В идеальном случае при покупке товара потребитель сопоставляет его цену и полезность, которую получает в обмен на потраченные деньги. Это сравнение формирует мнение потребителя о том, является ли продукт дорогим, дешевым, соответствует ли запрашиваемой цене, то есть в конечном итоге влияет на решение о покупке. Таким образом, концепция воспринимаемой ценности товара может быть использована при определении продажной цены.
Пример:
Среди любителей фитнеса был проведен опрос с целью оценить существующие фитнес-клубы по множеству факторов: месторасположению, сервису, чистоте, атмосфере и т.п. Результаты опроса потребителей услуг и цены годового абонемента представлены в таблице:
Название фитнес-клуба | Цена годового абонемента в тыс. руб. | Суммарная оценка клуба потребителями в баллах |
Олимпиец | ||
Тушкан | ||
Планета Здоровья |
На основании данных таблицы мы можем прийти к следующим заключениям:
- по оценке потребителей, цена годового абонемента клуба «Олимпиец» относительно цены годового абонемента клуба «Тушкан» высока; исходя из оценок цена по соотношению «цена-качество» в клубе «Олимпиец» должна быть меньше (40 баллов / 60 баллов * 15 тыс. руб. = 10 тыс. руб.);
|
|
- потребителям, которые оценили клуб «Тушкан» в 60 баллов, цена абонемента в «Планету Здоровья» может казаться относительно низкой, приемлемая цена для «Планеты Здоровья» исходя из воспринимаемой ценности будет 98 баллов / 60 баллов * 15 тыс. руб.= 24,499 тыс. руб.
На основании подобного анализа можно делать заключения о конкурентоспособности цены, использовать данные анализа в рекламных целях и при убеждении клиентов. При неблагоприятных оценках существующей цены есть различные варианты реакции: изменение качества услуг / товаров, снижения или повышения их цены, изменение оценок потребителя.