Русская культура XVII В

В истории России в XVII в. завершается период средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры средневековья, но намечаются новые элементы. Однако, новые тенденции обозначились к концу века, и были связаны с преобразованиями Петра I. В XVII в. начинается формирование русской нации: обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев, складывается единый русский язык, постепенно разрушается средневековое, религиозное мировоззрение, происходит обмирщение культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светскости, гражданского характера. Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания. Росту грамотности способствовало появление новых учебных пособий. В 1634г. был издан первый Букварь Василия Бурцева, в 1648г. вышла грамматика Михаила Смотрицкого, а в 1687г. - "Считание удобное" - таблица умножения. Продолжали выходить рукописные книги (произведения как светского, так и религиозного содержания), которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Обучение грамоте велось "мастерами" из лиц духовного звания, обучение начинали с 6 лет, учили букварь, затем часослов и псалтырь. Стали устраиваться школы при монастырях: в 1680г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами - в одном изучали славянские языки, в другом - греческий. В 1687г. на Никольской улице было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, после окончания которой студенты получали служебные чины.

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повести, героями которых становятся не святые, а обычные люди. Многие литературные произведения были просвещены Смутному времени ("Сказание " Авраама Палицина, "Новая повесть о преславном Российском государстве"), где рассуждалось о причинах смуты и описывался патриотизм русского народов. В произведениях 2-ой пол. XVII в. появляется интерес к человеческой личности, к внутреннему миру. К XVII в. относятся первые записи фольклора, что оказало влияние на письменную литературу, в которой сближается литературный и народный языки. Основными литературными жанрами остаются летописи, сказания и жития. Жанр жития приобретает характер автобиографии. Наиболее известным произведением этого жанра является "Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное", просвещенное расколу в русской церкви. Появляются и новые литературные жанры: сатирические произведения, демократическая сатира и стихотворный жанр. Например стихотворная "Повесть о горе-злосчастии", которая посвящена конфликту отцов и детей в купеческой семье (напоминает притчу о блудном сыне). К демократической сатире следует отнести "Повесть о Ерше-Ершовичпе" и "Повесть о Шемякином суде".

В зодчестве XVII в. также происходит обмирщение: отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности и декоративности. Появляется новый стиль - "дивное узорочье" - характеризующийся обилием декоративных мотивов с заимствованием восточных и западных элементов. Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним и внутренним убранством. Снижаются различия между светским и гражданским строительством: церкви становятся похожими на светские хоромы - к основному зданию пристраиваются приделы, галереи. Выдающимся памятником того времени является московская церковь Рождества в Путинках (1652), особенностью которой было то, что между основным храмом и приделом была выстроена колокольня. Деньги на строительство этой церкви собирали горожане, а когда их не хватило, то они обратились за помощью к царю. Эта церковь стала последней шатровой церковью. В 1652г. на патриарший престол вступил Никон, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавые. По новым канонам построена была резиденция патриарха - Новоиерусалимский монастырь. Появляется новый стиль - московское барокко, для которого были характерны: различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы с наружи и внутри, а также симметричность и многоярусность композиции. Образцом московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1693), построенная братом царицы князем Нарышкиным, а также Трапезная Троице-Сергиево монастыря и многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. Черты нового стиля видны в архитектуре здания Печатного Двора (1679) и Сухаревой башне (1701). Примером светского строительства было сооружение Теремного дворца Московского кремля (1637), выполненного артелью русских мастеров во главе с Баженом Огурцовым. Это было многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, украшенное многоцветными изразцовыми поясами. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль, большинство церквей которого превосходило по размерам и убранству московские церкви. Самой известной ярославской церковью стала церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1687) - 15-тиглавая краснокирпичная с голубыми изразцами. Развивается гражданское строительство: богатые купцы и дворяне строят для себя каменные жилые дома, в архитектуре которых наблюдается приверженность к богатому оформлению фасадов. Примерами таких зданий являются палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеньевской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке.

Живопись в XVII в. развивалась очень бурно и ее также коснулся процесс обмирщения. Происходит развитие реалистических черт живописи, развивается интерес к человеческой личности. Появляется бытовой жанр - парсунная живопись (от сл. "персона"). Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков - русский живописец и гравер. Парсуна Ушакова сочетают в себе традиционные приемы живописи и новые черты: переход от условности к более точному изображению. На его иконах присутствуют реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы. Самое известное произведение Ушакова - "Спас нерукотворный", в 1617г. он создал икону "Троица", в которой в отличие от иконы Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив лица ангелов цветущими и пышущими здоровьем. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере на досках яичными красками (парсуна царя Федора Иоанновича и парсуна воеводы князя Скопина-Шуйского). В 80-90гг. XVII в. русские художники создают наиболее известные парсуны - дяди Петра I Л.К.Нарышкина, и его матери - Н.К.Нарышкина, для которых более характерно внимание к внутреннему миру человека.

До XVII в. на Руси не было театра, его заменяли народные празднества и обряды с участием ряженых, где участвовали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники. В России театр появился в XVII в. как придворный и школьный театр, возникновение которого было связано с интересом придворной знати к западной культуре. Такой театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление было повещено истории библейской Эсфири и состоялось 10 октября 1672г. и так понравилось царю, что он смотрел его 10 часов подряд. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иностранцы. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I. В XVII в. кроме придворного существовал и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам и были посвящены евангельским сюжетам, писались в стихах.

Общественно-политическая мысль и публицистика XVII века.

Оживление публицистики в первой четверти XVII века было связано с потрясениями Смутного времени. Публицистические произведения нач. XVII века не только выражали взгляды различных социальных групп, но и воздействовали на все общество в целом выявляя общие для всех социальных слоев требования. Одно из первых таких сочинений появилось в 1606г. – повесть «Како возвести неправедно на Москве царский престол Борис Годунов». Оно отражало взгляды феодальной аристократии, которая возвела на престол Василия Шуйского. В повести подчеркивались положительные черты политики В. Шуйского и «раскрывались» преступления Б. Годунова. В повести были предприняты попытки показать положительный характер реформ Шуйского не только для привилегированного сословия, но и для представителей посада.

По мере нарастания политической борьбы в публицистике усиливается патриотический мотив. В этом ключе написана «Новая повесть о Преславном Российском царстве и великом Московском государстве». Эта повесть была написана в 1610-1611гг. в стиле подметного письма (воззвания к народу). Цель этого произведения – призвать всех православных к борьбе против интервентов. В повести не был представлен анализ Смуты, а основное внимание уделено доказательствам необходимости объединения всех патриотических сил, обвинялись интервенты в попытке искоренить православную веру, а семибоярщина –в пособничестве захватчикам. В повести доминирует религиозный мотив.

С позиций церкви написан «Плач о пленении и разорении Московского государства» в 1610г. Автор произведения считает, что гибель Московского государства связана с предательством бояр и интервенцией. В повести содержится призыв к покаянию и просьба Божьего заступничества.

Рассуждения публицистов нач. XVII века о причинах смуты и действиях правительства более откровенной представлены в «Псковских повестях» 1610-1611гг. Известно две таких повести, причем считается, что их автор был выходцем из посадской среды. 1) «Повесть о псковском разорении 1610 года». Представлено описание города, разделенного на два лагеря: духовенство и служилые люди, 2) стрельцы, пушкари и крестьяне. Сочувствие автора на стороне последних. Причина смуты -–в предательстве высших сословий. Вторая «Псковская повесть» написана более грамотным человеком. Автор излагает события русской истории начиная с 1584г. Главная его тема – преступление бояр против Отечества, предательство которых продолжается и после изгнания интервентов.

Если оживление публицистики в первой четверти 17 века было связано с потрясениями смутного времени, то в 20-е гг. XVII века появляются произведения духовных и светских авторов, посвященные объяснению и анализу бурных событий окончания смуты: «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Катырева-Ростовского. Главную причину обрушившихся на страну бедствий они видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении гос. власти.

После Смуты и утверждения новой династии Романовых, появляется новая политическая теория, которая должна была лечь в основу нового государственного устройства. Новый этап развития русской публицистики отличается аналитическим характером произведений и ориентирован на дворянско-боярскую служилую аристократию. Все публицистические произведения сер. XVII века направлены на поддержание авторитета новой власти. Это проявляется в отборе фактов и манере их объяснения. Наиболее ярким произведением этого периода является «Временник» Ивана Тимофеева (20-е гг.17 в). Цель его сочинения – поднять престиж государственной власти. Тимофеев анализирует Смуту и решает вопрос о роли и месте различных сословий в государственном устройстве. Он признает божественную сущность царской власти, не считает это основой неограниченной монархии. В качестве основной причины смуты выделяет то факт, что верховная представительная власть начина с Ивана Ш превышала отведенные ей Богом полномочия. Единственным препятствием для усиления царской власти и благом для народа Тимофеев считал местничество. Ограничение этого исторически сложившегося принципа – грех для царя. Он упрекал знать в сословном молчании и признает ее право на сопротивление царской власти, но только для представителей аристократии. Взгляды Тимофеева не получили государственной поддержки.

Более близкой к официальной идеологии была точка зрения Авраамия Палицына. Он после окончания гос. службы удалился от дел в Соловецкий монастырь, где написал свое «Сказание». Палицын ничего не говорит о праве бояр вмешиваться в дела высшей власти. Он говорит о царской власти как о власти неограниченного характера. Для обоснования своей точки зрения указывает на то, что новая династия была изначально выбрана: «Михаил Романов был избран Богом, а затем всем миром». Для Палицына ближе идеал сословно-представительной монархии. В своем произведении он впервые ставит вопрос: что выше, общенациональные интересы или сословные и приходит к мнению, что ради национальных интересов сословия должны поступиться своими привилегиями.

Крупным историческим произведение был написанный по заказу патриарха Филарета «Новый летописец» (1630), который официально обосновывал права Романовых на Российский престол.

В конце 50-хгг. XVII века создание официальной истории поручается специальному учреждению – Записному приказу, задачей которого было продолжение «Степенной книги». После закрытия приказа частично эту задачу выполнял дьяк Федор Грибоедов в своей «Истории».

В 70-хгг. Появляется первая печатная историческая книга – сочинения киевского монаха Иннокентия Гизеля «Синопсис» (описание) – первое доступное многим описание русской истории с древнейших времен. В ней делается упор на закономерность воссоединения Украины с Россией. В 90-х гг. появляются светские произведения, основанные на систематизированном историческом материале («Скифская история» Андрея Лызлова, «История Сибирская» Степана Ремезова).

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). В 1661г. он приехал в Москву, где стал учителем при царских детях. Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим сатирические стихи, религиозные сочинения и сочинения моралистического характера. Они составили два больших сборника: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Учениками Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли XVII века был вопрос о путях развития русской культуры. Значительное распространение получили идеи расширения связей с иностранными государствами, что должно стать средством преодоления культурной отсталости России. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях Ивана Хворостинина и подьячего Посольского приказа Григория Катошихина, который в 1664 бежал в Швецию и составил там свое знаменитое «Описание Московского государства». За приобщение России к европейской культуре выступал в своих произведениях публицист и воспитатель детей Алексея Михайловича Юрий Крижанич. Противниками Запада выступали члены кружка ревнителей древнего благочестия Степан Вонифатьев, протопоп Аввакум.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: