Происхождение и становление истории экономики как науки.
• Отцом истории ученые почти безоговорочно считают древнегреческого ученого Геродота (490–425 гг. до н.э.). Именно он впервые обозначил область исторического исследования.
• История прежде всего изучает в хронологической последовательности такие события жизни человечества как войны, революции, восстания, жизнь царствующих особ, выдающихся политических деятелей и т.п.
• Экономика как наука также зародилась в Древней Греции. Ее творцами считают древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н.э).и Аристотеля (384–322 гг. до н.э).
• Однако лишь к XVIII в. стараниями прежде всего великого шотландца Адама Смита (1723–1790)экономическая теория обрела предмет своего исследования – изучение наиболее общих закономерностей процессов производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
• В научном сообществе сложилось убеждение, что экономическая теория (политическая экономия) не должна отвлекаться на исторические, национальные особенности экономического развития различных стран.
|
|
Немецкая школа
(молодая историческая школа)
• Макс Вебер (Max Weber) (1864-1920), немецкий социолог, экономист и историк культуры.
• Основная работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
• Вернер Зомбарт (V erner Sombart;)
(1863-1941) - немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры.
• Основные работы посвящены экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (Зомбарт собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Испытал в молодости влияние работ К.Маркса
• Наиболее известный труд: Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека (1913)
В 1880–1890-е гг. экономическая история стала учебной дисциплиной в ведущих университетах мира.
В России впервые этот курс был прочитан в 1885/86 учебном году В.Ф. Левитским (1854–1915) в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, а чуть позднее – М.М. Ковалевским (1851–1916) в Санкт-Петербургском университете.
Русская (советская) школа
С.Г. Струмилин
(1877-1974)
Ф.Я. Полянский
(1907-1982)
А.В. Аникин
(1927-2001)
П.И. Лященко
(1876-1955)
Французская школа
(Школа «Анналов»)
Фернан Бродėль (1902–1985)
Французский историк и организатор науки.
• Основные труды: «Материальная ц ивилизация, экономика и капитализм», «Динамика капитализма»
• Школа «Анналов» (новая историческая наука, «тотальная» история) возникла на рубеже 1920-1930-х гг. в Париже. Ее представители ставят в центр исследований не деятельность великих людей, не описание политических событий, а исследование всего общества в его целостности на протяжении больших временных отрезков.
|
|
Клиометрика
• Новым в направлением в изучении истории экономики стала КЛИОМЕТРИКА, возникшая в последней трети ХХ века в США.
• Клиометрика - наука, изучающая экономическую историю с применением методов экономико-математического анализа, статистического моделирования и расчета возможных альтернативных версий развития экономики в прошлом.
• Ярчайшие представители этого направления - лауреаты премии памяти А.Нобеля по экономике 1993 г.
Роберт Фогель (р.1926) и
Дуглас Норт (р.1920)
История экономики России как составная часть истории экономики. Предмет истории экономики России.
Предметом истории экономики является
хозяйственная жизнь человечества в ее хронологической эволюции (от первобытного состояния до современности).
Особенности русской модели историко-экономического развития
• Ориентация хозяйства на автаркию (замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность).
• Способность работников и хозяйств к самоограничению.
• Ориентация хозяйства не на прибыль и наращивание потребления, а на самообеспечение и самодостаточность.
• Двойственность взгляда на труд: как на добродетель и как на тяжкую обязанность. Преобладание морального поощрения к труду над материальным.
• Собственность − функция труда, а не капитала. Капитал, отданный в рост, рассматривается как паразитический.
• «Рваный» ритм трудового процесса преобладает над равномерным.
• Преобладание общих (общинных) интересов над индивидуальными (частными).