Схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося (для педагогических специальностей)
В процессе прохождения педагогической практики студент, вероятнее всего, столкнется со сложными учениками, к которым трудно найти правильный педагогический подход. Составление психолого-педагогической характеристики позволит студенту научиться правильно выходить из сложных педагогических ситуаций, объективно оценивать даже самую сложную и противоречивую личность.
Характеристика
Ученика_______________________________________________
школа___________класс______учебный год_______________
1.Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к каким-либо организациям, увлечения, склонности и др. (анализ школьной документации)
2.Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности внутрисемейных отношений, отношение в семье к ученику, забота о воспитании (беседа с классным руководителем).
3.Характеристика классного коллектива, членом которого является школьник. Чтобы выявить актив класса, определить особенности отношений в классе, необходимо провести социометрическое исследование. Здесь также необходимо характеризовать общую успеваемость и дисциплинированность класса, отношение к общественной работе и к трудовым обязанностям, сложившиеся традиции детского коллектива (результаты социометрии попросить у школьного психолога).
|
|
4.Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в классе, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в школьном коллективе (по результатам наблюдения).
5. Взгляды и убеждения, стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы (по результатам беседы с учеником).
6.Ученик в различных видах деятельности (по результатам наблюдения и беседы с классным руководителем):
а) отношение к учению - выполняет работу (не) добросовестно, учится с интересом (без интереса), (не) желает учиться, успеваемость, дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков;
б) отношение к трудовой деятельности: (не)сознательное,(не)добросовестное, (не)сформированы трудовые навыки;
в) общественная активность школьника,) профессиональная ориентация и выбор профессии.
7. Характеристика познавательной деятельности:
а) память (на основе беседы с учеником и классным руководителем). Примерные вопросы ученику (учителю): «В каком случае учебный материал запоминается тобой (учеником) наиболее успешно: если он представлен на доске в графической (схема, таблица) или текстовой форме/ рассказ учителя или самостоятельное прочтение/ путем составления плана или мысленного воспроизведения последовательности событий/ долго ли ты (ученик) запоминаешь материал или «схватываешь на лету»?» На основе ответов на вопросы делается вывод об уровне развития различных видов памяти (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая и.т.д.).
|
|
б) внимание, внимательность (на основе наблюдения за учеником на уроках и беседы с классным руководителем)
в) мышление: последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение рассуждать и делать выводы, самостоятельность в суждениях и выводах (на основе наблюдения за учеником на уроках и беседы с классным руководителем).
г) степень развития устной и письменной речи, богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме (на основе наблюдения за учеником и беседы с классным руководителем).
8.Особенности эмоционально - волевой сферы: характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитость чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических), глубина и устойчивость чувств, степень эмоциональной возбудимости школьника, быстрота протекания и смены эмоций, внешняя выраженность эмоциональных переживаний, эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их. Волевые особенности личности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание (на основе наблюдения за учеником и беседы с классным руководителем).
9. Способности ученика (теоретические, практические, учебные, творческие, предметные, музыкальные, математические, лингвитические, технические, литературные, спортивные, коммуникативные, организаторские и т.д.) и степень их развитости (на основе беседы с классным руководителем и учеником). Привести примеры проявления конкретного вида способностей ученика в деятельности.
10. Характер. Черты характера, проявляющиеся в отношении к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.), к классу и школе (переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям), к общественным обязанностям и поручениям, к труду, к товарищам и взрослым, к вещам, к самому себе (на основе беседы с учеником и с классным руководителем).
11. Темперамент. См. методику в приложении 1.
Ученик отвечает на вопросы опросного листа «Определение типа темперамента». Студент пишет выводы и интерпретацию. Бланк с ответами учащегося приложить к характеристике. 13.Что сделано студентом за время практики по воспитанию учащегося, каковы результаты этого воспитательного воздействия.
12.Педагогические выводы. Указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учеником со стороны учителей, родителей, классного и школьного коллектива, а также со стороны самого ученика.
13.В отчете, предоставляемом студентом - практикантом, должно быть односамостоятельное психологическое исследование, связанное с определением индивидуальных особенностей соотношения черт различных типов темперамента и преобладание одного из типов. Все остальные выводы делаются с помощью анализа школьной документации (журнала), наблюдения за учеником, беседы с классным руководителем и учеником.
Приложение 1
Доказано, что темперамент в значительной степени влияет на психологический облик человека. В процессе обучения и воспитания некоторые особенности темперамента сглаживаются и могут контролироваться человеком, но эти изменения происходят достаточно медленно и требуют специальных усилий. Поэтому особенности темперамента, их внешние проявления в деятельности и поведении, способы реагирования в тех или иных ситуациях необходимо учитывать в работе с учащимися разных возрастов.
|
|
Необходимо помнить:
1. «Чистые» типы темперамента встречаются крайне редко, чаще мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт определенного типа.
2. «Плохих» и «хороших» темпераментов не существует. У носителя каждого темперамента есть свои плюсы и свои минусы; в одной ситуации то или иное свойство выступает как благоприятное условие деятельности, в другой – как осложняющий фактор.
3. Не следует пытаться «переделывать» темперамент человека, это может вызвать активное сопротивление или психологический кризис.