| Православные авторы | Католические авторы | Униатские авторы | ||
| 1. | Представители | М. Смотрицкий (до1626 г.) Л. Карпович З. Копыстенский Х. Филалет А. Филиппович и др. | П. Скарга Т. Тишкевич-Скуминович | И. Потей И. Рутский И. Кунцевич и др. |
| 2. | Проблема «истинной церкви» | «Истинной» христианской церковью видели православную | «Истинная» христианская церковь - католическая | «Истинная» христианская церковь - униатская |
| 3. | Проблема религиозной талерантности | Признавалось право на существование в государстве разных конфессий их правовое равенство и право человека на религиозную свободу. | Настаивали на моноцерковном государстве | |
| 4. | Проблема отношений светской и духовной власти | Государственная власть обязана обеспечивать правовое регулирование отношений между конфессиями. Церковь обязана помогать светской власти в управлении государством | Абсолютный приоритет духовной власти перед светской. Главная фигура в политическом управлении – глава католической церкви. | Управление государством осуществляет светская власть при участии церковной |
| 5. | Проблема отношений общества и государства | Идея общества, суверенного относительно государства | Не рассматривали эту проблему. | Идея суверенитета гражданского общества относительно государства |
| Основные положения концепции. | Условия объединения. | Границы унии. | Обоснование необходимости унии. | Основные положения | ||
| Возможность оставить православные церковные обряды и традиции греческого богослужения. | Переход Римской церкви под покровительство папы Римского. | Уния региональная (местного характера) с участием (в будущем) Московской патриархии. | 1. Преодоление обособлен-ности между православными и католиками. 2. Укрепление государствен-ной монолитности и полити-ческой мощи. 3. Создание необходимых условий для развития культуры, науки, просвещения народа. | Петр Скарга (1536- 1612) | Католическая церковь | |
| 1. Сохранение православной церковью своих ритуалов. 2. Запрет католикам склонять православных в свою веру, добиваться православных церквей и земельных владений. 3. Равенство прав православных и католических священников. Введение православных священников в Сенат, допущение их избрания в Сойм. 4. Исправление некоторых незначительных «ошибочных положений» в обрядах Восточной церкви. 5. Уния обязана быть провозглашена Вселенским Собором с разрешения восточных патриярхов. | Автономность православной церкви в унии. | Уния всехристианская – основная идея. Уния региональная (объединение всех православных патриархатов и митрополий, а также христианских конфессий: католической, православной, пратестантской). | 1. Обновление восточной церкви. 2. Возращение.православной церкви прежнего авторитета. 3. Повышение культуры и образования православного духовенства. | Константин Острожский (1527-1608) | ß Сравнит-ая хара-ка проектов унии между-> Православная церковь | |
| 1. Сохранение восточных церковных обрядов. 2. Запрет религиозного принужения в отношении православных верующих. 3. Гарантии участия православных священников в работе Сената и Посольской избы. 4. Назначение на духовные должности в униатских церквях только лиц, которые относились к православному вероисповеданию. 5. Сохранение прежних прав православных братств, деятельности школ, семинарий, типографий. | Переход Восточной церкви ВКЛ под покровительство папы Римского. | Уния региональная(ВКЛ). | 1. Преодоление кризисного положения православной церкви. 2. Осуществление идеи независимости православной церкви и от Константинопольского, и от Московского патриархов. | Ипатий Потей (1541-1613) |
| Симеон Полоцкий (Самуил Петровский Ситниенович (1629-1680) | Казимир Лещинский (1634-1689) | Аарон Адам Александр Олизаровский (1618-1659) | Представители политико-правовой мысли XVII в. В Беларуси | Белорусские мыслители XVII века – предвестники эпохи Просвещения на территории Беларуси и Литвы. |
| «Рифмологион» «Комедия про блудного сына» «Вечеря душевная» «Обед душевный» «Ветроград многоцветный» и др. | а) Трактат «О несуществовании бога» б) Обвинительная речь инстигатора ВКЛ С. Куровича на Варшавском сойме 15 февраля 1689 г. в) Манифест «об атеизме К. Лещинского» | "О политической общности людей " | Основные источники изучения взглядов мыслителей | |
| Сторонник идеологии религиозно-культурного компромисса: взаимопроникновение культур Западно и Восточноевропейских цивилизаций, синтез их духовных ценностей при сохранении типологических особенностей греко-славянской и римско-католической разновидностей христианской цивилизации. Проповедовал терпимость к чужим взглядам и позициям. Развитие государства, общественное благосостояние связывал с уровнем образования в стране. Был сторонником просвещенной монархии. | 1)Сторонник материалистического толкования природы. 2)Отрицал Бога-творца и на его место ставил человека: «Человек – создатель Бога, Бог – создание человека». 3)Сторонник концепций социальной утопии желал «иметь мир без власти, города без начальников, народы без правителей, храмы без служителей, капитолии без судей» | Естественное право не подчиняется божественному праву, а имеет самостоятельные функции. В естественно – правовом учении важнейшее значение отводил природе и разуму. Правовая свобода – способность людей распоряжаться своей жизнью согласно собственному пониманию и одновременно в соответствии с предписаниями закона. Равенство, как и свобода, исходит от свободного от рождения состояния каждого человека и предполагает равное право на достойное положение человека в обществе и защиту законом. Элементы теории общественного договора – «государство как союз и объединение людей, вступивших в соглашение во имя хорошей и счастливой жизни». Выступает против сословной замкнутости и против утверждения о неизменном характере сословной принадлежности | Основные идеи высказанные предвестниками Просвещения на территории Беларуси. |






