Концепция портрета в творчестве передвижников

Портретвживописиестьпередачавпластическойформеспомощьюцветаитона, и, возможно, другихтехническихприемовобразноговосприятиячеловеческойличностисучетомеехарактерныхособенностей. Реализмврусскойживописираньшевсегоутвердилсяименновпортрете членовТПХВ -- Н. Н.Ге (1831 _ 1894), Н. А. Ярошенко (1846 - 1898), В. Г. Перова (1834 _ 1882), И. Н. Крамского (1837 _ 1887) иособенноИ. Е. Репина (1903 _ 1976).

Цели передвижнического портрета - стремлениеовладетьпередовойобщественнойифилософскоймысльюсвоейэпохи, выработатьнаеёосновесвоиэстетическиевзгляды.

Передвижникинеограничивалисьизображениемлишьоднихотрицательных, драматическихсторонжизни. Напротив, имбылсвойствененсоциальныйоптимизм. Врамкахспецифическогожанра – портрета-типа (портрет-тип—собирательныйобраз, структурноблизкийпортрету), онисоздалицелыйрядпрекрасныхпосвоейдуховнойпроникновенностиположительныхтипическихобразов - образовкрестьян, трудовогонарода, революционнойинтеллигенции; портретылучшихдеятелейнауки, литературыиискусства; позжеиобразыреволюционныхрабочих. Передвижникисоздаютобразцыподчёркнутообличительногопортрета, широковводятпортретноеначаловбытовойиисторическиежанры, создаваяпортреты-картины(портрет-картина—портретируемыйпредставленвсмысловойисюжетнойвзаимосвязисокружающимиегомиромвещей, природой, архитектурнымимотивамиидругимилюдьми).

Отдельнымнаправлениемвруслепередвижническогопортретасталпортрет-этюд – этоопытживописнойидеиобраза, воплощенныйавторомвнеожиданносовершенноепластическоерешение, равноценноебольшомухудожественномупроизведению.ПримеромэтюдногомастерстваявляетсяпортретактрисыП. Стрепетовой (1882 г.) кистиИ. Репина. Холстнаписанвтехнике«аллаприма», очемсвидетельствуетподмалевочныйфон, необработаннаямассаволос, живыекасаниявлице. Сочнаялепкаформыширокимиимягкимимазками, активная, свободнаяимощнаяпосветосиле, приближаетэтюдкчислувысокохудожественныхимпрессионистическихработ. Вэтойэскизно-живописнойнаходкенетощущениянезавершенности. Вработехорошоорганизовановоздушноепространство. Холодныеполутонанатеплойосновеиограниченнаяпалитралишьобогащаютживопись. ВданномпортретеРепинвиртуозновоплотилдраматическийобразПелагеиСтрепетовой, непокорность, надрывитрагизмеедуши. Завнешнейэтюднойлегкостьюобнаруживаетсяглубинанатуры. СпомощьюконтрастасветаитениРепинусиливаетчертыпротиворечивогохарактерагероини. Стрепетовавпростомчерномплатье. Большаяголова, выразительныеглаза, чутьприоткрытыйрот. Образстановитсянастолькоубедительным, чтокажется, словноактрисаговоритсозрителем. ВодносеансномпортретномэкспромтеРепинсформулировалвнутреннеесостояниечеловекаиотразилсложностьжизненногопутирусскойженщины.Прекраснопереданаглубокаяистрастнаянатураактрисыдраматическогожанра.Стрепетова, «некрасивая, невысокая, сутуловатая, захватываланетолькостихийностьюбольшоготемперамента, ноимастерствомхудожественногоперевоплощения. Ксильнейшимсредствамеепринадлежалпроникновенныйголос. Репинтонковоплотилсложную, богатуюистрастнуюнатуруартистки.

Сходствовтематическомрассужденииоженскойдолераскрываетнампортрет«Неизвестной»Крамского, этюдккоторомунаходитсявПрагевчастномсобрании. Видно, какживописецзаинтриговантематикой. Художниксумелвкомпозиционномрешениидостичьобразнойгармонии. ГероинянеблагородныхкровейскартиныКрамскогосмотритсвысока, сдостоинством. Вэтюдехудожникострееподчеркнулгорделивыйнравинепокорностьгероини.

Особенностьрусскогопортретавторойполовины XIX веказаключаетсявдоминантемысливпортретномобразе. Есливромантическомпортретепревалировалочувство, тотеперьзаглавнаярольоказываетсязамыслью. Правда, чрезвычайнотрудноотделитьодноотдругого, ибонито, нидругоевизобразительномискусственеподлежитпрямомупредметномувоплощению. Чтобыраскрытьчувстваимысльмодели, художникприбегаетктемилиинымсредствам: выискиваетнеобходимуюситуацию, вкоторую "помещает" героя; выбираетпозу, вглядываетсявжизньлицаипонейпрочитываетвнутреннеесостояниемодели; наконец, сгущаеттенииливысветляеткраски, организуетритмлинийиобъемовстем, чтобыподчеркнутьилиумеритьнайденное.

Квосьмидесятымгодампередвижникивыработалиособыйхудожественныйязык, характерныйорганическимединствомрисункаиживописи. «Толькосочетаниеидеииформыпереживаетсвоевремя», -- утверждалКрамской.

Психологизм, интересквнутреннемумиручеловека, кегосложнейшимдушевнымпереживаниям -- ценнейшаяособенностьпортретнойживописипередвижников. Жизненностьихпортретовипредельнаяубедительностьхарактеристикосновывалисьнапристальномизученииличностипортретируемогоиправильнойоценкеегообщественнойроли. КаждыйпортретРепина, КрамскогоилиПерова -- этоглубокаякартина, раскрывающаяобразнетолькоданногочеловека, ноицелойэпохи. Передатьжевпортретеобщественноезначениечеловека -- важнейшая, ноиисключительнотруднаяхудожественнаязадача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: