Особенности русской модели историко-экономического развития

Происхождение и становление истории экономики как науки.

• Отцом истории ученые почти безоговорочно считают древнегреческого ученого Геродота (490–425 гг. до н.э.). Именно он впервые обозначил область исторического исследования.

• История прежде всего изучает в хронологической последовательности такие события жизни человечества как войны, революции, восстания, жизнь царствующих особ, выдающихся политических деятелей и т.п.

• Экономика как наука также зародилась в Древней Греции. Ее творцами считают древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н.э).и Аристотеля (384–322 гг. до н.э).

• Однако лишь к XVIII в. стараниями прежде всего великого шотландца Адама Смита (1723–1790)экономическая теория обрела предмет своего исследования – изучение наиболее общих закономерностей процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

• В научном сообществе сложилось убеждение, что экономическая теория (политическая экономия) не должна отвлекаться на исторические, национальные особенности экономического развития различных стран.

Немецкая школа
(молодая историческая школа)

Макс Вебер (Max Weber) (1864-1920), немецкий социолог, экономист и историк культуры.

• Основная работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Вернер Зомбарт (V erner Sombart;)

(1863-1941) - немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры.

• Основные работы посвящены экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Испытал в молодости влияние работ К.Маркса

• Наиболее известный труд: Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека (1913)

В 1880–1890-е гг. экономическая история стала учебной дисциплиной в ведущих университетах мира.

В России впервые этот курс был прочитан в 1885/86 учебном году В.Ф. Левитским (1854–1915) в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, а чуть позднее – М.М. Ковалевским (1851–1916) в Санкт-Петербургском университете.

Русская (советская) школа

С.Г. Струмилин

(1877-1974)

Ф.Я. Полянский

(1907-1982)

А.В. Аникин

(1927-2001)

П.И. Лященко

(1876-1955)

Французская школа
(Школа «Анналов»)

Фернан Бродėль (1902–1985)

Французский историк и организатор науки.

• Основные труды: «Материальная ц ивилизация, экономика и капитализм», «Динамика капитализма»

• Школа «Анналов» (новая историческая наука, «тотальная» история) возникла на рубеже 1920-1930-х гг. в Париже. Ее представители ставят в центр исследований не деятельность великих людей, не описание политических событий, а исследование всего общества в его целостности на протяжении больших временных отрезков.

Клиометрика

• Новым в направлением в изучении истории экономики стала КЛИОМЕТРИКА, возникшая в последней трети ХХ века в США.

Клиометрика - наука, изучающая экономическую историю с применением методов экономико-математического анализа, статистического моделирования и расчета возможных альтернативных версий развития экономики в прошлом.

• Ярчайшие представители этого направления - лауреаты премии памяти А.Нобеля по экономике 1993 г.

Роберт Фогель (р.1926) и

Дуглас Норт (р.1920)

 

История экономики России как составная часть истории экономики. Предмет истории экономики России.

Предметом истории экономики является

хозяйственная жизнь человечества в ее хронологической эволюции (от первобытного состояния до современности).

Особенности русской модели историко-экономического развития

• Ориентация хозяйства на автаркию (замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность).

• Способность работников и хозяйств к самоограничению.

• Ориентация хозяйства не на прибыль и наращивание потребления, а на самообеспечение и самодостаточность.

• Двойственность взгляда на труд: как на добродетель и как на тяжкую обязанность. Преобладание морального поощрения к труду над материальным.

• Собственность − функция труда, а не капитала. Капитал, отданный в рост, рассматривается как паразитический.

• «Рваный» ритм трудового процесса преобладает над равномерным.

• Преобладание общих (общинных) интересов над индивидуальными (частными).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: