Здоровье, болезни, лечение, трепанация

Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество лекарственных средств растительного происхождения. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые лекарственные растения. Это прежде всего пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока). Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей.

Переход первобытного человека к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования имел немаловажное значение для расширения медицинских познаний. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека надежно защищало обильное смазывание жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, в особенности переломами и вывихами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу от костров, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторические люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения — поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потребность в одежде научила наших далеких предков примитивным методам обработки шкур животных.

По представлению первобытных людей, при почтительном отношении к предку члены семьи не болели. Поэтому приемы врачевания у первобытных людей сводились к стремлению умилостивить его. Распространилась вера в заклинания, колдовство, порчу. Применялись средства внушения и устрашения — танцы в соответствующих костюмах, гонг, бубен, крики. Чтобы изгнать злого духа, больному часто не давали пищи и воды. Больных кололи иглами, били до тех пор, пока «злой дух» не будет изгнан. Первобытные люди верили, что «злой дух» попадает в тело человека с пищей, поэтому больному давали рвотные препараты. Изгнание «злого духа» производилось и техническим путем — при ранах с нагноением применяли высасывание. У колумбийских индейцев знахарь изгонял «злого духа» путем надавливания кулаками на живот больного. Применялись кровопускание, насечки и скарификация.Часто знахари в первобытном обществе комбинировали применение специальных приемов и лекарственных средств: при лечении желудочно-кишечных заболеваний больному давали пить настои горьких трав, при некоторых других секли крапивой, царапали тело больного до крови или растирали его. Для лечения люди применяли средства «магического воздействия»: фетиши, талисманы, амулеты. Последние часто применялись в сочетании со снадобьями. Так, в бусах амулетов было заключено лекарственное вещество, которое заглатывалось вместе с бусами (рвотное, болеутоляющее). Интересно, что амулеты из чеснока применялись при таких заболеваниях, как скарлатина и дифтерия.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homosapiens.Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсутствие крстной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции.Причина трепанации —вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет- покинуть тело больного. В то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков.' Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории: медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.




double arrow
Сейчас читают про: