Тема 8. Политическая и правовая мысль Советской Беларуси в 20 – 30 годы ХХ в

 

Реализация идеи государственного суверенитета в партийно-государственной практике Советской Беларуси осуществлялась в следующих направлениях: закрепление государственной независимости, принципов равенства и взаимоуважения в межгосударственных отношениях с РСФСР и другими советскими республиками в конституционных актах ССРБ («Декларация о независимости ССРБ от 31 июля 1920 г.», «Союзный рабоче-крестьянский договор с РСФСР от 16 января 1921 г.» и др.); участие БССР в создании СССР; теоретическое обоснование и практическое осуществление укрупнения территории БССР в 1924-1926 гг.; разработка и реализация идеологии и политики белорусизации.

В целом, для политико-правовой мысли этого периода были характерны две тенденции. Первая – нацеленность на национально-государственное и национально-культурное возрождение белорусского народа. Эта тенденция была вызвана процессом государственного строительства и политикой белорусизации. Вторая тенденция – направленность на абсолютизацию марксистско-ленинско-сталинской идеологии. В сознании граждан закреплялись такие ее догмы как классовый характер государства и права, диктатура пролетариата, как высшая форма демократии, приоритет государства и государственной собственности перед интересами личности и личной собственности. Эта тенденция способствовала превращению СССР с конца 20-х годов ХХ в. в государство с тоталитарным политико-правовым режимом.

Правовая мысль Беларуси в 20-30-е годы прошлого века развивалась в русле так называемого революционного, социалистического права. Концепция нового революционного права, как средство осуществления диктатуры пролетариата, начала проводится в практику советской юстиции сразу после октябрьской социалистической революции. Идеологами социалистической идеи право рассматривалось как отражение интересов исключительно класса пролетариата и не являлось защитником прав и свобод частных лиц. Поэтому, созданная в предвоенный период правовая система СССР, соответствовала целям и задачам руководящей коммунистической партии в условиях диктатуры пролетариата, а с начала 1930-х годов – государство с тоталитарным политико-правовым режимом. Определение права, принятое советской юридической наукой, в том числе и белорусской, являлось, по сути, крайней формой этатистского позитивизма. Суть его в том, что государство устанавливает и санкционирует юридические нормы и обеспечивает их исполнение принудительными мерами. Роль общества в формировании права сводилась на нет. Таким образом, согласно господствующей в советской юриспруденции парадигме, право оказалось как бы «под государством», стало частью его политико-административного инструментария.

Определение и принципы советского права стали базой для формирования отраслевых правовых наук.

Особое место в политико-правовой мысли Беларуси 20-30-х годов ХХ в. занимает творчество таких национальных мыслителей и общественно-политических деятелей, как Игнат Владимирович Кончевский (Обдиролович) (1896-1923 гг.) и Владимир Иванович Самойло (Сулима) (1878-1941 гг.).

Создание самого значительного произведения И. Обдираловича – эссе «Адвечным шляхам» совпало с политическими и социальными преобразованиями в Беларуси, с формированием собственной культурной идентичности белорусского народа, поиском форм национально-государственного самоопределения. Автор анализирует историческую судьбу белорусов и призывает их искать свой путь развития и на Западе и на Востоке, брать и использовать лучшее из созданного обоими культурными направлениями, и, вместе с тем, предупреждал белорусов избегать крайностей, негативных черт, характерных для каждой цивилизации.

Белорусская национальная идея, по мысли Кончевского, это отрицание миссионерских форм восточного «византизма» (унитарность, нетерпимость к инакомыслию, концентрация власти в одних руках, тотальный экспансионизм) и западного индивидуализма, в котором кроется тенденция к ассимиляции слабейших народов и синтез лучших сторон этих культурно-исторических типов на основе самобытных национальных форм общественной жизни и культуры.

Политико-правовые, общественные и философские взгляды В.И. Самойлы наилучшим образом сосредоточены в эссе «Гэтым пераможаш!...» (1924 г.). Национальную идею автор называет «инстинктом жизни» народа. Основное её содержание у таких зависимых и разделённых между разными государствами народов, как белорусский, является свобода. По убеждению Самойлы, идея национального освобождения, национальной независимости, суверенного государства, является единственно правильной и справедливой идеей, которая не противоречит ни «природному инстинкту народа», ни законам морали, ни историческому признанию народа, ни интересам всего человечества.

 

Схема 1 к теме 8. Идея государственного суверенитета БССР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: