Тема 10. Политико-правовая мысль Беларуси на современном этапе

 

За период с 1990 г. и до наших дней Беларусь прошла через такие перемены, которых хватило бы на века. Была принята Декларация о государственном суверенитете и Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР», принята новая Конституция, отменена руководящая роль КПСС, признан плюрализм форм собственности, выбран первый Президент, создан Конституционный Суд, провозглашена задача построения демократического социального правового государства.

Процессы демократизации в белорусском обществе, законодательное оформление государственного суверенитета, с одной стороны, и идеолого-политическое наследие предыдущих периодов белорусской истории, с другой стороны, обозначили две основные тенденции в общественно-политической и правовой мысли современной Беларуси.

Первая, направлена на скорейшее духовно-гуманистическое обновление общества на почве проверенных временем общечеловеческих ценностей – демократии, независимости, прав человека, народного благосостояния. Другая, направлена на подчинение общества государству, моноидеологизацию общественного сознания, нивелировку индивидуума. В рамках этой тенденции наблюдаются попытки эксплуатации отживших социально-психологических стереотипов, использование их представителями определённых социально-политических сил в своих узкоэгоистических интересах.

Наиболее обсуждаемые в политико-правовой мысли Беларуси с начала 90-х гг. и до наших дней проблемы конституционализма – формы государственного управления, разделения властей, гражданского общества и т.д.

Проблема выбора конституционной формы правления в период перед принятием Конституции Республики Беларусь свелась до диалемы: парламентская или президентская. Во время дискуссии обозначились две основные позиции. Первая сводилась к тому, что чисто президентская форма часто вызывает конфронтацию президента и парламента и способно в силу этого стать причиной паралича власти и неуправляемости государства. Вторая позиция исходила из уверенности, что в условиях переходного общества, которым Беларусь и являлась, необходима крепкая, в определённом смысле независимая от парламента исполнительная власть, которой по определению является власть президентская.

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем конституционализма является проблема взаимодействия властей как результат реализации принципа их разделения. Кроме обозначенных Конституцией Республики Беларусь трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – современные белорусские теоретики выделяют ещё три: учредительную, контрольную и президентскую. Учредительная ветвь власти – право устанавливать Конституцию государства, определять устройство верховной власти, закреплять основные права и обязанности граждан принадлежит народу, который осуществляет её через своих представителей выборных органов власти.

Институты контрольной власти организационно обособленны от других ветвей власти. К ним исследователи относили Конституционный Суд (до ноябрьского референдума 1996 г.), органы прокурорского надзора, Счётную Палату, Комитет государственного контроля и другие органы государственного контроля. Анализируя перераспределение полномочий между ветвями власти в Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 г., белорусские правоведы приходят к заключению, что в государстве оформилась ещё одна ветвь власти – президентская «арбитражная по своей сути власть, охранительная, лидирующая по своей направленности».

Белорусские правоведы стремятся выделить смысл и задачи разделения властей. Особо подчёркивается мысль о том, что главным условием реализации концепции разделения властей, как принципа правового государства, является подчинение всех ветвей власти в одинаковой степени закону. С 90-х г. ХХ в. белорусских исследователей интересует проблема гражданского общества и правового государства. Эти понятия рассматриваются как самостоятельные и, вместе с тем, взаимообусловленные. Формирование государства определяется гражданским обществом, а не наоборот. Государство призвано обеспечить условия для формирования гражданского общества, служить ему. Если государство, по мнению белорусских юристов-учёных, существует в различных политико-правовых режимах, то гражданское общество возможно только в условиях демократии. Его неотъемлемыми чертами являются открытость, светский характер, плюрализм мнений и т.д. Результатом развития гражданского общества можно считать правовое государство, которое не противоречит ему, а создаёт условия для его нормального функционирования.

Таким образом, в современной белорусской политико-правовой мысли сформировалось убеждение, что с развитием гражданского общества и становлением правового государства происходит сближение и взаимопроникновение общества и государства.

 

       
 
 
 
 
 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: