В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов

Дидактические единицы, обязательные для освоения

Орфография

1.1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и чередующихся)

1.2. Правописание непроверяемых гласных в корне слова

1.3. Правописание Ъ и Ь. Ь в грамматических формах слов

1.4. Гласные -О-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и окончаниях

1.5. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов и глагольных форм

1.6. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание суффиксов

1.7. Правописание гласных перед формообразующими суффиксами в формах глагола прошедшего времени и причастий

1.8. -Н- и -НН- в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных

1.9. Дифференциация написания -Н- и -НН- в полной и краткой формах прилагательных, причастий, наречий

1.10. Правописание согласных в корне слова и на стыке морфем.

1.11. Правописание -НЕ- с различными частями речи

1.12. Правописание -НЕ- и -НИ- на основе их смыслового разграничения

1.13. Правописание НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях

1.14. Слитно-раздельно-дефисные написание различных частей речи.

Пунктуация

2.1. Тире в простом предложении

2.2. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении

2.3. Знаки препинания при однородных членах предложения

2.4. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения

2.5. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций

2.6. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах

2.7. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении

2.8. Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

2.9. Знаки препинания во всех типах сложных предложений

2.10. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах

Культура речи и стилистика

3.1. Орфоэпические нормы

3.2. Нормы лексической сочетаемости

3.3. Лексическое значение слова

3.4. Морфологические и синтаксические нормы

Текст

4.1. Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели стилей

4.2. Изобразительно-выразительные средства языка

5. Система языка

5.1. Основные понятия фонетики

5.2. Лексический состав языка

5.3. Морфология. Классификация и грамматические признаки разных частей речи

5.4. Синтаксис. Понятие о грамматической основе предложения. Типы простых и сложных предложений по структуре

 


Тест для самоконтроля

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Часть А

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов.

 

А1. Буква А пишется в слове

1) эск...латор

2) сокр...щение

3) зар...сль

4) р...весник

5) ум...лять о помощи

 

А2. Ь знак пишется в слове

1) бул...он

2) к помещич...ему крыльцу

3) гвоз...дик

4) отреж...

5) восем…сот

 

A3. Буква О пишется в слове

1) ж...лудь

2) снож...м

3) заверш…нный

4) дириж...р

5) парч...вый

 

А4. Согласная буква пропущена в слове

1) ас…ортимент

2) рас...чертить

3) скольз...кий

4) гиган...ский

5) грам...отность

 

А5. Буква Е пишется в слове

1) пр...кончить

2) пр...дворный

3) пр…тендовать

4) отмет...нка

5) преодолевать

 

А6. Буква Е пишется во всех словах ряда

1) колыш...шь; он выпор...т

2) на знамен...; о чирикань...

3) к наступающ...му празднику; с приехавш...м отцом

4) о сверхприбыл...; о Севастопол...

5) о бильярд...; о мавзоле...

 

А7. А(Я) пишется в слове

1) брезж...щий

2) закач...нный газ

3) уч...щий латынь

4) тащ...щий

5) плач...щий

 

А8. НН пишется в слове

1) студс.ый

2) квалифицирова...ый

3) ветре...ый

4) моше.ичество

5) позолоче...ый

 

А9. -НН- пишется в предложении

1) Девушка была взволнова...а предстоящим объяснением, говорила быстро, не глядя в глаза собеседнику.

2) Скорость поездов на новой трассе была утрое...а.

3) Часто и нервно вспыхивали ракеты, лома...о обозначая передовые линии окопов противника.

4) Топилась щелястая, давно не маза...ая печь.

 

А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду

1) (не)навсегда; (не)ряшливый вид

2) (не)проснувшись; (не)надолго, а на час

3) (не)виновность; (не)раз спрашивали

4) (не)чиненный еще велосипед; (не)спеша

5) очень (не)интересный рассказ; (не)по-товарищески

 

A11. НИ пишется в предложении

1) Положено было сообща бабушке не говорить об этом н... слова.

2) Кто н... понимает всей важности такого явления, тот пусть лучше не судит о нашей литературе.

3) С кем только н... воевал Суворов!

4) О чем, бывало, н... заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить.

 

А12. Пишется НЕ

1) Жить и писать ему (н...) для кого, потому что тех он ненавидит, а нас презирает.

2) Наконец акулы отстали, им было уже (н...)чего есть.

3) В области стихосложения с Тредиаковским не могли сравниться не только Ломоносов и Сумароков, но и (н...)кто другой из соотечественников.

4) (Н...)когда я протянула ему деньги, он почти злобно оттолкнул мою руку.

 

А13. Слитно пишется

1) (кролико)водство

2) (до)суха

3) (в)четвером

4) действовать (в)открытую

5) (нашатырно)анисовый

 

А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) От ума до рассудка _ гораздо дальше, чем полагают.

2) Танцы _ это искусство отдергивать свою ногу раньше, чем на нее наступит партнер.

3) Первое, что я увидел, вернувшись после долгого отсутствия, _ укоряющие глаза жены.

4) На хлеб зарабатывают руками, на масло _ головой.

А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Она приносит дрова, топит печь и чувствует, как расправляется ее одеревенелое лицо_ и как проясняются мысли.

2) Девочки залезли на крышу сарая_ и через редкий забор им было отлично видно, как цыганенок играл кнутом, а хромой мужик ругал его на непонятном языке.

3) Будет скоро тот мир погублен! Посмотри на него тайком, пока тополь еще не срублен_ и не продан еще наш дом.

4) Она привязывалась к нему все сильнее, обожала его_ и было немыслимо сказать ей, что все это должно иметь когда-нибудь конец.

 

А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Один из них, низенький, смуглый до черноты с рябым лицом и приплюснутым носом, вышел в сенцы.

2) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.

3) Все то, о чем они говорили: о зимних воробьях, о видениях Дали, о способах заварки чая, о теории цвета Гёте, никак не соотносилось с заботами стоявшего на дворе времени.

4) Очень скоро она не только заняла угловую комнату, но и определилась в семье в статусе полуродственницы и всем стала необходима.

 

А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Не нравилось матери в нем и то, что он влюбленный в её дочь ездил в дом полтора месяца и чего-то как будто ждал.

2) В гостиной она остановилась глядя на дверь и тщетно стараясь придать своему лицу строгое и презрительное выражение.

3) Потом возникло слабое зареви полузатемненной Москвы и гулкие пустые платформы Белорусского вокзала.

4) Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою.

5) Кричит этот маленький древесный лягушонок только перед дождем.

 

А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) На столе стоял букет полевых цветов, собранных_ должно быть_недавно.

2) Между тем_ снеговая крупа сменилась дождем.

3) Игра в карты, обжорство, пьянство отхватывают на свою долю лучшую часть времени, и_ в конце концов_ остается какая-то куцая, бескрылая жизнь.

4) По словам современников_ во всех обществах, во всех культурах любовь и брак существовали раздельно, сливаясь в одно только при исключительно редких и благоприятных обстоятельствах.

 

А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Он любил свою газету, как сигару после обеда, за производимый ею в голове туман.

2) За десять лет он так и не узнал, как следует, своих сослуживцев.

3) Пристал, как банный лист, со своими расспросами.

4) И этот засыпанный снегом бульвар казался ему не чем иным, как преддверием мира.

 

А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) У меня столько хлопот по дому, что если со мной случится что-то ужасное, я смогу начать огорчаться не раньше, чем через две недели.

2) Мне не написали ни почему изменились его планы, ни когда он теперь собирается заехать к нам.

3) Когда телега что привезла Леонтьева за кордон, скрылась, он посмотрел вокруг и вздохнул.

4) Она не заметила, как ушел поезд, и обнаружила его исчезновение только после того, как обратила внимание на открывшиеся по его отбытии вторые пути.

 

А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении

1) Швондер, вспыхнув, сказал Филиппу Филипповичу, что вы исказили наши слова.

2) «Позвольте, профессор», начал Швондер, меняясь в лице.

3) По сообщениям синоптиков, «во второй половине дня ожидается дождь», но я абсолютно уверен, что вопреки прогнозам будет ясно.

4) Шарль Бодлер парадоксально заметил, что: «Работать не так скучно, как развлекаться».

 

А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:

Единственное средство умственного общения людей есть слово, (1) и (2) для того чтобы общение это было возможно, (3) нужно употреблять слова так, (4) чтобы при каждом слове вызывались у всех соответствующие, (5) точные понятия.

 

А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове

1) слив о вый

2) эксп е ртный

3) торт ы

4) ст а туя

5) туфл я

 

А24. Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении

1) Мы должны собраться и обсудить ряд вопросов.

2) Скоропостижный отъезд Чацкого, однако, не говорит о его поражении: он не сломлен, не отказался от своих принципов.

3) Тактично дай ему понять, что его присутствие у нас на даче в воскресенье нежелательно.

4) По сути, из наших кошельков нефтяные короли столбят место в мировой элите.

5) При этом он испытал нетерпимую душевную боль.

 

А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в предложении

1) Родители жалуются, что только на учебники и тетради каждого ученика приходится инвестировать больше тысячи рублей.

2) Проиллюстрируйте свою мысль примерами.

3) Книгу написал некто В. Петров. Но я такого писателя не знаю, он для меня аноним.

4) Хирург своими большими добрыми руками берет скальпель и делает надрез.

 

А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании

1) пирожки с яблочной повидлой

2) часовые поясы

3) на полноводном Миссисипи

4) признаться в допущенном просчете

 

А27. Речевая ошибка допущена в предложении

1) Поднявшись на вершину горы, перед нами открылась великолепная панорама.

2) У меня двое близких подруг, и обе живут в Петербурге.

3) Выразительное чтение это не только выражение голосом эмоций, обусловленных содержанием текста, но и правильный выбор темпа, соблюдение пауз, верное логическое ударение.

 

Часть В


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: