Подходы к пониманию творчества:
Ø Творчество определяется через продукт. Сторонник - К. Тейлор
Ø Сущность творчества раскрывается через процесс.
Р. Арнхейм: «О творчестве нельзя судить по тому объекту, которое оно воспроизводит…Творчество – это полное развертывание знаний, действий и желаний»
Ø Акцент в творчестве необходимо делать на качествах творческой личности.
Дж. Гилфорд: «Творческий потенциал может быть определен как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению»
Итак, мы имеем фактически три подхода к пониманию творчества: как к продукту, как к процессу и как к личности, ее особенностям.
В широком смысле творчество определяется как создание человеком активно преобразованной действительности.
!
В узком смысле, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей. (Г.Гиргинов)
Признаки творчества:
N Наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи
N Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности
N Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)
N Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)
N Новизна и оригинальность процесса или результата
Дискуссии о признаке «прогрессивности»
Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. При анализе творчества наряду с признаками «новизна» и «социальная значимость» необходимо выделять признак «прогрессивность». Иначе мы получим «антитворчество» или варварство, антигуманное в своей основе.
Творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве и преступлении. Сколько изобретательности и таланта проявляют преступники!
Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчества:
Типы творчества.Отличаются по степени соотношения между элементами, базисных сторон психики: образного чувственного отражения; понятийного логического мышления и эмоций.
A. Научное: 1) мышление 2) чувственные образы 3) эмоции
B. Техническое: 1) чувственные образы 2) мышление 3) эмоции
C. Художественное: 1) чувственные образы 2) эмоции 3) мышление
Виды творчества.
1. В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности:
А) интуитивно-эвристическая, Б) нормативно-логическая творческая деятельность.
2. В зависимости от специфики содержания творческих задач:
А) изобретательская деятельность; Б) исследовательская деятельность;
В) художественное творчество (литературное, музыкальное и т.д.);
Г) прикладное творчество, например, народные промыслы.
3. В зависимости от соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности:
А) эмпирические; Б) теоретические.
4. В зависимости от степени инициативы при постановке и решении творческой задачи:
А) самостоятельное творчество; Б) вынужденное творчество.
5. В зависимости от соотношения логических процедур деятельности:
А) индуктивно-творческое; Б) дедуктивно-творческое.
6. В зависимости от сферы деятельности и соотношения объективной или субъективной значимости новизны результата:
А) учебно-творческая; Б) научная (или просто творческая).
7. В зависимости от предметной области:
А) математическое творчество; Б) физическое творчество; В) литературное творчество и т.д.
8. В зависимости от профессии:
А) педагогическое; Б) инженерное; В) творчество журналиста и т.д.
9. В зависимости от формы организации коммуникативных отношений:
А) индивидуальное; Б) парное; В) групповое; Г) коллективное.