ПсихологизмобразовсовременниковнаполотнахИ.Н. Крамского, Н.А. ЯрошенкоиН.П. Ге

ГлаваилидерпередвижниковИванНиколаевичКрамской (1831 _ 1894) вошелвисториюрусскогоискусствакакнепримиримейборецсакадемическойсхоластикойзасодержательноеразнообразиеживописи. Жизненнойубедительностью, яркойиндивидуальностью, глубинойиметкостьюхарактеристикотличаютсяпортретымастера. ПортретнаяживописьбылаистиннымпризваниемКрамскогокакхудожника; онпоказалсебятонкимзнатокомчеловеческойдуши, бесподобныммастеромпсихологическогоанализа. Онвсегдаумелохватитьхарактерное, типическоевизображаемомгерое, виделзначениеобстановки, вещей, деталей.

ВыдающимсяявляетсяпортретЛ.Н.Толстого (1873, ГТГ), накоторомхудожникзапечатлелсложностьдуховнойжизни, глубинухарактераписателя. КрамскомупришлосьдолгоуговариватьЛ. Толстого, преждечемтотсогласилсяемупозировать. Молодомуиещемалоизвестномутогдахудожникупредстоялатруднаязадача. Переднимсиделавтор„Войныимира" вгоды, когдаонприступалксозданию„АнныКарениной" Работанадпортретомдлиласьменеемесяца. Изучаядругдругавовремясеансов, онисловнообмениваютсяпортретами - чертыобликаКрамского, иегохарактерпослужилиматериаломдляобразахудожникаМихайловав«АннеКарениной».

Портретвыполненвспокойнойтемноватойживописнойгамме. Толстой - всвоейпросторнойсеровато-синейрубахе-блузесидитнапросторномстуле, сосложенныминаколеняхруками. Композицияпредельнопроста, фонспокойный, нейтральный, ничтонезаслоняетглавного - выразительнойголовыТолстого. Светотенью, мазкомпоформеКрамскойлепитлицо, несглаживаягрубоватостиформ, «разлапистости»широкогоноса, непытаясьспрятатьбольшоеоттопыренноеухо. Онсловнодоверчивоследуетзаприродой, вложившеймогучийитонкийинтеллектвгрубоватую«мужицкую»оболочку. Исосредоточиваетсвоевниманиенаосвещающихлицоглазах: внимательно, нонемелочнообозначаетконструкциюглаза, чутьтрогаеткраснымибелымслезник, сложнопишетрадужку, высветляяпространствомеждутемным, сострымбликомзрачкомисинейкаемкой. Создаетсявпечатлениеострого, пронизывающеговзора.

Крамскойужевначале 1870-хгодов, закончивработунадпортретомиподводясвоеобразныйитогсвоимвпечатлениям, отлившимсявживописнуюформу, пишетРепину: «АграфТолстой, которогояписал, интересныйчеловек, дажеудивительный. Япровелснимнесколькоднейи, признаюсь, былвсевремяввозбужденномсостояниидаже. Нагениясмахивает». Втожевремяблизкиеговорилиотом, какпохож, доиллюзии, портрет: «Смотретьстрашнодаже», Репинтакжепишет: «Портретегострашнопохож».

ВэтойработеКрамского - всясущностьреалистическогосоциально-психологическогопортрета: такоеотражениеглавноговхарактере, что, какговорилБелинский, «вампокажется, чтозеркалодалеконетакверноповторяетобразвашегознакомого, какэтотпортрет, потомучтоэтобудетуженетолькопортрет, ноихудожественноепроизведение, вкоторомсхваченонеодновнешнеесходство, новсядушаоригинала».

ОдинизнаиболееяркихисвоеобразныхизобразителейгородскойжизнивТПХВ -- НиколайАлександровичЯрошенко (1846-1898). Стремлениекдетальноразработанномусюжетумалосвойственноему - художникбылравнодушенкбытовымдеталямобстановки. ХарактернымдляЯрошенкосталпортрет-тип (однофигурнаякартина-монолог). Онобогатилрусскоеискусствоновымитемами, новымиобразами. Первымсредирусскихживописцевонвоплотилобразиндустриальногорабочего; первымзапечатлелобразыстуденческоймолодежи 70-х -- начала 80-хгодов. Ярошенконазывали«портретистомсовременногомолодогопоколения». СредиегоработособенноинтересенпортретСтрепетовой (1884, ГТГ) выполненныйв 1884 году. Любимыеролиэтойтрагическойактрисы - ролирусскихженщин, задавленныхдомостроевскимукладом. Ееголосзвучалсподмостковтеатрапризывомкосвобождению. ВпортретеН. Ярошенконетрешительноничеготеатрального, зрелищного, никакойпатетики. ХудожникнаписалздесьнеСтрепетову-актрису, аскорееСтрепетову-личность. Онапредставленаздеськакчеловекдемократическогокруга, прогрессивныхубеждений. Большоймастерпсихологическогоанализа, Ярошенкоиспользуетминимумхудожественныхсредств, чтобывыявитьипоказатьзрителюеепрекрасныечеловеческиекачества: серьезностьотношениякжизни, интеллигентность, душевнуюэнергию.

ХудожникведетрассказоСтрепетовойобстоятельно, уважительноитактично. Худая, бледнаядевушкавчерномплатьесбелымворотникомибелымиманжетамистоитпрямопереднами, крепкосжавсвоихудыеруки. Точнообвиняемаядаетнасудепоказания, уверенноотстаиваяправоедело. Собранностьдуховныхсилчеловека, егоготовностьпринятьударысудьбыивместестемрешимостьзащищаться -- таковаосновнаятемаэтогопортрета. Лицоееозареноскорбьюширокораскрытыхглаз, всжатыхруках -- непоколебимаятвердость. Светлоелицонадбелымкружевнымворотникомсоответствуетбледнымрукам, обрамленнымманжетами. Портретнаписансуховато, онпочтимонохромен - преобладаютсерыеичерныетона. Нозатомастернеобычайноточнонашелхарактерныедляактрисыпозуижеструк, передалмногосложноевыражениееелица. Самастрогостьживописисоответствуетвсейнеброскостипортретногообраза. Простотакомпозиции, почтиматематическаясимметрияпятенповышаютсилувоздействияпортрета. Крамскойговорилпроэтотпортрет: «нокогдамывсесойдемсосценыпортретСтрепетовойбудетостанавливатьвсякого - какойглубокийтрагизмвыраженвглазах, какоебезысходноестраданиебыловжизниэтогочеловека».

Тежебольшиеморально-философскиевопросыволновалииНиколаяНиколаевичаГе (1831 -- 1894). Гевоодушевлялаидеянравственногосовершенствованиячеловечества, характернаядляшестидесятниковверавморальную, воспитательнуюсилуискусства. НиколайНиколаевичбылотличнымпортретистом, емувсегдасполнаудавалосьпередатьсложностьинапряженностьдушевнойжизнисвоихгероев. Избегаяяркихдеталейивычурныхпоз, онстремилсяпоказатьвнутренниймирпортретируемогочерезвыражениеглаз, лицо, мимику. ПортретыкистиГепростыпокомпозиционномупостроению, естественныиправдивыстрогойцветовойлаконичностью. Ониодушевленныеисосредотачиваютвниманиезрителейналицечеловека, егоглазах, выражающиххарактер, иточнопереданномхудожникомнастроении.

ВажнымуспехомГеявилсяпортретА. И. Герцена (1867, ГТГ), «рембрандтовский»всвоейдраматическойсветотени, влекущийособойпытливойостротойгерценовскоговзгляда. Геработалнадпортретомвдохновенно, видявегосозданиисвойгражданский, патриотическийдолг. ХудожникверновоспроизвелхарактерныевнешниечертыГерцена: небольшогороста, полный, плотный, спрекраснойголовой, скрасивымирукам; огромныйвысокийлобпересеченэнергичнойскладкой, волосыспроседью, закинутыеназадбезпробора; взглядумных, немногогрустныхглазсосредоточенный, пристальный; носширокийрусскийсдвумярезкимичертамипобокам; седоватаябороданескрываеттвердойлиниирта.

Нопередачейвнешнегосходствавовсенеограничиваетсязамыселживописца. Личноеотношениехудожникакмодели, егособственноемировоззрение, еготворческаяманеранакладываютнапроизведениезримыйотпечаток. Герценизображеннатемно-коричневомфоне. Тольколицо, словновыхваченноеяркимлучомсвета, выделяетсянанем. Художниквобразеписателяподчеркиваетдуховнуюмощь, могучийинтеллект. Темныйкостюмпочтисливаетсясобщимфономпортрета, ипоэтомувниманиезрителяконцентрируетсяналице, котороепривлекаетсвоимобаянием, душевнойкрасотой, богатствомвнутреннейжизни. Гезапечатлелвэтомпортретенесиюминутноесостояниемодели, адуховнуюисториюличности, воплотилопытвсейеежизни, полнойборьбыитревог. Болеетого, вобликедуховноблизкогоемучеловекаГевоссоздалкакбысобирательныйтиплучшихрусскихлюдейсвоеговремени.

Образреволюционераилидемократическинастроенногочеловека - одинизярчайшихврусскойреалистическойживописи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: