Раннее средневековье, тюркский и монгольский периоды

В период раннего средневековья (VI—XIвека) историческое развитие древних обществ было тесно связано с событиями в степях Центральной Азии. Дело в том, что на центральноазиатской территории в предшествующее время появились кочевые племена тюрок. В их пределах, сменяя


друг друга, возникают ранние государства, которые принято называть «каганат».

В период существования Первого (552—630 годы) и Второго (679—742 годы) Тюркского каганатов на территории Кузнецкого края продолжала развиваться традиционная культура, созданная кулайцами. Но, несомненно, произошли значительные изменения. Они были связаны с увеличением доли скотоводства в хозяйственной деятельности населения, с дальнейшим социальным расслоением общества.

История этого народа воссоздана по материалам раскопок могильников у сел Саратовка, Шабаново, Ваганово, кладов, найденных в окрестностях Елыкаева, Терехина, Егозова, Лебедей.

О местных истоках его развития свидетельствуют обряд погребения в виде кремации с последующим захоронением в кургане, форма посуды и ее орнамент, некоторые бытовые изделия и предметы вооружения. Но у них появляется ряд изделий, особенно в оружии и снаряжении коня, которые характерны для централь-ноазиатских тюрок. По сравнению с предшествующим временем значительно усложнилось и увеличилось оружие. Материальную культуру населения Кузнецкой котловины дополняют клады. Если егозовский и лебединский представляли набор украшений костюма шамана, то другие, вероятно, отражают накопление богатства. В этом отношении показателен терехинский клад, в составе которого было более 100 золотых предметов. Большая часть клада связана с украшением пояса. Елыкаевский клад представлен мечами, кинжалами, копьями, наконечниками стрел.

Через тюрок кузнецкое население осуществляло контакты с Китаем и государствами Передней Азии. В частности, в погребениях найдены китайские монеты. Одной из особенностей исторического развития в это время было то, что местное население постоянно испытывало влияние кочевников центральноазиатских степей. В конечном итоге это приведет к полному заимствованию их культуры и языка.

В это же время по берегам реки Томи обитали другие племена, происхождение которых связано с таежными районами Восточ-


ной Сибири. Они жили небольшими коллективами в поселках из деревянных домов прямоугольной, реже круглой формы. Характерным признаком этого населения являлась круглодонная посуда, украшенная узкими налепными валиками. Создатели такой керамики очень быстро расселились по реке Томи, вплоть до нижнего ее течения, и оказали влияние на население сопредельных районов.

В IX—X веках ситуация на территории Кузнецко-Салаирской области существенно изменилась. Это было отражение тех событий, которые происходили в степях Центральной Азии, а точнее в непосредственной близости от нашей территории. В 840 году кыргызы создали огромную державу. Этому предшествовали длительные войны с уйгурами, которые наконец-то были разгромлены. Приблизительно в это же время в верховьях реки Иртыш возникает раннее государство кимаков. Граница между ними и кыргызами проходила по хребтам Кузнецкого Алатау.

По мнению специалистов, на территории Кузнецкого края обитали племена, которые в письменных источниках известны как кипчаки. На раннем этапе они находились в зависимости от кимаков, а на позднем кипчаки стали господствовать в государстве. О социальном и имущественном неравенстве в обществе, о хозяйстве и образе жизни свидетельствуют памятники археологии. Это было кочевое или полукочевое население. Они разводили овец и крупный рогатый скот, а также лошадей, которых использовали под верховую езду. Они не мыслили себя без коня. Не случайно в захоронениях мужчин их сопровождает лошадь (иногда с уздой) или ее шкура. Пасти скот было занятием рядовых общинников. Вожди племен занимались только управлением. Заметно выделялись главы семей.

Война по-прежнему один из главных факторов жизни общества кочевников. И у кипчаков мы видим разнообразный набор оружия, среди которого основными были лук со стрелами и палаш. Естественно, кузнечное производство было ориентировано на его изготовление. Более того, были изобретены новые марки железа, в частности, стали.


Развитие общества и культуры кипчаков шло при активном взаимодействии с кыргызами. Отдельные группы их даже проникали на территорию кипчаков. Так, на горе Кайчак (Горная Шория) было найдено погребение кыргызского воина. Известны находки кыргызских ваз в памятниках Мариинской лесостепи. В целом между двумя народами существовали активные торго-во-обменные отношения.

В начале XI века значительная часть кипчаков вынуждена была покинуть свои земли и уйти далеко на запад в восточноевропейские степи. Немного позже в русской летописи впервые упоминаются племена половцев. Это и были кипчаки. Причиной миграции могли быть события на юге, в пределах западных районов Китая и Средней Азии, где властвовали воины государства киданей. Но не все кипчаки покинули свою территорию. Какие-то их группы, а также группы пришлого населения (с территории юга Красноярского края) продолжали жить на территории Кузнецкого края вплоть до XII века.

Монгольский период (XIII—XIV века) на территории Кузнецко-Салаирской ландшафтной области изучен очень слабо. Основные исторические события этого времени проходили в степи и были связаны с образованием империи чингизидов. Владычество монголов над населением края было формальным, поэтому оно вряд ли могло вызвать какие-либо существенные перемены. Об этом свидетельствуют археологические источники памятников у сел Ур-Бедари, Мусохраново, Торопово. Сохранялся прежний обряд погребения, только появляются захоронения лошадей в отдельных грунтовых ямах. Как и прежде, основу материальной культуры составляло оружие. Воины были вооружены железными саблями, кинжалами, ножами и луком со стрелами, которые хранились в берестяных колчанах. На воинах был пояс с набором накладок из бронзы или серебра, с ремешками и пряжками. Не меньше был украшен конь. На сбруе также были разнообразные накладки. Бытовые предметы представлены керамической посудой, кресалами и т.д.

По мнению антропологов, население монгольского времени в облике сочетало европеоидные и монголоидные расовые черты.


Это еще раз позволяет утверждать, что местная линия исторического развития и внешняя, связанная с тюркским миром, длительное время находились во взаимодействии. Кардинальной ломки не происходило. Но в конечном итоге процесс тюркизации местного населения был завершен. Когда Кузнецкая земля была включена в состав Русского государства, русских встретили здесь коренные народы, говорившие на тюркском языке. Началась новая страница в истории нашего края.

Литература

История Сибири. Л., 1968. Т. 1.

1. История Кузбасса. Кемерово, 1967.

2. Окладников А. П., МартыновА.И. Сокровища Томских писаниц. М., 1979.

3. Кулемзин А. М., Бородкин Ю. М. Археологические памятники Кемеровской области. Кемерово, 1973.


Глава II

Земля Кузнецкая
становится российской (1618—1721 годы)


§ 1. Присоединение Кузнецкой земли к России

XVII век в деле освоения территории современной Кемеровской области — это время осуществления исторической миссии России. Еще Древняя Русь вынуждена была выбрать экстенсивный путь своего развития — расширения территории и освоения ее природных богатств. Сама историческая обстановка предопределила освоение земель, лежащих к северу и востоку от ее границ: именно там не было соседей с сильным военно-экономическим потенциалом.

С образованием Русского государства проявился его интерес к далекой Сибири. Иван IV решил расширить за счет Сибири количество ясачных плательщиков. Ясак в Сибири собирали с коренного населения в основном шкурами пушного зверя: соболя, норки, горностая. Тогда этот товар высоко ценился на российских и зарубежных рынках и был верным и надежным источником пополнения государственной казны и личного состояния всякого предпринимателя. На пушные богатства Сибири распространялось монопольное право государства.

Главными путями продвижения русских землепроходцев, очевидно, были реки Чердынь, Вишера, Тавда, Тобол, Иртыш, Обь, Томь.

Исходной точкой проведения колонизации Кузнецкой котловины стало основание в 1604 году города Томска, который открыл путь русским землепроходцам к среднему и нижнему Притомью. Считается, что первые известия о посылке томским воеводой вооруженных отрядов вверх по реке Томи относятся к 1607—1608 годам. В литературе есть более точное указание: 20 ноября 1608 года первая группа казаков отправилась в верхнее течение Томи для сбора дани, а также обмена на пушнину «казанских товаров». Во главе ее стояли Важен Константинов, Левка Олпатов и Ивашка Шокуров. В феврале 1609 года служилые люди вернулись в Томск.

Продвигаясь вглубь сибирской земли, русские служилые люди облагали местных жителей ясаком, всех их они называли татарами. Сбор ясака сопровождался своеволием сборщиков, которые твори-


ли подчас насилие и обиды из-за обмана. Бывало, вооруженными казаками захватывались заложники из числа «лучших людей», чтобы принудить местных татар к повиновению.

Попытки томских воевод собрать ясак с населения верхнего Притомья встретили ожесточенное сопротивление со стороны кыргызской, телеутской и калмацкой знати. Она сама отправляла сборщиков дани дальше от себя, к своим противникам, совершавшим на них набеги из бассейнов рек Томи, Мрассу и Кондомы. В такой ситуации местные жители попадали в систему двое- и троеданства, при которой слабый род вынужден был давать дань двум и даже трем сторонам. Русские служилые люди вынуждены были обороняться от конкурентов и тем самым объективно оборонять местных жителей от иноземного вымогательства.

Бывали случаи, когда местное население «добровольно» переходило под покровительство неизвестного для них русского царя. Тогда их род освобождали от уплаты ясака и включали его жителей в разряд так называемых служилых татар. Затем их использовали как переводчиков в сношениях с различными сибирскими народами, как участников «подводной гоньбы», т.е. перевозки грузов и людей по указанию местной администрации «для государева дела», или как военную силу в борьбе с другими местными жителями. Так применялась тактика «ведения войны против азиатов руками самих азиатов». За свою службу русскому государю служилые татары получали жалование деньгами, а иногда и в натуральной (хлебной) форме. Но местные князьки и мурзы по возможности не сами несли эту службу, а направляли на нее своих зависимых людей.

С момента прихода в 1609 году в земли бассейна реки Абы русские служилые люди первое время находили поддержку у местного князька Базаяка. Но после 1611 года абинцы оказались изменниками. Существует версия, что изменить отношение к русским им приказали кыргызы, данниками (кыштымами) которых они являлись. И абинцев пришлось покорять силой.

В трудных, непривычных природных условиях при сложных взаимоотношениях с местным населением отрядам русских служилых


людей приходилось подолгу задерживаться в незнакомых землях, а иногда и зимовать там. На месте таких зимовий стали возникать небольшие временные остроги как военные центры и центры управления на новых землях. Одним из первых острогов, возникших на Кузнецкой земле, был острог в районе Абагура, основанный в 1615 году. В этом же году была основана деревня Ягуново.

Наконец томский воевода поставил перед Сибирским приказом вопрос о строительстве постоянного укрепления в верхнем течении реки Томи. Решение вопроса затягивалось: у центральной и местной власти не было необходимых сил и средств. И только в 1617 году из Москвы последовал указ о строительстве острога на реке Томи. По распоряжению русского царя Михаила Федоровича, переданному через тобольского воеводу князя И. С. Куракина и туринского воеводу Д. Вельяминова, томский воевода набрал отряд из своих служилых людей, также из служилых людей Тюмени и Верхотурья. Отряд сына боярского Остафия Харламова (Михалевского) из 45 казаков отправился в 1617 году вверх по реке Томи из Томска, чтобы поставить острог на устье Кондомы. Ранние морозы заставили отряд сделать незапланированную остановку на зимовку в среднем течении реки Томи. Сюда из Томска 18 февраля 1618 года был направлен еще один отряд под командованием томского татарского головы Осипа Кокарева и казачьего головы Молчана Лаврова. Они прибыли на лыжах. А оттуда объединенный отряд весной 1618 года, поднялся вверх по реке Томи для строительства острога.

Правда, вопрос о месте нахождения острога остается открытым. Документальных свидетельств об этом не сохранилось: видимо, они сгорели в огне пожара 1729 года. Г. Ф. Миллер думал, что острог располагался на северо-восточном берегу Томи, напротив устья реки Кондомы. Но по другой версии, первоначально острог был поставлен на реке Кондоме, в 6 километрах от ее впадения в Томь, на Красной Горе. Эту версию подтверждают материалы археологических раскопок.

Новый острог располагался в землях абинцев, которых казаки называли кузнецами за умение плавить и ковать железо. Отсюда


и название острога — Кузнецкий. Первыми кузнецкими воеводами стали Тимофей Степанович Бабарыкин (Боборыкин) и Осип Герасимович Аничков (Оничков или Онисков). Острог служил опорным пунктом для сбора ясачных платежей с местного населения.

Чтобы понять характер обустройства и быт первых русских кузнечан, важно учесть некоторые особенности их выживания на новых землях. До XVII века основным продуктом питания русских был ржаной хлеб. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши — овсяные, гречневые, ячменные, пшеничные. Помимо этого, зерно служило основой для приготовления целого ряда напитков — кваса, пива, а также для винокурения. Продукты животноводства и птицеводства стояли на втором месте после хлеба и другой растительной пищи.

Земледельческий характер русской культуры в целом, потребность в хлебе и растительной пище, которую испытывали прибывавшие в Сибирь служилые люди, сделали вопрос хлебоснабжения одним из главных в деятельности местной администрации. Именно поэтому в переписке с центральными ведомствами государства вопрос о пашенных возможностях территории стал важным аргументом в пользу основания острога.

Первыми жителями острога были русские служилые люди и кузнецкие татары. Притом русские были на положении «го-довалыциков» — командированных из Томска на определенный срок. Они несли военно-караульную службу, совершали поездки по окрестностям для сбора ясака, совершали походы против кочевников, осуществляли работы по ремонту и строительству сооружений.

За службу государю полагалось денежное, соляное и хлебное жалованье (т. е. плата за службу наличными деньгами, зерном (хлебом) и солью). При этом на протяжении всего XVII века хлеб поступал в Тобольск из европейской части страны, преимущественно из поморских городов. Для его получения воеводы сибирских городов и острогов отправляли в сибирскую столицу специальные отряды служилых людей. Жалованье получали нерегулярно. Его часто задерживали и выплачивали не в полном объеме, как пра-


вило, ниже установленных окладов. Бывало так, что служилые люди, доставлявшие жалованье своим же сослуживцам, делили его в дороге между собой. Особенно часты были недоплаты хлебного жалованья.

Недостаток продовольствия, прежде всего хлеба, толкал русских служилых людей в условиях Сибири использовать в пищу нетрадиционные для них источники питания, что противоречило религиозно-этическим нормам православного человека.

Бытовые трудности обустройства на новом месте, разные личные способности преодолевать трудности, нерегулярная выплата жалованья заставляли служилых людей вступать в долговые обязательства. Видимо, самой распространенной была заемная кабала, согласно которой невозможность должника выплачивать долг в срок вынуждала его со всей семьей отдаваться кредитору в холопство, т.е. в личную зависимость «до искупу». Однако поскольку подавляющую часть русского населения в Сибири составляли служилые люди, поэтому переход в холопское состояние для самих мужчин был невозможен, и в кабалу отдавали членов их семей.

В начале XVII века Кузнецкий острог был после Томска самым южным пунктом освоения земель в Сибири. Статус города Кузнецк получил в 1622 году. В том же году Кузнецк получил свой первый герб. Кузнецкая земля стала российской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: