Современные подходы к науке менеджмент

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

Факультет экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости

Кафедра «Менеджмент строительных организаций»

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Теория менеджмента»

для студентов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

дневной и заочной форм обучения

Утвержден на заседании кафедры

менеджмента строительных организаций

протокол № 3 от 21.10.2016

 

Макеевка-2016

Содержание

 

Тема 1. Концептуальные подходы к науке менеджмент: теория, предмет, объект  
Тема 2. Миссия, цели и условия менеджмента  
Тема 3. Законы и закономерности менеджмента  
Тема 4. Методы и принципы менеджмента  
Тема 5. Планирование как общая функция менеджмента  
Тема 6. Организация как общая функция менеджмента  
Тема 7. Мотивация как общая функция менеджмента  
Тема 8. Контроль как общая функция менеджмента  
Тема 9. Организация коммуникационного процесса  
Тема 10. Процесс принятия управленческих решений  
Контрольные вопросы  
Список рекомендованной литературы  

 

Тема 1. Концептуальные подходы к науке менеджмент: теория, предмет, объект

Современные подходы к науке менеджмент

Предмет, объект, субъект менеджмента

Организация как основной объект менеджмента

Современные подходы к науке менеджмент

Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме сочетания нескольких подходов.

Ниже приведены типы и краткие характеристики наиболее распространенных на современном этапе подходов к менеджменту.

Системный подход — система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь.

Комплексный подход — учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход — исследование и усиление взаимосвязей между отдельными элементами (подсистемами) менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, Уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход — ориентация управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя (повышение качества, экономия ресурсов, использование научно-технического прогресса).

Функциональный подход — потребность рассматривается, как совокупность минимальных по затратам на единицу полезного эффекта функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Динамический подход - объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, на основе ретроспективного анализа и] перспективного прогноза.

Воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление воспроизводства товара для удовлетворения, потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта (опережающее планирование, интеграция науки и производства и т.д.).

Процессный подход — процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход — установление рационально обоснованных нормативов управления по всем подсистемам менеджмента: целевой, функциональной, обеспечивающей.

Количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок и др.

Административный подход — регламентация функции прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход -оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе концепции поведения в управлении фирмой.

Ситуационный подход — самым эффективным методом в конкретной ситуации (сочетания внутрифирменных и внешних факторов) является наиболее адаптированный к ней.

Исходя из вышеперечисленных подходов менеджмент – это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение целей современной организации (предприятия) c помощью функций: планирование, организация, мотивация и контроль.

Существуют и другие определения менеджмента, например:

Согласно Википедии менеджмент - управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или Управление производством — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

По институциональным сферам ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д.

Менеджмент также — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.

Термины «менеджер» и «менеджмент», в их сегодняшнем понимании, впервые стали применяться США. Английский язык, в свою очередь, заимствовал эти слова из латинского: «manus» по-латыни означает «рука». Отсюда термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

Поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: это слово применялось не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды, а слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь. В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий поняли, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью [1].

В настоящее время научная литература содержит огромное количество различных определений понятия «менеджмент», некоторые из которых представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Определения понятия «менеджмент»

Авторы Понятие менеджмента
Определения понятия «менеджмент», данные отдельными авторами
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения организационных целей
Дафт Р.Л. эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов
Герчикова И.Н. самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

 

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление технологическими процессами, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: