдаты полка, доведенные до отчаяния притеснениями со стороны своего полкового командира Ф. Е. Шварца, подали на него жалобу и отказались подчиниться своим офицерам. По личному указанию Александра I, девять “виновнейших” были прогнаны сквозь строй, а затем сосланы в Сибирь, полк был расформирован.

Усиление консервативно-охранительных начал в официальной идеологии проявилось в возврате к традиционному образу России как христианской державы. Религиозные догмы самодержавие попыталось противопоставить влиянию революционных идей Запада. Большую роль здесь сыграли также и личные настроения императора, который успех войны с Бонапартом приписывал вмешательству сверхъестественных божественных сил. Знаменателен и тот факт, что Государственный совет, Сенат и Синод поднесли Александру I титул Благословенного. После 1815 г. император, а вслед за ним и значительная часть общества все больше окунаются в религиозно-мистические настроения. Своеобразным проявлением этого феномена стала деятельность Библейского общества, созданного в конце 1812 г. и к 1816 г. получившего официозный характер. Огромную роль в деятельности Библейского общества играл его.президент, министр духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицын. Основной целью общества были перевод, издание и распространение в народе Библии. В 1821 г. в России впервые был издан Новый Завет на русском языке. Однако среди членов общества широко распространились идеи мистицизма. Голицын содействовал изданию и распространению книг мистического содержания, оказывал покровительство различным сектам, был сторонником соединения христианских вероисповеданий, уравнения православия с другими религиями. Все это вызвало оппозицию курсу Голицына многочисленных церковных иерархов, которую возглавил архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Фотий. В мае 1824 г. последовала опала князя Голицына и охлаждение Александра I к деятельности общества. В конце 1824 г. новый президент общества митрополит Серафим представил императору доклад о необходимости закрытия Библейского общества как вредного, в апреле 1826 г. оно было ликвидировано

№ 17 Реформы 60-70х годов 19 века: содержание, характер, результаты.

· Эпоха реформ 60-х гг. XIX в. изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. выделяемые три направления общественной мысли второй половины XIX в. (консерваторы, либералы и революционеры) по-разному подходили к решению этих вопросов.

· Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра III и Николая II царскими сановниками Победоносцевым, Толстым, Деляновым и др. В целом консерваторы придерживались известной формулы «Самодержавие, православие, народность», выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйстве и проводя политику русификации окраинных земель империи.

· Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Лорис-Меликов, Абаза, Милютин). Кроме того, российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Петрункевича, Чичерина, Струве и др.

· Отсчет начала русской либеральной идеологии принято вести от конституционного проекта М.М. Сперанского 1809 г. Возникшие в российском обществе на рубеже XVIII–XIX вв. либеральные идеи наметили программу реформ, осуществлявшихся правительством в 1861–1874 гг., которые ставили целью создание правового государства. Либерализм во многом опирался на созданные в России после 1864 г. земские учреждения. В записках и проектах преобразований, неоднократно подававшихся от имени земств императору, часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности свободу слова, созвать всероссийское земское представительское учреждение – прообраз парламента. Во многом схожие планы содержались и в проекте министра внутренних дел России Лорис-Меликова, названном позднее частью русского общества «конституцией Лорис-Меликова». Его суть сводилась к обоснованию образования подготовительных комиссий для рассмотрения законопроектов.

· В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882 г. Однако после убийства Александра II возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра III на проведение охранительного курса, и Лорис-Меликов покинул правительство вместе с другими либеральными деятелями.

· В целом либеральная мысль второй половины XIX в. рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ. Однако к концу века на политическую сцену России выходит новое, мощное общественное движение – либеральные демократы ведущую роль среди которых играли Струве и Милюков. Новый либерализм заявил собственные претензии на политическое и социальное переустройство России, которое предполагало полновластный парламент, верховный суверенитет народа, широкие свободы и социальные реформы.

№ 18 Общественно политические движение в России во второй половине 19 века.

· Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся англо-австро-французский блок — гак называемая Крымская система — был нацелен на сохранение политической изоляции России и ее военно-стратегической слабости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы. Однако в силу поражения она потеряла право решающего голоса в международных делах и из-за статьи о нейтрализации Черного моря лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России. Основные направления внешней политики На западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально-европейскими государствами определялись традиционными династическими связями, общностью их политических и идеологических устоев. Царское правительство было готово к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и к восстановлению своего международного престижа. Большое значение приобрело среднеазиатское направление. Русское правительство выдвинуло и осуществило программу присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации. В связи с усилением национально-освободительных движений на Балканах в 70-е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых государств. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами. Во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер. Англо-французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо-германо-французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно-стратегических позиций на Дальнем Востоке. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу реки Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке правительства начали быстро осваивать эти благодатные земли. Там вскоре возник ряд городов — Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др. Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875 г. Петербургский русско-японский договор признал остров Сахалин исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско-японских отношениях. Продолжая традицию первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в международных делах. В 1867 г. Россия уступила (фактически продала) за 7,2 млн. долларов Северо-Американским Соединенным Штатам пустынную северо-западную часть американского материка — полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы. Однако впоследствии выяснилось, что Аляска является богатейшей кладовой полезных ископаемых (золото, нефть и др.). В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в международных делах.
№ 19 Внешняя политика российской империи во второй половине 19 века - в начале20 века.

· В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии. Россия относилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития.

· За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности. Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего, использование опыта и оказание помощи развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

· После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900 - 1903 гг., затем период длительной депрессии 1904 - 1908 гг. В 1909 - 1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1,5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. Появились крупные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продамет, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

· Одновременно шло укрепление банков и образование банковских групп (Русско-Азиатского, Петербургского международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникали новые монополистические объединения типа трестов и концернов. Вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи, зато дешевая рабочая сила в России и огромные сырьевые ресурсы способствовали притоку иностранных инвестиций в Россию. Несмотря на высокие темпы экономического развития, России все же не удалось догнать ведущие страны Запада. В начале XX в. она была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду с высокоразвитой капиталистической индустрией, в экономике России большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства, от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального.

· Сосредоточением пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, крупное помещичье землевладение и крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины). С другой стороны, крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, которые являлись тормозом для модернизации крестьянского хозяйства. Хотя здесь и произошли определенные сдвиги, выражавшиеся в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, однако в целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

· Социально-классовая структура страны отражала характер и уровень ее экономического развития. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление - как наследие феодальной эпохи: дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, казачество. К началу XX в. ведущие позиции в экономике страны занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества.

· Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20 % - кулаки, 30 % - середняки, 50 % - бедняки). Между полярными его слоями назревали противоречия. Класс наемных рабочих, насчитывавший к концу XIX в. около 18,8 млн. человек, также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла еще связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитывавший к этому времени около 3 млн. человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.

· Политическим строем России была абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II, взошедший на престол в 1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России. С упорным постоянством он отвергал все попытки ограничить свою власть. Высшими государственными органами в стране до 1905 г. являлись Государственный Совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов.

· Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых координировалась Комитетом министров. Но последний не имел характера Кабинета министров, так как каждый министр был ответственен только перед царем и выполнял его указания. Николай II крайне ревниво относился к любой крупной личности среди своих министров. Так, С.Ю. Витте, приобретший в результате успешных реформ большую власть и влияние в правящих кругах, был в 1903 г. смещен со своего поста. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

· Российская империя являлась многонациональным государством, в котором 57% населения составляли нерусские народы, подвергавшиеся в той или иной форме национальному угнетению. Национальный гнет проявлялся по-разному, в зависимости от уровня социально-экономического, политического и культурного развития того или иного региона. При этом важно отметить, что уровень жизни русского народа был не выше, а чаще даже ниже, чем других народов. В развитых районах (Финляндия, Польша, Прибалтика, Украина) угнетение проявлялось в стремлении к унификации местных условий и их специфики с общероссийским устройством. В остальных окраинах, где национальный вопрос переплелся с колониальным, значительное место занимали полуфеодальные методы эксплуатации, процветал административный произвол. Царизм не только ущемлял права нерусских народов, но и сеял между ними рознь, недоверие, вражду. Все это не могло не породить национальный протест. Однако раскол российского общества происходил, главным образом, не по национальному, а по социальному признаку.

· Тяжелое экономическое положение, гражданское и политическое бесправие, репрессии и преследования явились причиной постоянно растущей эмиграции из России. Крестьяне массами устремлялись на заработки в приграничные государства, а затем в США, Канаду, Бразилию и даже Австралию. Стремясь избежать притеснений на национальной почве, немалое число российских подданных эмигрировало. И, наконец, все более заметную часть эмиграции составляли люди, сделавшие целью своей жизни борьбу с самодержавием.

№ 20 Политическое и социально-экономическое развитие России в конце 19 в начале20 века.

· Революция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и по-литических (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.

· Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что результатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: пра-вительственного, либерального и революционного.

· В ходе революции можно выделить два основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).

· На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку ивано-во-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне — Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.

· В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в Рос-сии. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.

· Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

· Спаду революционной активности во многом способствовало начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция. Революция 1905—1907 гг. имела большое историческое зн чение. Она показала властям, что их выбор лежит между реф0п мами и революцией, а промедление грозит социальным взркГ вом. В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.

· Несмотря на поражение, революция 1905 - 1907 гг. имела большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России:
- были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;
- улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;
- крестьяне добились отмены выкупных платежей

№ 21 Первая русская революция 1905-1907гг. причины, характер, особенности и итоги.

· Певолюция 1905—1907 гг. была вызвана рядом экономических (помещичье землевладение, отрезки, крестьянская община, чересполосица, отработочная система и др.) и по-литических (царское самодержавие,

· сохранение сословных привилегий, отсутствие демократических прав и свобод и др.) предпосылок. Ускорила революцию неудачная для России русско-японская война.

· Революционные события начались 9 января 1905 г., когда мирное шествие петербургских рабочих к Зимнему дворцу, с петицией к царю об установлении 8-часового рабочего дня и минимальной оплаты труда, было расстреляно войсками. В ответ в столице началось сооружение баррикад, а по стране Прокатилась волна возмущения. Начались массовые выступления в самых различных регионах. Революция носила буржуазно-демократический характер так как ее главной задачей была ликвидация пережитков крепостнического строя. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она имела ряд особенностей. Основными движущими силами выступали пролетариат, крестьянство и либеральная буржуазия. Причем главной и наиболее последовательной политической силой в революции стала не буржуазия (в России она была нерешительна и слаба), а пролетариат, готовый идти к достижению поставленных целей до конца. Ситуация осложнялась и тем, что революция приобрела национальный оттенок на окраинах страны, где о своих собственных интересах заявили представители национальной буржуазии и рабочего класса. Кроме того, у разных политических партий различным было представление о начавшейся революции. Даже в рядах социал-демократов оно было диаметрально противоположным: большевики считали, что результатом победоносной революции должно стать формирование временного правительства, как органа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а меньшевики настаивали на том, что временное правительство (если оно будет сформировано) должно состоять из представителей буржуазии, как это было в странах Запада. Большевики выступали за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, а меньшевики считали, что об этом не может быть и речи, пока пролетариат не стал большинством населения страны. Революционные события развивались путем взаимодействия и борьбы трех политических лагерей: пра-вительственного, либерального и революционного.

· В ходе революции можно выделить два основных этапа: нарастание революционной борьбы (январь—декабрь 1905 г.) и ее спад (конец декабря 1905 — июнь 1907 г.).

· На первом этапе следует отметить 72-дневную стачку ивано-во-вознесенских рабочих, впервые выдвинувших помимо экономических радикальные политические требования (созыв Учредительного собрания, введение политических свобод и т. п.). Здесь был образован первый в России Совет уполномоченных депутатов. 14 июня началось восстание на броненосце «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры., В Лодзи всеобщая стачка рабочих в июне 1905 г. переросла в вооруженное восстание. В августе 1905 г. возникла первая массовая организация в деревне — Всероссийский крестьянский союз, в котором ведущие позиции принадлежали эсерам; и либералам. Они предлагали объявить землю собственностью всего народа, но выступали против насильственных форм борьбы. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 г. участвовало свыше 2 млн. человек. Наряду с рабочими ее участниками стали студенты, учителя, врачи, служащие государственных учреждений. Главными требованиями участников стачки были: 8-часовой рабочий день, введение демократических свобод, созыв Учредительного собрания.

· В условиях сложившегося равновесия политических сил царь был вынужден подписать составленный С. Ю. Витте манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозгласил политические свободы (слова, совести, собраний и союзов) и объявил о созыве законодательного органа — Государственной думы. Таким образом, требования одной из трех основных движущих сил революции были удовлетворены. Либеральная оппозиция восприняла этот документ как завершение революции и начало конституционного строя в Рос-сии. Манифестом царь, по сути, склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования легальной многопартийности. Были созданы две крупные политические партии — «Союз 17 октября» (лидерами которой стали крупный заводчик А. И. Гучков и лидер земского движения Д. Н. Шипов) и конституционно-демократическая партия (ее лидером стал известный историк, профессор П. Н. Милюков). Программы обеих этих партий были нацелены на формирование конституционно-монархического строя.

· Однако, несмотря на принятие Манифеста, волнения не прекратились. В ноябре руководство Крестьянского союза, недовольное тем, что аграрный вопрос до сих пор не решен, объявило о присоединении к всеобщей забастовке рабочих. Продолжались и выступления в армии. В ноябре произошло восстание под руководством лейтенанта П. П. Шмидта на крейсере «Очаков». Апогеем революции явилось декабрьское вооруженное восстание в Москве (6—19 декабря). Вооруженные выступления произошли в Сормове, Красноярске, Чите. Все они были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не последовало, однако крестьянские восстания не только не прекратились, но и усилились (в апреле 1906 г. их было 47, а в июне — 739). Необходимо было срочно проводить аграрную реформу.

· Спаду революционной активности во многом способствовало начало работы Государственной думы, а также принятие царем Основных законов Российской империи, ограничивавших власть монарха и потому воспринятых в кругах либеральной общественности как первая российская конституция. Революция 1905—1907 гг. имела большое историческое зн чение. Она показала властям, что их выбор лежит между реф0п мами и революцией, а промедление грозит социальным взркГ вом. В 1905—1906 гг. царская власть, под давлением народного недовольства, пошла на серьезные изменения в политической и экономической системе страны, что создавало возможность для поступательного и относительного спокойного развития российского общества.

· Несмотря на поражение, революция 1905 - 1907 гг. имела большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России: - были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии; - улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день; - крестьяне добились отмены выкупных платежей.

№ 22 Внутренняя политика в 1907-1914 годах. Третьеиюньская политическая система и ее сущность. Столыпинская аграрная реформа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: